Может показаться, что еще несколько сотен лет назад жизнь женщин была более простой и понятной. Балы, светские рауты, кокетливые беседы с представителями противоположного пола — достаточно родиться в правильной семье. Но некоторые традиции, которых приходилось придерживаться женщинам, кажутся странными.
Поцеловать трубочиста, чтобы отогнать злых духов от будущего мужа
В прошлые века девушки в большинстве случаев выходили замуж, будучи девственницами. Даже поцелуи считались «обещанием жениться». Тем необъяснимее кажется известная в Европе традиция: поцеловать трубочиста в день свадьбы. Якобы тогда злые духи примут работягу за будущего мужа невесты и будут преследовать именно его.
Если вспомнить, как выглядели трубочисты (лицо в саже, не всегда приятный запах), то традиция покажется отталкивающей для современной женщины. Из-за большого количество грязи на щеках, лбу, целовать приходилось именно в губы. Хотя в современной Латвии, западных частях Украины до сих пор можно встретить чумазых парней на свадьбах. Правда, роль трубочистов обычно выполняют братья, перемазанные сажей.
Никаких встреч и прогулок наедине с мужчинами
Баллы и светские приемы устраивались именно для того, чтобы познакомить молодых юношей и девушек. В конце концов нет ничего плохого, чтобы пообщаться в окружении других людей. Но и в России, и в Европе молодым дамам было запрещено оставаться наедине с избранником вплоть до замужества. Речь даже не идет о времяпровождении в комнате, скрытой от чужих глаз.
Приличной девушке приходилось брать с собой подругу, служанку или маму, чтобы просто прогуляться с парнем по улице. Можно представить, как неловко было всем членам компании. Стоит ли говорить о том, сколько «сюрпризов» (не всегда приятных) вскрывалось после бракосочетания.
Надоела мужу? Отправляйся в монастырь
В средневековой России вплоть до свержения царя была традиция отправлять неугодных женщин в монастырь. Многие дамы терпели пьянство, картежничество и измены мужа, лишь бы остаться рядом с родственниками и детьми. Ведь жизнь в монастыре означала полное уединение, тяжелую работу и отсутствие возможности видеться с близкими до самой смерти.
Развод считался делом постыдным и порицался членами общества. А вот насильный постриг принимался как должное. Отправить неугодную жену в монастырь можно было за измену (пусть даже никем не доказанную), бесплодие и даже склочный характер. Правда, такая опция была доступна обеспеченным семьям, ведь представители духовенства должны были согласиться провести постриг, а затем еще и следить за тем, чтобы новоявленная монахиня не сбежала.
«Услуги» предоставлялись за крупные пожертвования. В простых крестьянских семьях неугодную жену «возвращали» родителям. Такой «развод» осуждался обществом, но по крайней мере позволял женщине провести остаток жизни в родном доме, а не в заточении.
Специальные шляпки для замужних и незамужних дам
Современные женщины вряд ли хотели бы, чтобы о их семейном статусе знали все окружающие (в том числе, и незнакомые люди). Но в средневековой Германии незамужним девушкам приходилось носить специальные шляпы с красными помпонами «болленхут». Вес головного убора достигал нескольких килограмм.
Тут уж сделаешь что угодно, чтобы выйти замуж и снять с головы такой груз. Замужним женщинам тоже предлагалось носить аналогичные шляпки, но с черными помпонами и только во время праздничных гуляний. Современным мужчинам, наверное, понравился бы такой подход: не нужно долго вычислять свободных дам в толпе.
Утягивание талии корсетами — признак красоты
Пышные юбки и тонкая осиная талия — настоящий тренд прошлых столетий. Да и сейчас корсеты периодически включают в свои коллекции модные дизайнеры. Но никому не приходит в голову затягивать одежду до сдавливания легких и обморочного состояния.
Традиция носить корсеты вызывала множество споров даже в прошлые столетия. У дам, которые переусердствовали с формированием осиной талии, диагностировали переломы ребер, коллапс легких, смещение печени и даже выпадение матки. Действительно, точеная фигура привлекала много внимания, но какой ценой!
Возрождать некоторые обычаи из прошлых веков точно не хочется. Но, возможно, нашим потомкам современные традиции тоже покажутся чем-то абсурдным.