Те, чей нежный возраст пришелся на эпоху СССР, до сих пор хранят в памяти пластмассовых пупсов, солдатиков и машины-модельки. Мир давно живет в другом измерении, и современные игрушки поражают своим разнообразием, красотой и даже интеллектом. Однако это не значит, что на старых советских любимцах можно поставить крест, ведь некоторые из них в наше время можно очень выгодно продать. Мы подобрали 5 игрушек из СССР, которые сейчас стоят целое состояние.
Педальные машины
Пожалуй, в СССР не было такого мальчика, который не мечтал бы об игрушечной педальной машине. По сути, детская машина представляла собой уменьшенную копию настоящего автомобиля: «Москвич», «Орь», трактор «Орленок», пожарная машина. Эта чудо-техника могла не только передвигаться по дорогам с помощью педалей, но также рулить и даже сигналить. Купить такую игрушку было непросто, да и стоила она немало. Например, стоимость педального Москвича в 70-е годы варьировалась от 25 до 30 рублей, что могла позволить себе далеко не каждая семья.
Сейчас такие машинки — настоящий раритет. Потому и стоят немало. Легендарный педальный «Москвич» можно продать за 40 000 рублей, оригинально и необычно оформленный мотороллер «Крошка» за 50 000. Тракторов «Орленок», которые выпускались в 70-х годах, в хорошем состоянии сохранилось крайне мало, поэтому цена их начинается от 25 000 рублей, а белоснежного педального коня с тележкой можно приобрести за 40 000 рублей.
Коллекционер педальных машин комментирует:
«Сейчас эти игрушки являются объектом для охоты у сотен ценителей. Уже ржавые, потрепанные жизнью авто, скупают по цене лома и превращают их в настоящие шедевры. Стоимость восстановленной „Радуги“ или „Малыша“ высока и доходит до нескольких десятков тысяч рублей. Это не говоря уже о раритетных „Уралах“, выпускаемых заводом 60 лет назад, цена которых всегда обсуждается индивидуально».
Кукла-негритенок
Кукла-негритенок — это целлулоидная игрушка, которую очень любила советская детвора. В 1930 годах Охтинский химкомбинат начал производство игрушек из целлюлозы. Они отличались легкостью и относительной прочностью. В 50-е годы в знак интернациональной дружбы выпускали партии кукол-негритят, которые еще в свое время считались редкостью. Конвейера не было, пупсов собирали вручную, скрепляя руки и ноги резинками.
Коллекционер винтажных кукол Марина Белякова рассказывает:
«Интернациональные куклы времен СССР — это большая редкость. Во-первых, очень хрупкие, их сложно сохранить. Во-вторых, их производили очень недолго: целлулоид оказался огнеопасным материалом. Представителей той эпохи советского периода практически нет — белые пятна в кукольной истории. Ими занимались большие художники, были продуманы движения рук и ног, вся техника. Очень сложная работа».
На современных интернет-аукционах цена куклы-негритенка варьируется от 1500 до 10000 рублей. Все зависит от того, в каком состоянии сохранилась кукла и насколько редкой партии выпуска она была.
Электрическая железная дорога
Электрическая железная дорога была заветной мечтой каждого советского мальчишки. Мини-копия настоящего поезда с вагонами, который сам ездит по рельсам, была чем-то из области чуда, которым восхищались и дети, и взрослые.
Игрушка стала поступать в продажу с 1955 года. До денежной реформы Хрущева она стоила 360 рублей, затем — 36 рублей. Выпускал железную дорогу московский завод «Прожектор». Позже выпуск подхватил приборостроительный завод «Счетмаш» из Курска. Но конечно же, самой лучшей считалась железная дорога «Piko», которую в соцлагере производила ГДР. По тем временам это была игрушка сложнейшего технического уровня, обладать которой значило прослыть самым что ни на есть счастливчиком.
Пользователь автомобильного портала «Drive» комментирует:
«Думаю, все помнят немецкую игрушечную железную дорогу. Дорогу? Это мягко сказано. Это был целый комплект из моделей реальных локомотивов, вагонов, рельс, стрелок, ж/д переездов, семафоров, вокзалов, домов, мостов. И все это венчали коврик с нанесенной местностью, тоннель и электрический пульт управления, с помощью которого шлагбаумы, семафоры открывались и закрывались. И предел мечтаний — иметь все это. Даже масштаб моделей автомобилей был подобран специально для всего этого».
Среди современных коллекционеров электрическая железная дорога времен СССР ценится очень дорого. Во-первых, эта игрушка сама по себе легендарная, а, во-вторых, найти целуй функционирующую до наших дней дорогу — задание непростое. Например, электрическая железная дорога производства ГДР 1969 года выпуска в полной комплектации может принести до 100 000 рублей.
Коллекционер с 40-летним стажем Андрей Михасев объясняет:
«В советские времена гэдээровские паровозики продавались по цене игрушек. Теперь же средняя цена модели современного локомотива — 300 евро. Модель двухосного вагона стоит не менее 30 евро, четырехосного — не менее 50 евро. А к ним нужны рельсы и стрелки, строения, фигурки людей, деревья и прочее, необходимое для строительства макета. Да и вообще место, где этот макет можно разместить, не всегда можно найти».
Шагающая кукла Нина в скафандре
Первые модели шагающих кукол в Союзе были предложены архитекторами Н. Кочерго и М. Диментовым в 1960-х годах. Внутри куклы был размещен специальный механизм с рычагами, благодаря которым игрушка шагала, если ее двигать за руки. Новинка сразу завоевала сердца детворы.
Партия внимательно следила за успехами в производстве игрушек и время от времени выпускали куклы к какому-нибудь знаменательному событию. В 1963 году после полета в космос Валентины Терешковой московским заводом по производству игрушек «Кругозор» была выпущена шагающая кукла Нина в скафандре. Кукла была сделана из целлюлозы, одета в космический костюм, при этом с ее головы можно было снять скафандр.
Сейчас кукла Нина в скафандре является ценнейшим экспонатом коллекционеров игрушек. На аукционах и в антикварных лавках за Нину в хорошем состоянии просят 120 000 рублей, и ценители раритета готовы выложить столь кругленькую сумму. Эту дамочку можно смело назвать самой дорогой игрушкой времен СССР.
Бронепоезд-дутыш
Распространенные в Союзе дутые игрушки выпускал завод «Огонек», который до 1963 года функционировал как фабрика пластмассовых игрушек. Предприятие изготавливало огромное количество игрушек из пластмассы, в том числе конструкторы, солдатики, детские автоматы и пистолеты. Именуемые в народе пластмассовые игрушки-дутыши были полые внутри, отчего казались более объемными и мягкими.
В 70-х годах прошлого столетия завод «Огонек» специализировался на выпуске игрушечной военной техники, когда и был отправлен в свет знаменитый дутый бронепоезд. Пластмассовое творение состояло из локомотива, пушки и платформы с зенитным орудием. Башня на локомотиве могла поворачиваться, а зенитка на платформе вращаться и менять угол наклона. Для того времени игрушка являлась уникальной, ведь заинтересованность мальчиков военной техникой была огромная, а возможности «дутыша» казались удивительными.
На форумах комментируют:
«В начале 70-х годов прошлого века во многих магазинах Москвы в продаже появилась необычная, достаточно крупногабаритная игрушка Бронепоезд. При достаточно невысокой цене игрушка сразу начала пользоваться популярностью. Практически у каждого Советского ребенка, выросшего в эти годы, сохранились памятные фото с ней. К сожалению, невысокая цена сыграла и свою губительную роль. Игрушка жила, ей играли, но, увы, не берегли. В настоящее время в коллекциях находится не более 5 полных составов бронепоездов».
В современное время цена дутого бронепоезда кажется просто космической. Из-за того, что полных составов игрушки осталось катастрофически мало, среди коллекционеров она ценится очень высоко. Например, пару лет назад на одном из интернет-аукционов бронепоезд ушел за 70 000 рублей.
Игрушки из детства — это всегда что-то особое, трепетное и несущее в себе ценные воспоминания. К сожалению, именно эти самые верные друзья наиболее часто теряются, ломаются и доживают свой век в лучшем случае в коробке. Однако некоторые игрушки в наше время настолько высоко ценятся, что их можно продать за очень большие деньги, ведь за душевные воспоминания и ностальгию можно заплатить сколько угодно.