5 забытых советских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Алёна Летова,
редакция Femmie

Помните ли вы Никулина в драматической роли? Некоторые советские фильмы до сих пор могут нас удивить.

“Июльский дождь” / Мосфильм”

Советское кино — явление разнообразное и многогранное. Какие-то картины получили широкую известность, их до сих показывают по телевизору и помнят. Мы же решили вспомнить пять незаслуженно забытых советских фильмов. Рассказываем, как они создавались и почему важно посмотреть их сейчас.

Человек идет за солнцем (М. Калик, 1961)

Детский, наивный, красочный, снятый в духе французской “новой волны” тогда еще начинающим режиссером Михаилом Каликом, фильм стал важным этапом в появлении советского “поэтического кино”. Картина рассказывает об одном дне из жизни мальчика, который по детской наивности хочет догнать солнце. В пути он встречает самых разных людей — от юных девушек до инвалидов войны. Мальчик становится свидетелем самых разных событий — от свидания до похорон.

“Человек идет за солнцем” / Молдова-фильм”

Этот фильм — поэтическая притча о жизни любого человека, которому суждено пройти и радости, и потери. Но в этом пути очень важно следовать идеалу — идти за солнцем и быть отзывчивым к людям и миру, как ребенок.

“Человек идет за солнцем” / Молдова-фильм”

Партийное руководство (фильме снимался в Молдавской ССР) встретило картину резко отрицательно, режиссера обвинили в формализме и запретили московскую премьеру. Но Калик, не смотря на запрет, самовольно вывез копию картины в столицу и показал её председателю Союза кинематографистов Ивану Пырьеву, который дал разрешение на премьерный показ. Премьера картины прошла с большим успехом у критиков, после выходили хвалебные рецензии не только в России, но и заграницей.

По воспоминаниям композитора Микаэла Таривердиева, написавшего музыку к фильму, “на другое утро мы с Мишей Каликом проснулись знаменитыми”.

Спустя десять лет, в 1971 году Калик эмигрировал в Израиль, а фильм “Человек идет за солнцем” и другие картины режиссера были изъяты из проката.

Долгая счастливая жизнь (Г. Шпаликов, 1966)

“Долгая счастливая жизнь” / Ленфильм”

“Долгая счастливая жизнь” — единственная картина Геннадия Шпаликова, поэта и одного из главных советских сценаристов. Он написал сценарии к таким культовым фильмам, как “Я шагаю по Москве” и “Мне двадцать лет”, но сам успел снять только одну картину.

На первый взгляд, это классическая мелодрама о любви с первого взгляда. Двое попутчиков разговорились в автобусе, а потом оказались в театре. В антракте они танцуют, разговаривают, и им кажется, что они всегда друг друга знали, и что друг без друга они не смогут жить. Они убегают из театра, гуляют, строят планы на будущее. Но, встретившись на следующее утро, они понимают, что любовь куда-то исчезла. Так они и расстались под случайным предлогом, даже не объяснившись.

“Долгая счастливая жизнь” / Ленфильм”

Герои ждут любви, нуждаются в ней, но она так и не случается. Зрители после выхода фильма на экраны, приняли его с недоумением — он показался им слишком затянутым. А вот критики — напротив. Картина получила главный приз «Золотой щит» на кинофестивале авторского кино в Бергамо. Впоследствии кино называли «финальной точкой развития кинематографа оттепели» и «прощанием с романтическими идеалами юности».

Июльский дождь (М. Хуциев, 1966)

“Июльский дождь” Марлена Хуциева очень точно воссоздает атмосферу хрущевской оттепели. Фильм полон уличных кадров Москвы. Героям фильма — Лене и Володе — под тридцать лет, они еще молоды и веселы, плывут по течению — работают, встречаются с друзьями, готовятся к свадьбе. Но отношения, которые начинались как идеальные, в результате заканчиваются разрывом и разочарованная Лена решает пересмотреть свои взгляды на жизнь.

“Июльский дождь” / Мосфильм”

Сюжет фильма родился у Хуциева еще когда он снимал «Весну на Заречной улице».Он вбежал в телефонную будку во время дождя и представил, что там же прячется девушка, а он накидывает ей пиджак. Примерно такой же сценой начинается и «Июльский дождь». Фильм был принят в штыки, режиссера обвинили в эстетизме и претенциозности и «Июльский дождь» долго пролежал на полке вместе с фильмами Андрей Тарковского, Киры Муратовой и других знаменитых режиссеров.

“Июльский дождь” / Мосфильм”

Крылья (Л. Шепитько, 1966)

“Крылья” / Мосфильм”

Фильм «Крылья» Ларисы Шепитько рассказывает о судьбе бывшей летчицы, которая, на первый взгляд, хорошо устроилась в жизни. Работает директором ПТУ, решает все проблемы, раздает интервью. Есть дочь, есть ухажер — казалось бы, все есть. Но она несчастлива, чувствует себя “запертой” в жизни и обстоятельствах. Для героини обыденная жизнь несоизмерима с полетом, она прячет свою боль в строгость и напускную силу. Фильм рассказывает о драме большого человека в маленьком мире, о том, как постепенно ослабевают крылья. Но когда в финале героиня случайно посещает аэроклуб, садится за штурвал и взлетает, она расправляет крылья и обретает настоящую жизнь.

Двадцать дней без войны (А. Герман, 1976)

Картина Алексея Германа по сценарию Константина Симонова одна из самых пронзительных драм о войне, хотя в этом фильме совсем не показана война. Сюжет фильма прост — в разгар войны фронтовой журналист Лопатин на двадцать дней отправляется в отпуск. Он приезжает в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего сослуживца и проверить, как идут съемки фильма по его очеркам. Но совершенно случайно он влюбляется, чтобы потом все равно вернуться в ужас войны. Фильм рассказывает о человеческих чувствах в нечеловеческих условиях, о том, как спасительна даже такая мимолетная любовь, и как невозможно освободиться от войны.

“Двадцать дней без войны” / Ленфильм”

Для режиссера эта картина была своего рода протестом против фальшивых агитфильмов о войне.

«Двадцать дней без войны» — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали всё для фронта», — говорил режиссер.

Важную роль в этом и сыграл тот факт, что исполнителей главных ролей мы видим в нетипичных для них драматических ролях. Любопытно, например, что главную роль в фильме сыграл Юрий Никулин. Актер очень долго сопротивлялся, и говорил, что роль совсем не его, ему хочется комедийного персонажа, но после уговоров Германа все же согласился.

23
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook