Иметь в роду прабабушек и прадедушек «голубых кровей» сегодня не только модно, но и престижно. Недаром многие отечественные знаменитости любят при случае упомянуть про свои дворянские корни. А вот при советской власти все было не так. И артистам приходилось тщательно скрывать наличие родственников-аристократов, чтобы не стать жертвами репрессий. Вот 6 советских актрис, имевших дворянское происхождение.
Татьяна Окуневская
Наследница старинного дворянского рода Татьяна Окуневская была неотразимо, чарующе, а главное, не по-советски красива. В 1935 году, сыграв главную роль в фильме «Горячие денечки», она сразу же стала звездой экрана.
В 1937 году отца актрисы, бывшего офицера царской армии, расстреляли. А 22-летнюю Татьяну от той же участи спасла красота и умение кружить головы знаменитым мужчинам. В числе ее воздыхателей были лидер коммунистов Югославии Иосиф Броз Тито, министр госбезопасности Виктор Абакумов и даже сам Лаврентий Берия.
Благодаря такому высокому «прикрытию» Окуневская чувствовала себя в безопасности и часто позволяла себе лишнее. Например, на одном из банкетов актриса подняла рюмку и, глядя на портрет Сталина, отчетливо произнесла: «Бей грузин, спасай Россию».
Подобные вольности не могли долго оставаться безнаказанными и в ноябре 1948 года Окуневскую арестовали по статье 58.10 — «Антисоветская агитация и пропаганда». Почти 13 месяцев актриса провела в общей камере, после чего ее на 10 лет отправили в Степлаг в Джезказгане.
В 1953 году после смерти Сталина Окуневская вышла на свободу — истощенная, больная, но не сломленная. Мало кто из друзей Татьяны верил, что она сможет вернуться к нормальной жизни. Но актриса смогла не только прийти в форму, но и вернуть себе былую красоту. Окуневская снова стала сниматься в кино, правда, не так интенсивно, как в молодости.
Даже на склоне лет Окуневская сохраняла прекрасную физическую форму и острый ум. На 86-м году жизни она решилась на пластическую операцию. К сожалению, этот шаг стал для нее роковым: в больнице актрису заразили гепатитом.
Почти два года Окуневская боролась с недугом, но болезнь оказалась сильнее. 15 мая 2002 года Татьяна Окуневская скончалась на 89 году жизни.
Мария Капнист-Серко
Мариэтта (Мария) Капнист родилась 22 марта 1913 года в Санкт-Петербурге в семье графа Ростислава Ростиславича Капниста и Анастасии Дмитриевны Байдак — прапраправнучки знаменитого атамана Ивана Серко.
После Октябрьской революции графская семья переехала в Судак, где в 1921 году отца Мариэтты арестовали и расстреляли. Местные жители, чтившие память графа Капниста, помогли девушке с матерью бежать из Судака, переодев их в национальную татарскую одежду.
В 16 лет Мариэтта попала в Ленинград и поступила в Театральную студию при Ленинградском драмтеатре. Но стать актрисой ей было не суждено — кто-то из доброжелателей рассказал о ее дворянском происхождении руководству театра. И Мариэтту не только уволили, но и выслали из Ленинграда.
Капнист переехала в Киев, где закончила финансово-экономический техникум и начала работать бухгалтером.
Однако машина советского правосудия нашла ее и здесь. 27 августа 1941 года Капнист арестовали, а 6 июня 1942 года приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны».
Сначала Мариэтта отбывала срок в Карлаге, затем — в Степлаге, где, кстати, работала вместе с Татьяной Окуневской. В 1948 году она познакомилась с польским инженером Яном Волконским и спустя год родила от него дочь Радиславу. Впоследствии Волконского обвинили в связи с заключенной и расстреляли.
После освобождения в 1950 году, Капнист жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. 11 октября 1951 года ее вновь арестовали и приговорили к 10 годам заключения за антисоветскую пропаганду. На суде, под угрозой расстрела, актриса была вынуждена оговорить себя и сказать, что ее имя не Мариэтта, а Мария.
Только после смерти Сталина Капнист окончательно вышла на свободу и поселилась в Киеве, где работала дворником.
Однажды, когда Мария проходила мимо киностудии имени А. Довженко, на нее обратил внимание режиссер Юрий Лысенко и пригласил на роль игуменьи в свой фильм «Таврия». Работа актрисы имела успех и ее стали часто приглашать на съемки. Особенно хорошо получались у нее характерные образы — графини, дамы, загадочные старухи, ведьмы, цыганки и чародейки.
Из-за длительного пребывания под землей во время работы в лагерях у Марии развилась клаустрофобия и она никогда не пользовалась подземными переходами. В начале октября 1993 года актриса по привычке перебегала через оживленный проспект Победы в районе киностудии и попала под колеса машины.
Многочисленные травмы осложнились болезнью легких и 25 октября 1993 года 80-летняя графиня Мариэтта Серко-Капнист скончалась.
Муза Крепкогорская
Отец Музы Крепкогорской был известным музыкантом-виртуозом, игравшим на многих музыкальных инструментах. Одно время он даже работал аккомпаниатором самого Федора Шаляпина.
В 30-х годах, когда в среде интеллигенции начались «чистки», Виктор Крепкогорский покончил с собой. Когда Муза, придя из школы, нашла своего отца повесившимся, она на несколько дней онемела. Позже девушка сочла поступок папы предательством и однажды, найдя его фотографию с Шаляпиным, разорвала снимок в клочья.
Мама Музы, Лидия Ивановна, была потомственной дворянкой. И хотя афишировать в то время дворянские корни было равносильно смертному приговору, она гордилась своим происхождением и сумела передать это дочери.
Спустя много лет, став известной актрисой, Муза Крепкогорская любила вспоминать о своем дворянстве.
«Муза кичилась своим дворянским происхождением. Возможно, из-за этого нередко выглядела придирчивой, излишне требовательной к своему окружению. Далеко не всех людей она удостаивала своего внимания. Если ей что-то не нравилось, то прямо об этом говорила причем в резкой форме», — рассказывал сценарист Виктор Мережко.
По словам Мережко, даже к своему мужу, знаменитому артисту Георгию Юматову, Муза относилась немного свысока, считая его простоватым.
Как рассказывали очевидцы, Крепкогорская ни в чем себе не отказывала. Как истинная дворянка она всю жизнь любила роскошь, бриллианты, золото, дорогую посуду и одежду. При этом не ограничивала себя ни в чем и никогда не считала деньги. «Жорж заработает», — была ее любимая фраза.
Только после смерти Юматова Крепкогорская сумела оценить, как много значил для нее муж. Она перестала выходить на улицу, не следила за собой и пристрастилась к алкоголю.
26 июня 1999 года, пережив Юматова на полтора года, Муза Крепкогорская умерла, не дожив две недели до своего 75-летия.
Любовь Добржанская
Любовь Добржанская родилась в Киеве 24 декабря 1905 года, хотя в паспорте актрисы был указан 1908-й год рождения.
Отец актрисы, Иван Андроникович Добржанский, служил штабс-ротмистром в 166-м пехотном Ровенском полку Русской императорской армии.
После революции Добржанский, как и многие другие офицеры царской армии, был репрессирован и на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Освободившись, он отправился на поселение в Казахстан, где работал пастухом. В 1941 году Иван Добржанский умер, как сказали его семье — от инфаркта миокарда.
Уже в 60-х Любовь Добржанская оказалась с театром на гастролях в Караганде и попыталась найти могилу отца. Но, несмотря на то, что руководство местного театра пошло ей навстречу и выделило машину, поиски ни к чему не привели и место захоронения отыскать не удалось.
Мать актрисы, Ольга Васильевна, дворянка по происхождению, после революции работала прачкой, нянькой, швеей и тщательно скрывала любую информацию о своих предках.
Став актрисой, Любовь Добржанская отдала предпочтение театральной сцене и не слишком охотно снималась в кино. Самые известные ее роли — мама Юрий Деточкина в комедии «Берегись автомобиля» и мама Жени Лукашина в культовом фильме «Ирония судьбы или С легким паром».
Любовь Добржанская была четыре раза замужем, но детей ни в одном браке не было. Скончалась актриса 3 ноября 1980 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Любовь Орлова
Всю жизнь в анкетах в графе «происхождение» Любовь Орлова писала: «Из служащих». Поэтому вплоть до последних лет жизни великой актрисы никто и не подозревал, что звезда советского экрана была из самого настоящего дворянского рода — из тех самых Орловых, чьи имена вписаны в историю российского государства.
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в Звенигороде (ныне в Московской области). Ее отец Петр Федорович служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина была в родстве с семьей Льва Толстого.
Кстати, у Орловой всю жизнь хранилась книга великого писателя с его собственноручной надписью: «Любочке Орловой — Лев Толстой». Но актриса «на голубом глазу» объясняла, что в детстве она прочитала сказку Толстого, написала ему письмо, а он ответил и прислал книгу в подарок.
Незадолго до революции Петр Орлов разорил семью, проиграв в карты три фамильных имения. Но именно этот прискорбный факт и спас его от большевистской расправы.
Юная Люба вынуждена была сама зарабатывать на пропитание. Закончив хореографическое отделение Московского театрального техникума имени Луначарского, она занималась музыкальным сопровождением немых фильмов.
В 1926 году Орлова вышла замуж за замглавы одного из управлений Наркомзема Андрея Берзина. Правда, через 4 года ее супруга арестовали по делу Трудовой крестьянской партии и сослали в Казахстан.
Отгоревав, Любовь закрутила роман с военным атташе Германии. И за связь с иностранцем вполне могла бы «загреметь» вслед за мужем, если бы в ее судьбу не вмешался уже известный режиссер Григорий Александров.
«Орлова была признательна Александрову за то, что он фактически спас ее от лагерей после осуждения и ссылки первого мужа, а также после романа с иностранцем. Кроме того, Александров сделал ее актрисой номер один в СССР»,— рассказывал историк актрисы А. Добровинский.
В 30-50-е годы один за другим вышли фильмы Григория Александрова с Орловой в главной роли: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна».
Но Любовь Петровна была неповторимой не только в кино, но и на театральной сцене. Зрители разных поколений специально приходили «посмотреть на Орлову» в театр имени Моссовета, где актриса работала многие годы. Спектакли «Милый лжец», «Странная миссис Сэвидж», «Нора» и «Русский вопрос» с ее участием неизменно шли с аншлагом.
Последний фильм Александрова и Орловой — «Скворец и Лира» вышел в 1974 году. Вскоре после его премьеры у актрисы обнаружили рак поджелудочной железы, от которого она умерла 26 января 1975 года.
Звезде советского экрана было 72 года.
Людмила Гурченко
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове в семье Марка Гавриловича Гурченко (Гурченкова) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко.
Отец будущей актрисы происходил из семьи белорусских крестьян-батраков и всячески приветствовал Октябрьскую революцию, чего никак нельзя сказать о ее матери — потомственной дворянке.
Дед Людмилы по материнской линии, Александр Прокофьевич Симонов, до революции был директором гимназии в Москве. Советскую власть он не принял и, бросив службу, уехал в свое родовое имение Бородулино на Смоленщине, где и был арестован и выслан в Сибирь.
Его жена, бабушка Людмилы Марковны, происходила из столбовых дворян. Узнав, что муж в Сибири завел новую семью, гордая женщина отказалась его простить и уехала в Харьков к дочери и зятю.
Родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии: отец играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Закончив школу, Людмила решила пойти по их стопам и поехала в Москву, где поступила во ВГИК.
Путь Гурченко в кино начался сразу с высокой ноты — главной роли в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». После этого в ее жизни было все — и невиданный успех, и годы забвения.
Но Людмила Гурченко сумела все-таки стать одной из самых популярных и знаменитых советских и российских актрис. Недаром в последние годы ее называли легендой отечественного кино.
Умерла Людмила Гурченко 30 марта 2011 года от сердечной недостаточности на 76 году жизни.