Роль Ани Колывановой в мелодраме «Ты у меня одна» стала звездной для актрисы Светланы Рябовой. Кроме того, на ее счету еще более 30 ролей в кино. И все же сама Светлана Рябова считает себя театральной актрисой — в родном Театре Сатиры она служит уже 36 лет. Как сложилась личная жизнь актрисы, и пошли ли дочери по ее стопам?
«Представь себе, что ты сможешь сыграть на инструменте»
Стать актрисой Светлане Рябовой было «на роду написано» — она появилась на свет 27 марта, в Международный День Театра. Зная об этом, девочка с раннего детства твердо верила, что обязательно будет блистать на театральной сцене и киноэкране.
Поэтому, когда родители вместо театрального кружка записали Светлану в музыкальную школу, она возмутилась: «Я хочу быть актрисой, а не музыкантом». После этого она перестала посещать занятия.
Но преподавательница, разглядевшая в Рябовой большие способности, сказала ей:
«Представь себе, что когда-нибудь на сцене ты не только сможешь сыграть свою роль как актриса, но ты еще сможешь сыграть на инструменте».
И Светлана, послушавшись учительницу, закончила музыкальную школу.
«Это была эйфория!»
Кстати, умение музицировать действительно не раз пригодилось Рябовой в ее актерской жизни. В первый раз это произошло еще в Щукинском училище.
Александр Ширвиндт, преподававший актерское мастерство, ставил со студентами спектакль «Школа злословия». Распределяя роли, он спросил, кто умеет играть на фортепиано. Светлана смело подняла руку и получила главную роль.
«И вот — случилось! Начало спектакля, открывается занавес, а за ним — еще один, из белого тюля. В центре стоит рояль, я сижу за инструментом в открытом платье, с перьями, в прическе и играю менуэт Боккерини…Это была эйфория!» — рассказывала Светлана.
По словам актрисы, она была просто на седьмом небе от счастья. И, конечно же, с огромной благодарностью вспомнила свою преподавательницу музыки и ее пророческие слова.
«Талантливая, обаятельная и очень разноплановая актриса»
Именно после этого случая Александр Ширвинд «положил глаз» на актерский талант Светланы Рябовой и рассказал о разносторонне одаренной студентке художественному руководителю Театра Сатиры Валентину Плучеку. Поэтому, закончив училище, Рябова поступила в труппу этого театра.
Среди первых ее театральных работ: Вера в «Прощай, конферансье!», Надька в «Роковой ошибке», влюбленная в «Автобусе», Лариса Подоплекова в «Трибунале», Жоржетта в «Молодости Людовика XIV», Мэйбл в «Идеальном муже».
«Светлана Рябова — талантливая, обаятельная и очень разноплановая актриса. Неудивительно, что уже много лет она в театре просто нарасхват», — так характеризуют актрису на сайте Театра Сатиры.
Еще во время учебы в Щуке Светлана начала сниматься в кино. Ее дебютом стала роль Фенечки в экранизации романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Через год Светлана снялась еще в нескольких картинах, причем в двух из них — «Особое подразделение» и «Расставания», у нее были главные роли.
После этого Рябову стали активно приглашать в кино. За 10 лет, с 1983 по 1993 годы, фильмография актрисы пополнилась более, чем двадцатью картинами. Самые известные — «Прощальные гастроли», «Ребро Адама», «Мой муж — инопланетянин», «Не ходите, девки, замуж».
«Моя героиня — Золушка»
Режиссеров часто подкупало то, что Рябова, в отличие от других молодых актрис, не боится показаться на экране дурнушкой.
Например, в комедии Сергея Никоненко «Не хочу жениться!» Светлана сыграла длинноносую миллиционершу Аню, которая в конце фильма превращается в красавицу.
При этом Рябову не смутило, что съемки проходили прямо на городских улицах. И прохожие, конечно же, обращали внимание на одетую в форму девушку с уродливым длинным носом. Некоторые даже подходили и спрашивали у актрисы, как пройти на ту или иную улицу, и она отвечала им как настоящий сотрудник милиции.
«Я согласилась на роль, потому что она мне показалась интересной. Ведь в какой-то степени моя героиня — Золушка, в конце концов ставшая принцессой и нашедшая своего принца» — вспоминала Рябова.
«Куда же ты ее кидаешь?! Ну ты что, обалдела что ли?!»
В 1993 году Светлане посчастливилось получить роль, которая сделала ее настоящей звездой. Речь идет о мелодраме режиссера Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна», в которой Рябова сыграла американскую бизнесвумен Анну Колыванову. Ее партнерами по съемочной площадке стали знаменитые актеры Александр Збруев и Марина Неелова.
Картина снималась в трудные 90-е, когда купить в магазине какую-нибудь приличную одежду было практически невозможно. А ведь богатой американке нужен был соответствующий наряд.
В поисках модного гардероба костюмеры объездили всю Москву. Наконец, платья и драгоценности были найдены. А вот роскошную шубу никак не удавалось раздобыть.
В конце концов, шубу взяли в прокате. Причем переживали за не чуть ли не больше, чем за актеров. По воспоминаниям Рябовой, когда она по сценарию бросала шубу на лестницу, костюмеры тут же бежали с криками:
«Куда же ты ее кидаешь?! Ну ты что, обалдела что ли?!».
«А пусть она кидается из окна!»
Также, по словам Светланы, Астрахан на съемках много импровизировал и разрешал артистам самим придумывать новые сцены. Например, в сценарии не было эпизода с попыткой самоубийства Ани: отчаявшись вернуть любимого, она просто уезжала.
Но Астрахану такой финал показался недостаточно сильным. И все члены съемочной группы стали придумывать другие концовки.
Первое предложение было — Аня бросается под поезд, благо недалеко от съемочной площадки проходила железная дорога. Но, обдумав, этот вариант отвергли: кидать героиню, да еще по имени Аня под поезд — это было почти анекдотичным.
Следом появилась версия, что Анна отнимает у охранника пистолет и стреляет в себя. Но и она тоже показалась неправдоподобной — под силу ли хрупкой девушке вырвать оружие у здоровенного амбала.
Наконец, кто-то из киношников обратил внимание на стоящий недалеко заброшенный дом и предложил:
«А пусть она кидается из окна!»
Это режиссеру показалось интересным и всего за полтора часа эпизод с попыткой самоубийства был снят.
Фильм «Ты у меня одна» был очень тепло принят зрителями и собрал много наград. Светлана Рябова тоже получила приз Российской Киноакадемии «Зеленое яблоко — Золотой листок» за лучшую женскую роль.
Своей основной работой Рябова считает театр
До конца 90-х и в 2000-х Светлана Рябова активно снималась в кино. Самые известные ее работы — сериалы «Закон» и «Внимание, говорит Москва», фильмы «Корова», «Летние люди», «Дело гастронома № 1».
При этом Светлана своей основной работой всегда считала не кино, а театр. За 36 лет, которые Рябова прослужила в Театре Сатиры, она сыграла множество ролей.
«Они хотят обнажить тела, но вместо этого обнажают души»
Одна из последних театральных работ актрисы — Валерия в спектакле «Хомо Эректус».
Действие спектакля происходит в московской квартире, где для участия в свинг-вечеринке собирается несколько супружеских пар: богатый бизнесмен и жена-домохозяйка, продажный журналист и его супруга психокультуролог, депутат и проститутка, выдаваемая за жену. Все они пришли, чтобы хорошо провести время, попробовать что-то новое и укрепить семейные отношения, пусть и немного странным способом.
«Они хотят обнажить тела, но вместо этого обнажают души. В этом спектакле есть глубина и многогранность, немало поводов, чтобы от души посмеяться и задуматься на важные темы», — написано об этой постановке на сайте театра.
Другие известные театральные роли Рябовой — миссис Хардкасл в спектакле «Ночь ошибок», Маша в «Операнищих», Соня в «Чемоданчике».
Рябова «подцепила» парня на 12 лет моложе
Журналисты называют Светлану Рябову одной из самых закрытых российских актрис. И действительно, она очень редко дает интервью. А если и соглашается, то никогда не говорит на личные темы.
Тем не менее известно, что актриса дважды выходила замуж.
Первым ее супругом стал артист Андрей Барило. На момент их знакомства Светлана уже была ведущей актрисой Театра Сатиры, а Андрей только-только выпустился из театрального училища Щукина.
Судьба свела их вместе в спектакле «Укрощение строптивой» и совсем скоро уже весь театр «гудел»: Рябова встречается с парнем на 12 лет моложе.
Но влюбленные не обращали внимания на сплетни, а наслаждались своим счастьем. Через несколько месяцев они официально зарегистрировали свои отношения. В 1995 году у них родилась дочка Екатерина, еще через три года вторая — Александра.
Несмотря на то, что появление детей могло помешать работе в театре и съемкам в кино, Светлана с радостью пожертвовала карьерой ради семьи.
«Своими девчонками очень горжусь!»
Но, к сожалению, семейное счастье актрисы было недолгим. Через несколько лет после рождения младшей дочки Андрей Барило ушел от Рябовой.
Тем не менее, расстались Светлана и Андрей без скандалов, да и сегодня между экс-супругами сохранились дружеские отношения.
«Сейчас у нас замечательные отношения, две взрослые дочки — 24-летняя Александра и 21-летняя Екатерина. Они у нас выросли за кулисами. Девочки учатся на разных курсах в Щукинском училище — нашей альма-матер. У младшей шикарный голос. Обеими своими девчонками очень горжусь!»,— сказал Андрей Барило в недавнем интервью.
«После этого фильма он совсем по-другому на меня посмотрел»
Второй раз Светлана вышла замуж за человека, который не имеет отношения к миру искусства. Хотя познакомились они именно благодаря кино.
«Я была влюблена в человека, которого потом пригласила на премьеру, и он после этого фильма как-то совсем по-другому на меня посмотрел. А через некоторое время стал моим мужем», — призналась однажды актриса.
К сожалению, другую информацию о своей сегодняшней семейной жизни Светлана держит в строгом секрете.
«Каждый возраст замечателен»
27 марта 2021 года у Светланы Рябовой юбилей — ей исполнится 60 лет. К радости поклонников ее таланта, актриса по прежнему востребована как в кино,так и в театре.
Что же касается возраста, то Светлана относится к нему по-философски.
«Каждый возраст замечателен, если есть здоровье. Об этом надо помнить и, достигнув определенного возраста, прислушиваться к своему организму. Душа ведь не стареет, она просто плохо чувствует себя, если человек нездоров»,— говорит актриса.