Бывает, что ребенок ни с того, ни с сего закатывает истерику, отказываясь идти в школу. Казалось бы, и учитель нравится, и с одноклассниками все отлично. Зачастую причиной такого поведения становится больничный, во время которого дети окружены максимальной заботой родителей и вдоволь смотрят телевизор. Когда приходит время возвращаться на учебу, они осознают, что дома веселее.
Попытки избежать школы, притворяясь больным, плача и обнимая вас, протесты против переодевания пижамы — частое явление в младшем школьном возрасте. Как правило, это всего лишь незначительный шаг назад в естественном движении ребенка к независимости, но иногда это признак тревожных расстройств.
Какова бы ни была причина, есть множество стратегий, чтобы вернуть ребенка в школу.
Выявите его страхи
Нам кажется, что в садике и начальной школе все просто, но для детей это тяжелый труд — следовать правилам и получать новые навыки. Все это требуют энергии и усилий. Если все каникулы ребенок отдыхал, ел любимую еду и по утрам обнимался с вами, и даже если просто болел, он же понимает, что лучше остаться дома, чем усердно работать в школе.
Кроме того, уже к 5-6 годам дети начинают осознавать свою уязвимость, что приводит к всплеску тревожности. Они волнуются, что во время учебы с родителями или с ними самими может случиться что-то плохое, и они не смогут защитить друг друга. Наслаждаясь в этом возрасте новым уровнем независимости, дети в то же время ее боятся.
Исключите развлечения
Как мы уже выяснили, иногда дети не хотят идти в школу просто потому, что дома веселее. Выход простой — сделать пребывание дома скучным.
Если ребенок утром жалуется на головную боль, оцените, правда ли это. При отсутствии температуры, рвоты и прочих явных симптомов попытайтесь его уговорить: «Давай все же попробуем. Если что — я заберу тебя в любой момент». Выйти за дверь — уже полдела.
В дни, когда ребенок остается дома, окружите его заботой, но исключите использование гаджетов и прочие развлечения. Осознав, что день на больничном не равен играм, он захочет вернуться в школу.
Разберитесь в ситуации
Ребенка может волновать конкретная проблема, от поездки на автобусе до травли от одноклассников. Но он не всегда способен объяснить и осознать, чего избегает.
Если он отказывается идти в школу, жалуясь на боль в животе, помогите ему решить эту задачку, сказав: «Знаешь, когда я боюсь опоздать, у меня тоже иногда болит живот. Но он перестает болеть, когда я придумываю, как успеть. Расскажи, почему ты волнуешься?». Может выясниться, что ребенка дразнят одноклассники. Если он сам не может объяснить причину, спросите учителя.
Определив проблему, обсудите с педагогом или школьным психологом ее решение, особенно если дело в травле. Порой капелька дополнительного внимания классного руководителя творит чудеса. Помогает и семейная фотография в детской комнате.
Займитесь более глубокими проблемами
Если ребенок постоянно отказывается идти в школу, расстраивается до слез или проявляет другие признаки беспокойства, такие как ночные кошмары или страх быть брошенным, проконсультируйтесь с педиатром о посещении психолога, специалиста по детской тревожности.
Некоторые дети боятся что-то не то сказать или сделать, но при должном внимании воспитателя или учителя с этим можно справиться. Если же такого педагога нет, ситуация может принимать крайние обороты, вплоть до того, что ребенок начнет мочиться в штанишки, уклоняясь от школы. Без длительной работы с психологом в таких случаях не обойтись.
Имейте в виду, что переход в новый класс — это большой шаг, а шаг назад — спутник скачка в развитии. Поддержите ребенка, сказав: «Может быть, тебе немного страшно, но ты справишься!». Осознание способности преодолеть свои проблемы — один из важнейших уроков как в школе, так и за ее пределами.