Над этими советскими фильмами 1980-х смеялись и плакали миллионы зрителей. То десятилетие подарило нашему кинематографу множество кинокартин, которые мы пересматриваем до сих пор. Вспомним несколько кинохитов той эпохи, которым зрители поставили высокие оценки.
«Покровские ворота»: почему фильм о золотом прошлом не хотели выпускать на большой экран
«А кто не пьет? Назови!»
Вы можете представить «Покровские ворота» без этой фразы Велюрова, ставшей крылатой? Мы — нет. Но на самом деле долгие годы зрители были лишены удовольствия видеть этот эпизод в фильме:
«Покровские ворота» не хотели выпускать в прокат, и причин было несколько. Елена Коренева, сыгравшая медсестру Людочку, сразу после съемок эмигрировала в США. Это было весомым основанием, чтобы положить картину на полку. Режиссер Михаил Козаков очень сильно переживал эту ситуацию и написал стихотворение, в котором были и такие строки:
Случилась катаклизьма:
Я целый год потел зазря,
Артистка Коренева — фря! —
Поставила мне клизму!
Далее руководитель Гостелерадио Сергей Лапин увидел «антисоветчину» в сцене, где Велюров поет песню с грузинском акцентом. Чиновник увидел в ней насмешку над образом Сталина — Козакову пришлось вырезать эти кадры. Картина вышла в телеэфир лишь через год, но вскоре ее снова запретили. Все изменилось после 1985-го.
Когда страну возглавил Горбачев, «Покровские ворота» вскоре вернулись в прокат. Авторы картины, казалось бы, могли радоваться. Но возникло новое препятствие: вступил в силу «сухой закон», поэтому от Козакова потребовали удалить все сцены, где есть хоть какой-то намек на спиртное. А вместе с этими сценами исчезли и самые яркие фразы. Всё вернулось в картину лишь после распада СССР.
Поэтому по-настоящему оценить фильм Козакова зрители смогли лишь спустя 10 лет после премьеры. Но за что в нашей стране полюбили «Покровские ворота» и любят до сих пор? Эта комедия дает возможность старшему поколению вернуться в то прошлое, когда было хорошо, когда была теплота в человеческих отношениях. Ее герои, жители коммуналки, понятны зрителям — они как родные.
Над драмой Ромки и Кати из «Вам и не снилось» плакали и в СССР, и в США
В 1981-м именно эта кинокартина стала лучшим фильмом года после опроса, проведенного журналом «Советский экран». История двух влюбленных советских школьников заставила прослезиться людей не только в СССР, но и в США. В 1982-м фильм показывали в одном из нью-йоркских кинотеатров неподалеку от Бродвея.
Сцену падения Ромки из окна многие зрители до сих пор считают одной из самых пронзительных за всю историю отечественного кино:
Драма «Вам и не снилось» имела оглушительный успех у наших зрителей потому, что на экране впервые подняли столь чувствительную тему первой юношеской влюбленности. Миллионы школьников узнавали в Роме и Кате самих себя, а зрители постаршей вспоминали свою первую любовь и те переживания, с которыми столкнулись. Их чувства тоже когда-то обесценивали родители и общество, поэтому киноистория так запала в душу. И хотя сюжет перекликается с шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта», он взят из реальной жизни.
Писатель и сценарист Галина Щербакова чуть не потеряла сына-подростка из-за его любви к девушке. Его возлюбленная жила на шестом этаже, а юноша полез к ней по водосточной трубе, чтобы оставить романтическую записку. Когда он спускался вниз, труба развалилась — десятиклассник упал на землю, но остался жив. Щербакова была так потрясена, что написала повесть.
Правда, в финале жизнь главного героя обрывалась. Это не понравилось редакторам, поэтому Галина Щербакова изменила концовку, сделав ее неоднозначной, но в фильме и вовсе счастливый финал — выпав из окна, Рома остается жив.
Как фильм «Мужики» заставил прослезиться не только простых советских людей, но и самого Брежнева
Душещипательная драма стала одним из лидеров кинопроката в 1981 году — ее увидели более 38 млн человек. Зрителей до слез растрогала история мужчины, который становится отцом не только для родной дочери, но и для двух чужих ему мальчишек.
Но что именно покорило в картине? Поступки главного героя, который исправляет ошибки своей молодости. Тогда, в далеком прошлом, он поверил лживому письму своей матери, которая оклеветала любящую его женщину. Теперь, узнав, что у него есть дочь от нее, он берет и решает жизненные проблемы. Он не рефлексирует, а идет напролом, лишь бы дети не остались одни.
В картине немало эмоциональных сцен, которые многих зрителей заставляют плакать. Но из-за этого эпизода слезы не могут удержать даже мужчины:
В те годы многие фильмы, еще до выхода в прокат, показывали Леониду Брежневу — он любил киноновинки. Говорили, что генсек тоже прослезился над этим эпизодом, как и над другими. По его распоряжению Александру Михайлову за роль в «Мужиках» выдали солидную премию — пять тысяч рублей. Но главной наградой для актера стала любовь зрителей к этой картине, которая не угасает даже спустя 40+ лет.
Зрители полюбили «Жестокий романс» сразу и навсегда. Почему фильм Рязанова ругали критики
«Ирония судьбы, Или с легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих» — Эльдар Рязанов создал настоящие шедевры. И вот в 1984 году выходит новая картина признанного мастера, из-за которой на него неожиданно обрушился шквал… критики. Речь о фильме «Жестокий романс», который стал парадоксальным.
В чем же парадокс? Зрители моментально полюбили драму, а критики не скупились на негативные отзывы. Их оценки шли вразрез со зрительским мнением: ведь «Жестокий романс» был признан лучшим фильмом 1984 года по версии «Советского экрана». Но что не понравилось обозревателям и коллегам Рязанова? Они считали экранизацию пьесы дерзкой, весьма пошлой и видели в ней насмешку над русской классикой.
Однако история бесприданницы растрогала до глубины души простых зрителей. Сильнейший актерский состав, незабываемые романсы на стихи Цветаевой и Ахмадулиной, особая атмосфера конца XIX века — все это словно на машине времени переносит нас, зрителей, в ту эпоху жестокого романса.
Ларисе Гузеевой тоже досталось от критиков, которые считали ее дебютную роль бездарной, утрированной. Но зрители с ними в корне не согласны — все помнят эту драматичную сцену:
«Влюблен по собственному желанию»: как режиссер захотел сделать всех зрителей счастливыми
Он — бывший успешный спортсмен, который потерял карьеру и стал пропойцей. Она — неухоженная и одинокая женщина, хотя и молодая. Обоим нечего терять, а изменить жизнь очень хочется. Она верит в силу аутотренинга, а у него это вызывает улыбку. Но вот парадокс: он соглашается на ее, казалось бы, бредовый эксперимент. Они должны влюбиться друг в друга по самовнушению. Вспомним, с чего началась эта романтическая авантюра:
Режиссер фильма «Влюблен по собственному желанию» Сергей Микаэлян однажды признался: он задумал снять картину, чтобы показать зрителям силу аутотренинга. Он сам пользовался этой техникой и мечтал, как советские люди изменят свою жизнь к лучшему — благодаря его комедии.
«Я мечтал, как, выйдя из кинотеатра, зрители наперегонки помчатся домой, заниматься аутотренингом, станут лучше и счастливее, и возникнет целое поветрие самовоспитания, вроде моды на бег трусцой или аэробику», — говорил режиссер.
Зрители влюбились в этот фильм сразу же, ведь на экране с такими же обычными, как и они, людьми происходят чудеса. Невзрачная героиня вдруг превращается в стройную улыбчивую красотку, а главный герой завязывает с дурной привычкой, берется за ум и прощается со своим цинизмом. Но главное волшебство происходит в самом финале: эксперимент удался — Игорь и Вера влюбляются друг в друга «по собственному желанию».
Глядя на персонажей Олега Янковского и Евгении Глушко, многие зрители зарядились надеждой на то, что могут изменить свою судьбу сами.
А вы какие фильмы 80-х считаете лучшими?