Человечество открыло для себя душистые вещества очень давно. Первые упоминания о парфюмерии датированы вторым тысячелетием до нашей эры и связаны с древним Египтом и Месопотамией. Принято считать, что в Союзной парфюмерии было мало выбора. Но известно, что уже к началу семидесятых советский парфюмерный ассортимент насчитывал 120 ароматов. Рассмотрим 5 наиболее ярких, тех, которые без преувеличения можно назвать незабываемыми. И расскажем, как к ним относятся сейчас.
«Шахразада» — школа, дискотеки, первая любовь
Выпущенная Николаевской фабрикой Алые паруса, сладкая и тягучая, стоившая смешных даже по тем временам денег, Шахразада была любимицей школьниц и молодых девушек.
«О!!! Шахразада! Сколько я перевела флаконов, сколько привезла их в далёких 80-х в качестве гостинца из Украины свои подружкам. 35 копеек вроде стоили за маленькую шишечку. Малепусенький флакончик, за маленькую денежку. Такие игрушечные. У нас их не продавали и подружки мне их заказывали по 5 штук. Как же мы их любили», — вспоминает Lygun.
Правда, не все относились к этой восточной красавице с таким восторгом. Да и сейчас воспоминания о парфюме оставляет у пользователей лишь улыбку, ведь он больше похож на простую детскую сладость, чем на духи, которые может носить современная девушка.
«Это газовая атака! Отношусь к этим духам с большим юмором. В 70-х годах мама вылила на себя два флакона подряд, так ее зацепил этот рахат-лукум!», — делится Дарина.
«Рижанка» — прибалтийская элегантность
Духи Латвийской фабрики Дзинтарс отличались от прочих особым почерком и более европейским звучанием. Цветочно-альдегидная «Рижанка» была выпущена в шестидесятых, через несколько лет после восточно-древесного одеколона «Рижанин».
«Поначалу их аромат уносил меня в детство — почему-то вспоминались хмурое зимнее небо, заснеженные панельные многоэтажки и фильм „Мы строим БАМ“ по черно-белому телевизору. Неожиданная картина, но, видимо, именно при таких обстоятельствах я впервые встретилась с „Рижанкой“», — рассказывает специалист по советской парфюмерии Виктория Власова.
Но те, кто избалован современным парфюмерным разнообразием, относятся к «Рижанке» уже не так тепло. По звучанию, считают современные женщины, она сильно проигрывает нынешним ароматам. И остается только поставить флакон на полку.
«Как сегодня звучит Рижанка на фоне моих современных любимых ароматов? Смогу ли я ее носить В ЛЮДИ наравне с ними? Печально, но нет! При ее феноменальной стойкости и гордом бархатном звучании, все равно сразу слышно, что это СОВЕТСКИЕ ДУХИ ТЕХ ЛЕТ, они благороднее и изысканнее Пиковой дамы и К°, но очень и очень не дотягивают и до своих французских современников, и до старичков начала прошлого века», — рассуждает chovanta.
«Подарочные» — раздражали даже современников
Творение флагмана советской парфюмерной промышленности, фабрики Новая заря, эти духи долго производились и хорошо продавались (их было удобно выбирать в качестве «протокольного» подарка) и, разумеется, имели своих поклонниц. Особенно среди простого населения. Но, что интересно, не устраивали тогдашних парфюмерных экспертов.
Рудольф Фридман, автор книги «Парфюмерия и косметика. История. Назначение. Применение», писал:
«Имеются любители духов „Гвоздика“ и „Подарочные“. Пусть надушенный этими духами человек попробует потанцевать в помещении, где тепло и влажно. Тогда запах этих духов, смешавшийся с запахом тела, станет безусловно отвратительным».
Сейчас флакончик «Подарочных» можно найти только на полках людей подготовленных, знакомых и с более экстравагантной нишей. Таких, как говорится, уже ничем не удивишь.
«Не стал как обычно и часу даже настаивать, нанес на себя. Старт как и у многих советских винтажных ароматов. Одеколонистый, и слегка затхлый. Затем раскрылся какой-то травянистостью, бальзамичностью, я бы даже сказал чем-то горьковато-лекарственным отдает. Никакой цветочности мягкой здесь точно нету», — отмечает Sarmat1988.
«Pani Walewska» — волшебство или ужас?
Особенно катировались ароматы, пришедшие на туалетный столик советских женщин из-за пусть и условного, но рубежа. Таким был изящный кобальтовый флакончик со строгим цветочным шипром внутри — духи Pani Walewska Польской фабрики Miraculum. Аромат посвящен красавице Марии Валевской, возлюбленной Наполеона I.
«И моя мама им пользовалась, мне достался от нее целый флакон еще тех, ранних выпусков. Аромат шикарный, что тут скажешь. Красивая, сложная композиция, сладость с терпкими цветами, выражены ромашка и герань», — восхищается Nadi1980.
Но существуют и диаметрально противоположные мнения. Носы современных ценителей могут оказаться совершенно не подготовленными к такому звучанию. Поэтому некоторые любители ароматов относятся к этому парфюму пренебрежительно.
«Так воняют таблетки от моли и крупных хищников. Наверное это запах мумии в каком-нибудь Египте, а может именно так пахнет ад?» — ужасается kaligor.
«Красная Москва» — равнодушных нет
Еще одна легенда от Новой зари, выпущенная аж в 1925 году, «Красная Москва» стала истинной визитной карточкой своей эпохи. Одни эксперты называют ее парфюмерным кодом страны, другие же считают, что она морально устарела еще к началу семидесятых. Но в Союзе она была у всех, кто душился хоть чем-то.
«Никто из домашних его не носил, но флакон (как почти у всех в то время) дома имелся. И только я любила выгуливать его. Сносила большую часть. Но до сих пор храню тот винтажные флакончик с темнеющей день ото дня жидкостью», — пишет Rosagraf.
В целом, современные знатоки сходятся во мнении, что «Красную Москву» надо уметь носить, но есть и те, кто ее откровенно не понимает. По мнению таких экспертов, она годится только для ностальгии и снисходительной улыбки.
«Многие его хвалят, чувствуют в нем что-то, но то ли я до него не доросла, то ли все же не мое. Очень душный, пыльный, сладкий, запах старых бабушкиных духов. Похожие стояли в серванте, вот для меня это тот же запах», — комментирует Bikova-22.
Каждый выбирает сам, как относиться к советским духам, смеяться над ними или нежно их любить. Но если поинтересоваться, какие деньги за винтажный флакончик готовы отдать коллекционеры, станет понятно, что духи того времени, как минимум, достойны пристального внимания как историческая ценность.