Мы любим определенные фильмы за то, что они дарят нам яркие эмоции — смех и радость, слезы и печаль. Пересматривая эти киноленты раз за разом, мы уверены, что теперь-то уж точно не заплачем. Но при каждом просмотре все равно поддаемся чувствам и не можем сдержать слезы. Вот 6 пронзительных сцен из совестких фильмов, которые заставляют плакать зрителей.
«Судьба человека» режиссера Сергея Бондарчука — как сцена заставила плакать даже «железного» Михаила Шолохова
Эта сцена из драмы «Судьба человека» — кульминация и самый пронзительный эпизод, который невозможно смотреть без слез. В 1959 году на премьере присутствовал и писатель Михаил Шолохов, автор повести, по которой снят фильм. Сергей Бондарчук ждал его реакцию, затаив дыхание. Тогда фигура Шолохова была очень авторитетной в кинематографе. И вот на экране разворачивается та самая сцена:
Ваня и Соколов из-за войны потеряли свои семьи и были совершенно одни. Сцена в грузовике символизирует конец их страданий. Мальчик-бродяга обретает отца, а персонаж Бондарчука — смысл жизни.
На премьере в зале плакали почти все — и женщины, и мужчины. А Бондарчук наблюдал за Шолоховым — к его удивлению на лице писателя не дрогнула ни одна мышца. Как только включили свет в зале, литератор выскочил из зала, так ничего и не сказав режиссеру. Бондарчук был очень расстроен, но через пару часов раздался телефонный звонок. Это был Шолохов.
«Я, пока смотрел фильм там в зале, отдавил себе обе ноги — чтобы не пустить слезы на той самой сцене. Но дома не сдержался, когда вспомнил», — сказал писатель, а Бондарчук облегченно вздохнул.
Роль Вани сыграл 5-летний Паша Борискин, сын актера Владимира Борискина. Юный актер на тот момент даже не умел читать — учил реплики на слух вместе с мамой. Режиссер переживал, потому что сначала не знал, как 5-летнему мальчику объяснить, что одновременно нужно показать и счастье, и смятение, и всю боль сироты. Но как же мальчик всего за несколько секунд заставил плакать всю страну?
Зрители уверены, что самые пронзительные слова — «Папка! Родненький!» — он кричит в кабине грузовика. Но это не так: у Бондарчука был один трюк, чтобы получить нужную эмоцию и «громкость» от Паши.
Режиссер привез мальчика в поле, чтобы тот мог кричать во весь голос фразы из этого эпизода. Голос записали заранее — там, в поле. Поэтому получился такой пронзительный крик. Но была еще одно обстоятельство, которое помогло Паше.
На тот момент его родители были уже в разводе, мальчику очень не хватало папы, поэтому он бессознательно вложил в крик свои детские переживания.
«Семнадцать мгновений весны»: сцена в кафе растрогала до слез даже ветеранов советской разведки
Сцену в кафе «Элефант» из «Семнадцать мгновений весны» знают даже те, кто не смотрели фильм целиком. И у всех она неизменно вызывает слезы. Но зрители могли и вовсе не увидеть самый пронзительный эпизод — встречу Штирлица с женой.
Оказывается, его вообще не было ни в книге, ни в сценарии. Идею предложил Вячеслав Тихонов. Он общался с разведчиком Кононом Молодым, который однажды и рассказал похожую историю. Режиссер Татьяна Лиознова моментально согласилась включить сцену в фильм и под нее придумала новую героиню — жену Штирлица.
Сцена их встречи в кафе длится почти 6 минут, и все это время оба персонажа не говорят ни слова. Пронзительный разговор глазами и музыка Таривердиева — и все зрители плачут. Тихонов и Шашкова сыграли так, что ревела вся страна. И до сих пор эпизод вызывает такие же эмоции, особенно, когда Штирлиц все же дрогнул:
Но даже Татьяна Лиознова и ее коллеги были уверены, что зрители уснут на этом эпизоде — ведь в нем нет ни диалога, ни действия. Но как получилось, что сцену без отрыва смотрят почти 6 минут?
Сначала Лиознова сказала, что сцену снимут по отдельности: в один день играет Шашкова, потом — Тихонов. Но он словно почувствовал, что актриса не сможет сыграть перед бездушной камерой — ей нужно было говорить глазами. Тихонов сам примчался на студию, сел под камерой и помог начинающей актрисе.
На следующий день была очередь Тихонова. Но никто, в том числе и сам актер, не ожидал, что он не сыграет сцену один. Ему нужно было видеть глаза партнерши — Шашкову срочно вызвали на площадку. Всё получилось, но Лиознова все равно сомневалась.
Она организовала закрытый показ картины для элиты советской разведки — при выключенном в зале свете режиссер увидела, как на этой сцене кто-то вытирал слезы руками, а кто-то достал платки. Ей все стало понятно.
Эта сцена не стала бы такой пронзительной без волшебной музыки Таривердиева. Но никто не знает, что сначала мелодия должна была звучать иначе — в исполнении оркестра. Композитор потом признавался, что сделал бы роковую ошибку, если бы записал ее с оркестром. Он отсмотрел снятый эпизод, в последний момент отменил оркестр, сел и сам сыграл на рояле, четко попадая интонационно в нужные мгновения.
Сцена в кафе — признанный образец киноискусства во всем мире. По ней сегодня учатся кинематографисты США, Англии, Франции — как снимать такие моменты без слов. Но ТАК пронзительно получилось только в наших «Семнадцати мгновениях весны».
Как обычная собака из фильма «Мужики» разбила сердца миллионам зрителей
Когда в «Мужиках» Зубов с детьми садится в «Волгу» и уезжает из деревни, вслед за машиной мчится собака. От разлуки с любимым питомцем плачут Полина, Степка и Павлик и все зрители. Многие видели драму множество раз и знают, что у этой сцены счастливый финал. Но все равно не могут сдержать слезы при каждом просмотре:
Эпизод, над которым плачут даже сдержанные мужчины, долго не получался таким, как его задумал режиссер. Собака ни в какую не хотела бежать вслед за машиной, в которой навсегда уезжают ее хозяева.
Ухищрения дрессировщика тоже не работали. И тогда на площадку пригласили настоящую хозяйку собаки. Как только она села в машину на глазах у своего питомца, он помчался за машиной. А хозяйке пришлось лечь на пол, чтобы не попасть в кадр.
После фильма зрители завалили Михайлова письмами с благодарностью, а сам актер рассказывал, что ему писали и те, кто именно после картины восстановил семью после развода.
Пронзительная сцена из драмы «С любимыми не расставайтесь!», которая стала пророчеством для Абдулова и Алферовой
Финальная сцена разворачивается в больнице. Героиня Ирины Алферовой попадает туда, простудившись накануне под ливнем. Бывший муж, которого играет Александр Абдулов, приходит навестить ее. Спокойный разговор вдруг оборачивается истерикой Кати, от которой разбиваются наши сердца. Давайте вспомним этот эпизод:
В героине Алферовой в одну секунду прорывается все то, о чем она так долго молчала. Этот эпизод заставляет зрителей плакать зрителей, потому что они узнают себя в персонажах. Те, кто пережили такую же личную драму и потеряли любовь/брак из-за сущего пустяка, нелепости, а потом жалели об этом.
«Когда Алферова лежит и рыдает на этой больничной койке, я рыдаю вместе с ней», — говорила актриса Елена Проклова.
Съемки в фильме «С любимыми не расставайтесь» оказались пророческими для Алферовой и Абдулова. Режиссер Павел Арсенов хотел взять на главные роли только семейную актерскую пару. Он считал, что Ирина и Александр идеально подходят — они не так давно поженились, между ними была та самая химия.
Темпераментный Митя и сдержанная Катя очень похожи на реальных Абдулова и Алферовой. Он — фонтан энергии и идей, всегда в центре внимания. Она — мягкая, немногословная и всегда в тени звездного мужа.
Абдулов согласился на роль сразу, а вот Алферова — думала. Она верила в приметы: актеры иногда отказываются от ролей, видя в них пророчество. Вероятно, актриса чувствовала нечто похожее. Но все же согласилась играть.
А фильм действительно стал пророчеством для этой красивой и, казалось бы, идеальной семьи. Они Развелись после 17 лет брака, когда еще любили друг друга, но жить вместе уже было невозможно.
А еще пронзительную атмосферу в последней сцене усилило одно реальное событие.
«Я прилетаю в больницу, тут прибегают врачи и говорят: „Вы знаете, самолёт разбился, сейчас привезут раненых, давайте камеры убирать“. Мы уже стали собираться, но тут приходит врач и говорит, что там нет смертельных случаев — можете снимать. И Арсенов сказал: „Вот сейчас снимаем“. Работали в такой атмосфере. У нас была оператор-женщина, она так рыдала», — рассказывала Ирина Алфёрова.
«Белорусский вокзал»: говорили, что Брежнев не сдержал слезы, когда запела Нина Ургант
Песню из фильма «Белорусский вокзал» знают все. Можно сказать, что она известнее самой картины. Эта сцена попадает в самое сердце, ее невозможно смотреть спокойно.
Леонид Брежнев любил смотреть все киноновинки еще до их выхода в прокат. Так было и с фильмом «Белорусский вокзал». Но когда он увидел тот самый эпизод с песней, не сдержал слезы — во всяком случае, так рассказывали кинематографисты того времени.
Реакция первого лица страны стала негласным сигналом для киночиновников, что фильм удался. Но как же режиссер Андрей Смирнов добился такого эффекта, заставив плакать всех зрителей?
Секрет этой сцены в том, что она словно подсмотрена, говорила певица Елена Камбурова. В советских фильмах часто музыкальные эпизоды снимали с профессиональным вокалом, а здесь просто гитара и голос актрисы — никаких аранжировок. У зрителей возникает ощущение, что они вместе с фронтовиками за одним столом поют эту песню под гитару. И, конечно, сама тема — священная для многих. Каждое слово — прямо в сердце:.
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Но у режиссера был еще один прием: он запретил Нине Ургант плакать при съемках данного эпизода. Сначала актриса вообще не хотела петь песню на стихи Булата Окуджавы и музыку Шнитке — боялась, что ей не хватит голоса. Когда согласилась, дубль за дублем не могла сдержать горькие слезы. Режиссер останавливал и просил не плакать.
«Я действительно плакала, когда пела. И вдруг поднимаю глаза и вижу — стоят Леонов, Папанов, Сафонов и Глазырин, обнявшись, и тоже плачут. Глядя на них, Смирнов сказал: „Ты, Нина, не плачь сама. Пусть плачут мужчины. Это страшнее» , — вспоминала Нина Ургант.
«Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается — как пожар, как набат, как беда! Плачет Леонов, по-ребячьи, взахлеб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь сомкнутые веки текут слезы. А женский голос звенит такой мощью, такой сокровенной клятвой», — так объясняла этот эпизод в своем очерке «Женщина из нашего полка» журналист Э. Горчакова.
А потом песня из фильма «Белорусский вокзал» стала маршем и гимном десантных войск и до сих пор звучит на парадах 9 мая.
«В бой идут одни старики»: самую пронзительную сцену актер Смирнов отказался переснимать
Эта сцена заняла второе место в рейтинге самых трогательных эпизодов из фильмов о победе в Великой отечественной войне. И сейчас, спустя почти 50 лет, невозможно без слез смотреть кадры, на которых персонажи Леонида Быкова и Алексея Смирнова сидят у могилы погибших летчиц.
Просматривая эту сцену, понимаешь, что актеры ее не сыграли, а прожили всем сердцем. В фильм вошел единственный дубль эпизода, в котором все эмоции — настоящие. Алексей Смирнов отказался снимать сцену еще раз, и у него на это были очень веские причины.
Дело в том, что артист сам прошел войну, был награжден тремя орденами. Во время съемок в фильме «В бой идут одни „старики“» он невольно вспоминал военное прошлое. Когда закончили снимать первый дубль сцены у могилы летчиц, ему стало плохо, пришлось вызывать скорую помощь. Придя в себя, актер сказал, что второй дубль его сердце просто не выдержит.