Известно, что решающее слово — кто будет играть ту или иную роль в фильме всегда остается за режиссером. Но бывают случаи, когда режиссера просят заменить одного артиста на другого. Причем просят настолько настойчиво, что ему ничего не остается, как только подчиниться.
Вот, например, 4 советских актрисы, которые попали в известные картины именно по просьбе. Хотя, если честно, то фильмы от этого ничуть не проиграли.
Людмила Геника-Чиркова
Картина режиссера Михаила Калатозова «Верные друзья» вышла в прокат в далеком 1954 году. Но и сегодня, спустя почти 66 лет, этот фильм о трех закадычных друзьях с удовольствием смотрят зрители.
Мало кто знает, что изначальный сценарий картины, написанный известным поэтом и драматургом Александром Галичем, существенно отличался от того, что мы видим на экране.
Так, вместо академика архитектуры Нестратова предполагался ученый-астроном, которого должен был играть Николай Черкасов. Но артист посчитал сюжет слишком легкомысленным для себя и отказался. Тогда у режиссера и появилась задумка переделать астронома в архитектора и отдать эту роль Василию Меркурьеву.
Правки в сценарий вносились и непосредственно во время съемок. Например, именно тогда возник сюжет с замороженным строительством и его начальником-бюрократом (Алексей Грибов). Кроме того, некоторые изменения были сделаны по просьбе актеров, в частности Бориса Чиркова, исполнителя главной роли профессора Чижова.
Дело в том, что в первоначальном сценарии сцена в сельской больнице была написана вскользь. Но у Калатозова возникла идея ее расширить и снять, как московский профессор делает сложную операцию. Соответственно появилась необходимость в дополнительных актерах на роли медперсонала. Вот тогда Борис Чирков и попросил режиссера снять в роли врача Машеньки свою жену Людмилу Геника-Чиркову.
Несмотря на то, что Людмила справилась с ролью вполне успешно, в кино она после этого практически не снималась. Свой талант актриса реализовала на сцене Московского драматического театра имени Н. Гоголя, в котором служила более полувека. Кроме того, много лет Людмила Юрьевна преподавала актерское мастерство во ВГИКе.
Из жизни актриса ушла в ноябре 2019 года в возрасте 95 лет.
Анастасия Вознесенская
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская — уникальная актерская пара. Вступив в брак в 1963 году, они и сегодня, спустя 57 лет, до сиз пор вместе.
Поэтому стоит ли удивляться, что, идя рука об руку столько лет, Мягков и Вознесенская не перестают заботиться друг о друге. И поддерживают друг друга в любых жизненных ситуациях.
После окончания школы-студии МХАТ перспективную выпускницу Анастасию Вознесенскую пригласили на работу в «Современник». Но девушка сразу предупредила, что предложение примет только в том случае, если вместе с ней возьмут в труппу и ее мужа. И ей пошли навстречу.
Уже через год, в 1967, сыграв главную роль в культовом фильме «Майор Вихрь», Вознесенская стала настоящей звездой. А Мягков по-прежнему оставался театральным артистом и снимался только в эпизодах. Тем не менее, Андрей не только не ревновал жену к славе, но искренне радовался ее успехам.
Но в 1975 году, когда на экраны вышла знаменитая «Ирония судьбы», ситуация внезапно развернулась на 180 градусов. Мягков в одночасье стал знаменитостью и одним из самых популярных актеров. А слава Вознесенской почему-то пошла на спад.
Анастасия мучительно страдала от невостребованности: у нее началась глубокая депрессия и даже появились проблемы с алкоголем.
Переживая и волнуясь за любимую, Мягков понимал, что единственный способ вернуть ее к нормальной жизни — снова дать возможность сниматься в кино. И старался добиться этого всеми правдами и неправдами.
Вот почему, получая приглашения от режиссеров, артист зачастую просил режиссеров дать роль и Анастасии. Причем, не обязательно главную, а хотя бы небольшой эпизод.
И многие, войдя в семейную ситуацию Мягкова, шли артисту навстречу. Так супруги вместе сыграли в фильмах «Утренний обход», «Оглянись», «От зарплаты до зарплаты», «Ваш специальный корреспондент», «Кувырок через голову», «Чехов и К».
Не стал исключением и фильм «Гараж», в котором Мягков сыграл правдолюбца Хвостова, а Вознесенская — директора рынка Кушакову. Причем, сыграла она по-настоящему блестяще. Недаром, все фразы ее героини тут же ушли в народ:
«Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем.
Я вашу благодарность видела в гробу в белых тапочках!
Что я могу украсть на рынке? Весы? Белый халат? Прилавок?»
Ирина Алферова
Роль Констанции Бонасье в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» до сих пор считается одной из самых заметных в карьере Ирины Алферовой. Большинство зрителей даже не представляют себе, что вместо нее могла сниматься другая актриса. А между тем, на самом деле так и было, и в картину Алферова попала вопреки желанию режиссера.
По задумке Юнгвальд-Хилькевича, Констанция должна была быть изысканно-лукавой, ускользающей и даже немного хитрой. Кроме того, в ней должна была ощущаться истинно французская легкость. Все эти качества режиссер видел у Евгении Симоновой, которая к тому времени сыграла не только принцессу в «Обыкновенном чуде», но и Виолетту в оперетте «Под крышами Монмартра».
Симонова удачно прошла пробы и уже была утверждена на роль, когда режиссеру внезапно поступило указание сверху: играть Констанцию должна только Ирина Алферова.
Дело в том, что за несколько лет до этого на экраны вышла знаменитая киноэпопея «Хождение по мукам», в которой главные роли сыграли Ирина Алферова и Светлана Пенкина. Кстати, Пенкину кинобоссы тоже пытались протолкнуть в «Д’Артаньяна» на роль Миледи. Но ее пробы оказались настолько неудачными, что Хилькевич стал намертво — или я, или она. А когда Пенкину убрали, ему ничего не оставалось, как, скрипя сердце, согласиться с Алферовой.
И хотя, внешне отношения режиссера и актрисы были вполне нормальными, Хилькевич признавался, что ему было с Ириной очень трудно.
«У нее были проблемы с музыкальностью. Ей было тяжело танцевать и петь одновременно. Она немного сутулая. А еще Ира Алферова — глубоко славянский тип. И французская легкость просто ей несвойственна. И это меня очень раздражало…», — вспоминал Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Не устраивал режиссера и голос Ирины, по его мнению, слишком низкий и грубый для Констанции. Поэтому для озвучивания роли он пригласил Анастасию Вертинскую, а пела за Алферову Елена Дриацкая.
И только спустя годы, Хилькевич признался, что испытывает вину перед Ириной:
«Мне жаль, что я не вложил в нее столько режиссерской любви и заботы, как, например, в Алису Фрейндлих или Лену Цыплакову», — сказал он.
Ольга Мелихова
Роль Кати Котовой в фильме «Отпуск за свой счет» режиссер Виктор Титов изначально предназначал для актрисы Любови Руденко. По его видению, именно такой и должна быть главная героиня фильма. Кроме того, с Игорем Костолевским, сыгравшим роль Юры, Руденко вместе играла в одном театре и на кинопробах они смотрелись очень гармонично.
Актриса уже успела сняться в нескольких сценах и готовилась вылететь в Венгрию для продолжения съемок, когда, как гром среди ясного неба, сверху пришло указание: вместо Руденко главную роль будет играть Ольга Мелихова.
Как вскоре выяснилось, кто-то из больших боссов посмотрел дебютный фильм Мелиховой «Тростинка на ветру» и решил поспособствовать карьере начинающей актрисы. Кстати, сама Ольга об этом даже не подозревала и очень удивлялась, почему все члены съемочной группы настроены к ней враждебно.
А вот зрителям, которые не догадывались какой Катя Котова должна была быть на самом деле, непосредственная, простодушная и немного наивная Мелихова понравилась. И они ждали от молодой актрисы новых ролей.
Но карьера Ольги в кино так и не сложилась (зря старался большой начальник). После «Отпуска» она снялась всего в нескольких фильмах. Последняя картина, в которой появилась Мелихова — «Собачье сердце», где она сыграла роль горничной Зины. После этого Ольга навсегда ушла из кино.
В 90-е Мелихова работала менеджером в компании по продаже мебели. В 2000-х вышла замуж и уехала с мужем в Финляндию. Но семейная жизнь не сложилась и, оставшись одна, Ольга занялась бизнесом — начала писать и продавать иконы. По последним сведениям, она вышла замуж за финна.