В Советском Союзе люди налаживали быт, выстраивали отношения с другими во многом совершенно не так, как принято сейчас. И о некоторых вещах, которые были абсолютно приемлемыми в прошлом веке, сейчас и вспоминать неловко.
Расскажем про несколько ситуаций, которые для жителей эпохи СССР были нормой, а сейчас за них было бы стыдно.
Жаловаться на поведение мужа его начальству
В СССР старались следить за моральным обликом граждан: партийное руководство контролировало даже частную жизнь человека. Соответственно, периодически возникали ситуации, когда отчаявшаяся жена жаловалась на мужа в партийный комитет или начальнику предприятия, где работал мужчина — например, если тот пропивал зарплату или заводил роман на стороне.
«Правда. Стыдно не было. А вот из партии попрут — это уже катастрофа. Ни пайков тебе, ни загранпоездок. В общем, было что терять», — вспоминает участник форума.
В современном обществе так уже никто не делает — и вовсе не потому, что семьи привыкли не выносить сор из избы. Просто идеологический контроль стал значительно слабее, и если современная женщина пойдёт жаловаться на аморальные поступки мужа в официальные органы — там, скорее всего, просто пожмут плечами, а то и покрутят пальцем у виска.
Верить посторонним людям, а не собственному ребенку
Когда у ребёнка возникает конфликт с кем-то из взрослых или же других детей, самым здравым для родителя было бы выслушать мнения обеих сторон — и таким образом понять, виновато ли чадо на самом деле. Но в Советском Союзе во многих семьях было заведено, что посторонним людям «по умолчанию» верили больше, чем словам ребёнка.
Зачастую такое недоверие со стороны самых близких людей — родителей — надолго откладывается в памяти ребёнка и с болью вспоминается даже спустя многие годы.
«У двоюродной сестры почти не было волос, и ей купили какой-то жутко дорогой импортный ополаскиватель. После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством. Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме: думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю. Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом. Я всегда была послушной. Никогда ей не врала», — вспоминает пользовательница Наталия Воднева.
Носить заштопанные колготки
Колготки в Советском Союзе не всегда было просто достать: во-первых, в магазинах они появлялись редко, а во-вторых — стоили отнюдь не копейки. Поэтому ничего зазорного не было в том, чтобы заштопать колготки, если те вдруг порвутся: были даже специальные приспособления, которые помогали сделать это быстро и легко.
Сейчас ситуация изменилась: нет никаких проблем в том, чтобы купить новую пару колготок взамен порванных. Многие женщины, надевая капроновые колготки, даже берут с собой запасные — на случай, если те разойдутся стрелкой. А поскольку никакого дефицита колготок нет, появляться на людях в заштопанной паре по меньшей мере странно: о даме могут подумать как о неряшливой или слишком уж экономной.
Устраивать публичные товарищеские суды
Товарищеский суд работал так: на роль судей определялись ответственные работники предприятия, которые разбирали случаи нарушения трудовой дисциплины, административных проступков или аморального поведения. Конечно, лишить человека свободы такой суд не мог: главной его задачей было сделать так, чтобы «обвиняемый» раскаялся в содеянном и захотел исправиться.
«Один раз в магазине мы судили работника товарищеским судом за то, что был обнаружен обсчёт в одну копейку. Конечно, товарищеский суд мог порекомендовать лишить человека премии или сместить с должности, но главное — это было морально очень тяжело: тебя судили твои товарищи», — рассказывает очевидец Галина Лапшина.
Вместе с Советским Союзом такая форма влияния на работников ушла в прошлое — и, наверное, не зря: на товарищеских судах могли разбираться как серьёзные оплошности, так и совсем мелочи вроде того же обсчёта на одну копейку или неурядиц в личной жизни, которые людям совсем не хотелось бы выносить на всеобщее обозрение.
Взимать налог с бездетных граждан
С сороковых годов и до самого распада Советского Союза в стране существовал налог на бездетность: его должны были выплачивать женщины и мужчины репродуктивного возраста, которые не обзавелись потомством. Бездетным требовалось платить 6% от зарплаты, а в сельской местности такой налог взимался в том числе и с тех семей, где детей было меньше трёх.
Такая мера была отчасти необходима: после войны население СССР существенно убавилось, нужно было стимулировать граждан заводить потомство.
Однако сейчас такой налог кажется очень неправильным с точки зрения морали: всё-таки семья, а не государство, должна решать, хочет она обзаводиться детьми или нет.
Допросы с пристрастием во время бракоразводного процесса
Еще одна мера, принятая в сороковых годах прошлого столетия для укрепления института семьи, — усложнение бракоразводного процесса. Если у желающих расстаться супругов были дети или общее имущество, им предстояло пройти через прокуратуру — где подробно допрашивали и их, и свидетелей. Причём чаще всего на такие допросы все участники тратили много нервов, времени и сил — и уходили из зала суда ни с чем: супругов старались примирять, а браки расторгать только тогда, когда поводы для этого были весьма веские.
В 60-х годах процесс разводов всё же упростили: по крайней мере, прокуратура больше в него не вмешивалась. В современной России расторжение брака все еще связано с некоторыми бюрократическими сложностями — но, конечно, они и в сравнение не идут с тем, что было в середине прошлого века. Сейчас никому в голову не придет выяснять подробности семейной жизни у супругов, которые решили разойтись.
У многих бывших жителей Советского Союза ушедшая эпоха оставила приятные воспоминания — но по некоторым вещам ностальгии не испытывают совсем. И вышеперечисленное, пожалуй, относится к этой категории.