Заставить ребенка хорошо себя вести сродни геркулесову подвигу. Он упорно выясняет, что приемлемо, а что нет; на что он способен, а на что нет. Это сбивает родителей с толку: с каждым разом вразумить становится все сложнее, и в панике они совершают массу промахов.
С учетом ошибок, о которых речь пойдет ниже, родителям будет проще выстроить спокойную и последовательную систему воспитания, а у ребенка появятся границы, которые будут направлять его всю жизнь.
Ошибка 1. Гнев
Дисциплина невозможна без нормального общения, но именно гнев разрушает коммуникацию быстрее всего. Родителям это известно по опыту взрослой жизни: семейные конфликты не решаются криками, а разъяренный босс вряд ли прислушается к точке зрения подчиненного. Так же и с детьми.
Попытки дисциплинировать ребенка яростью скрывают долгосрочную перспективу. Не взглянув на ситуацию его глазами, невозможно помочь ему разобраться в ошибках и найти решение.
Разозленные родители вгоняют детей в стресс. Они подчиняются, только чтобы успокоить родителей, не сделав никаких выводов. Значит, их поведение вряд ли кардинально исправится.
Между злостью и жестоким обращением грань очень тонка. Не контролируя себя, родители полагаются только на свою силу, что выливается в травлю. Наглядный пример — лучший учитель, поэтому с большой долей вероятности у злых родителей вырастет злобный ребенок.
Гораздо лучше немного успокоиться и без нервов призвать ребенка к дисциплине. Когда родители спокойны, дети тоже успокаиваются, и могут нормально пообщаться. Мирный разговор полезнее гневной перепалки.
Ошибка 2. Размытые стандарты и ценности
Дисциплина — система, в которой родители передают ребенку свои ценности. В ее основе должны лежать честность и справедливость, иначе она непонятна.
Эти ценности должны исходить не из религии, а из интересов семьи. В идеале их должны разделять все члены семьи на благо друг друга.
Если ценности ясны и систематизированы, они помогают устанавливать четкие границы, направляющие ребенка. Соблюдение границ и понимание смысла их соблюдения помогают усвоить ценности и придерживаться их даже вдали от родителей.
Ошибка 3. Непоследовательность
Мир динамичен и переменчив, дети растут и меняются в поисках своего места в жизни. Среди этого хаоса дома они жаждут уверенности и постоянства.
Когда семейные порядки постоянно меняются, дети чувствуют нестабильность. Непоследовательная и жесткая дисциплина отнимает у ребенка чувство безопасности. Это характерно для так называемого авторитарного типа воспитания. Дети авторитарных родителей, как правило, подавлены, страдают низкой самооценкой и готовы подчиниться любому, у кого есть власть, будь то родитель или популярный друг.
Ошибка 4. Игнор плохого поведения
Порой родители не обращают внимания на плохое поведение в надежде, что ребенок «перебесится». К сожалению, это не работает: со временем становится только хуже.
Игнорирование плохого поведения связано с идеей катарсиса, которую разделял Фрейд: когда стремления и эмоции истощены, они уже не жизнеспособны. Проблема в том, что ребенок не исчерпает набор нецензурной лексики и не заменит его литературными словами. Если родители позволяют мат, они дают ребенку возможность развивать этот навык, и вскоре он научится ругаться, как сапожник.
Ошибка 5. Пустые угрозы
Угрозы не дисциплинируют: они не формируют понимания, почему плохо то или иное поведение, не предлагают альтернативы и не имеют отношения к ценностям.
Чаще всего они применяются для наказания или запугивания ребенка, чтобы тот начал вести себя лучше. Пустая угроза способна изменить поведение на какое-то время, но вскоре ребенок поумнеет и поймет, что все ограничивается словами, а значит, бояться нечего.
Хуже всего, когда угрозы портят отношения родителей и детей. Обещания разлюбить ребенка, выгнать его из дома или перестать оберегать наносят серьезный ущерб. Научно доказано, что они приводят стрессу, депрессии, ухудшению поведения и буллингу.