Сегодня кинозрителей совсем не удивляет, когда в картинах российских режиссеров наряду с отечественными актерами снимаются зарубежные звезды. А вот в советские времена появление в наших кинолентах иностранных артистов (особенно знаменитых) было настоящей сенсацией. Не удивительно, что эти фильмы тогда пользовались наибольшей популярностью у любителей кино.
Давайте вспомним 5 известных советских картин, в которых иностранные звезды сыграли главные роли.
Беата Тышкевич — «Дворянское гнездо»
С режиссером Андроном Кончаловским польская актриса Беата Тышкевич познакомилась еще в 1961 году во время Московского кинофестиваля.
«Она была для меня польской звездой – далекой, заманчивой, соблазнительной, недосягаемо красивой. И я влюбился без памяти», — признавался Кончаловский.
Их отношения быстро переросли в роман — бурный, но, увы, не слишком долгий. После окончания фестиваля влюбленные некоторое время обменивались письмами, но вскоре Тышкевич вышла замуж, и переписка прекратилась.
Тем не менее, когда в 1968 году Кончаловский приступил к съемкам фильма «Дворянское гнездо» по роману И. С. Тургенева, на роль Варвары Лаврецкой («дворянки по происхождению и кокотки по темпераменту») он пригласил Беату Тышкевич.
Много лет спустя, в одном из интервью, Беата назовет роль Лаврецкой одной из лучших в своей кинокарьере. А ведь тогда, в конце 60-х, она даже хотела бросить съемки, настолько трудно ей давалась работа с Кончаловским.
Так, в один из съемочных дней предстояло снять эпизод, где Варвара горько плачет. А Тышкевич, как назло, не удавалось выдавить из себя ни слезинки. Тогда Кончаловский, недолго думая, подбежал к актрисе и со всего размаху влепил ей звонкую пощечину.
«Во мне все закипело. Нет, это невозможно пережить! Я здесь не останусь! Самолетом, поездом, автостопом, пешком – чем угодно, только домой, в Варшаву! Бегу в халате через весь парк, Андрон меня догоняет, падает на колени: «Умоляю, сыграй! Вот сейчас сыграй… Плачь, плачь…», — вспоминала этот момент Беата.
Эпизод был снят. А Кончаловский и Тышкевич, помирившись, и по сей день остаются добрыми друзьями.
Комаки Курихара — «Москва, любовь моя»
Фильм режиссера Александра Митты «Москва, любовь моя» вышел на экраны в 1974 году. По сюжету, японская девушка по имени Юрико приезжает в Москву, чтобы заниматься в балетной школе Большого театра. Вскоре у нее начинается роман с молодым скульптором. Казалось бы, все способствует счастью Юрико — любовь мужчины, победа на престижном конкурсе, репетиция роли Жизель…
Но финал у картины трагический. Оказывается, у Юрико, родившейся в Хиросиме, наследственная лейкемия. И станцевать Жизель ей не суждено — девушка умирает в московской больнице на руках у своего русского жениха.
Роль Юрико в картине сыграла известная японская актриса Комаки Курихара, которая в свое время училась балету у советских педагогов. Поэтому, приехав на съемки, она во всех балетных сценах снималась без дублеров.
«Комаки — железная девушка. Все японцы разучили десять русских слов, а Курихара, какой бы ни была уставшей, каждый день после съемок занималась с учителем по два часа. К середине фильма говорила по-русски. Ей было очень важно озвучивать героиню самой» — рассказывал об актрисе режиссер Александр Митта.
У Комаки-сан от общения с советскими режиссерами и актерами тоже остались самые теплые впечатления. Поэтому через несколько лет она с удовольствием приняла предложение режиссера Сергея Соловьева сыграть в его картине «Мелодии белой ночи». Правда, на этот раз ей предстояло играть японскую пианистку.
Кстати, Митта тоже не забыл про Комаки Курихару и, работая над фильмом «Экипаж», снял ее в небольшом эпизоде.
Эва Шикульска — «Звезда пленительного счастья»
В фильме режиссера Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» польская артистка Эва Шикульска сыграла француженку Полину Гебль. По сценарию во французскую модистку, что называется «без роду, без племени», страстно влюбляется кавалергард Иван Анненков (его в фильме сыграл Игорь Костолевский).
Один из самых известных и любимых миллионами зрителей эпизодов картины, когда Полина едет в коляске, а Анненков догоняет ее верхом на лошади и осыпает любимую полевыми цветами. И все это происходит под песню Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы: «Кавалергардов век недолог».
По воспоминаниям Эвы Шикульски, в картину она попала совершенно случайно. Просто однажды дочери Мотыля на глаза попался журнал, где на первой странице была фотография польской актрисы. Девушка показала журнал отцу и тот загорелся познакомиться с Эвой.
«Он приехал в Варшаву с оператором Дмитрием Месхиевым, который и снимал потом «Звезду». При встрече мы посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись. И режиссер сразу же пригласил меня на пробные съемки в Ленинград. Роль Полины Гебль для меня – дар судьбы. У меня с этим фильмом связаны лучшие воспоминании жизни», — рассказывала Шикульска.
После успеха «Звезды пленительного счастья» Эва Шикульска снялась в советских фильмах «Объяснение в любви» и «26 дней из жизни Достоевского». В 2002 году, по приглашению режиссера Александра Адабашьяна Эва сыграла роль Эммы Пфуль в его картине «Азазель».
Одна из последних ролей Шикульски в российском кино — Магда Тышкевич в сериале «Волчье солнце».
Марчелло Мастроянни — «Очи черные»
До фильма «Очи черные» знаменитый итальянский артист Марчелло Мастроянни уже однажды снимался у нас в стране. В 1970 году в фильме «Подсолнухи» он сыграл итальянского солдата, который после войны остался в СССР. Правда, тогда режиссером картины был итальянец Витторио де Сика.
Фильм «Очи черные», в котором Марчелло Мастроянни досталась главная роль архитектора Романо Патрое, снимал Никита Михалков. По воспоминаниям режиссера, во время работы над картиной с итальянской звездой происходило много курьезных случаев, причем как на съемочной площадке, так и вне ее.
Русская часть картины снималась в Костроме и, по словам Михалкова, жители города поначалу были просто в шоке, когда внезапно увидели на улице живого Марчелло Мастроянни. Но уже через неделю-другую Марчелло освоился: запросто общался с местными жителями и даже принимал участие в городских гуляниях.
А вот еще один смешной случай. Однажды, проходя по коридору гостиницы, Михалков услышал, как из номера Мастроянни раздается… отборный трехэтажный мат. Оказалось, что итальянец попросил ассистента режиссера научить его русским бранным словам.
«Но самое страшное случилось на следующий день на ужине у губернатора. Мастроянни решил сказать тост и выдал все то, что накануне заучил. Я в тот момент просто за голову взялся», — смеялся Михалков.
За роль Романо в фильме «Очи черные» Марчелло Мастроянни получил Серебряную премию Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и был выдвинут на «Оскар» в аналогичной номинации.
Марина Влади — «Сюжет для небольшого рассказа»
Назвать Марину Влади иностранной артисткой можно с большой натяжкой. Ведь появилась она на свет в семье русских эмигрантов — оперного певца Владимира Полякова-Байдарова и балерины Милицы Энвальд. Да и фамилия ее — это просто укороченное отчество.
Тем не менее, Марина жила и снималась во Франции, а в СССР приезжала только на фестивали. В один из таких приездов в 1968 году она оказалась в Театре на Таганке, где в тот вечер давали «Пугачева» с Владимиром Высоцким в главной роли.
По словам Марины Влади, она была просто потрясена «силой, отчаянием и необыкновенным голосом» Высоцкого. После окончания спектакля они познакомились, а уже на следующий день Высоцкий признался ей в своих чувствах.
У их любви было много препятствий, главное из которых — невозможность быть постоянно вместе: она — иностранка, он — «невыездной». Поэтому для встреч использовался любой шанс.
Вот почему, когда режиссер Сергей Юткевич пригласил Марину Влади в свой фильм «Сюжет для небольшого рассказа», актриса не раздумывая согласилась. Ведь это была отличная возможность каждый день видеться с любимым.
Фильм рассказывал о жизни русского писателя Антона Чехова, которого сыграл артист Николай Гринько. А Влади досталась роль Лики Мизиновой, близкого друга писателя. Именно она послужила прототипом Нины Заречной в знаменитой чеховской «Чайке».
После окончания съемок фильма Марина Влади и Владимир Высоцкий узаконили свои отношения и официально стали мужем и женой.
Уже после смерти Высоцкого, Марина Влади еще раз снялась у советского режиссера — в картине «В поисках капитана Гранта» Станислава Говорухина она сыграла украинскую писательницу Марко Вовчок.