Наши советские актеры были настолько талантливыми, что с легкостью могли сыграть в одном фильме нескольких героев: двоих, шестерых и даже два десятка! Мы решили вспомнить самые невероятные перевоплощения артистов, за которые зрители стали еще больше ими восхищаться.
Почему в «Иване Васильевиче» Яковлев сыграл не двух, а трех героев
«Очень приятно, царь!»
Как мы знаем, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Юрий Яковлев бесподобно сыграл сразу двух человек: Ивана Грозного и Бунша. Никого другого в этой роли мы не уже представляем. Но на самом деле на царя пробовались Никулин, Вицин, Лебедев и Евстигнеев.
Последний очень подходил, но Гайдай случайно его обидел. Сказал, мол, когда вы говорите, ощущение, что бредите.
Главное — актер должен был одновременно хорошо сыграть и грозного царя, и слабохарактерного управдома. И Гайдай остановил свой выбор на Юрии Яковлеве.
«Передо мной стояла непростая задача — сыграть практически в одном гриме двух абсолютно разных людей. Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать», — вспоминал Яковлев.
Давайте пересмотрим знаменитый эпизод, где царь рассматривает девушку на плакате, а затем слушает Высоцкого:
Как вы считаете, зачем он был нужен в фильме? А так Яковлев пытался очеловечить царя. Показать, что на кажущуюся однозначность и Бунши, и Грозный — не так уж просты.
По словам Натальи Крачковской, сыгравшей в фильме жену Бунша, мастер импровизации Яковлев «перерождался просто на глазах из одного героя в другого». Хотя сам актер признавал, что поначалу было сложно играть сразу две роли:
«Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход».
И все же говорить о том, что Яковлев сыграл и Бунши, и Грозного — неправильно. Ведь он еще играл Буншу, который притворялся царем! Яковлеву надо было сыграть не просто мягкого, истеричного и неприятного управдома, а его же, но в облике грозного царя. И как он сыграл! Не зря мы каждый год пересматриваем эту картину вновь и вновь.
Вот почему от перевоплощения Леонова в «Джентльменах удачи» до сих пор мурашки по коже
Еще один мастер перевоплощений — Евгений Леонов. В «Джентельменах удачи» он и жадный, хитрый, жестокий вор Александр Белый, и добрый, интеллигентный, воспитанный заведующий десадом Евгений Трошкин. Артисту удалось так ювелирно сыграть в одном фильме настолько разных персонажей, что это вызывает восхищение.
А все почему? Потому что Леонов подошел к делу со всей ответственностью. Он посещал места не столь отдаленные и подглядывал за заключенными в отверстие в двери тюремной камеры, записывал за ними их речь и подмечал важные для фильма детали.
Еще Леонову помогал вживаться в роль режиссер картины Александр Серый — он ведь и сам незадолго до съемок отбывал срок за драку с архитектором.
Поэтому, когда зрители видят обаятельного добряка Трошкина, а буквально через несколько минут он же сидит, растопырив руки и произносит грубейшие фразы, они раз за разом изумляются этому перевоплощению.
«Раскрашивали» Доцента, кстати, тоже сообща. И у каждой татуировки есть свое значение. Давайте рассмотрим стоп-кадр:
Так, лампочка означала то, что Доцент являлся «светилом» криминального мира, кот на плече означает ловкость. Череп с перекрещенными костями намекал на то, что его обладатель не боится уйти из жизни. А якорь указывал на то, что Доцент готов «бросить якорь» в тюрьме: остаться там навсегда.
Ну, и на посмеяться. Помните эпизод, где верблюд Вася плюется в Косого? На самом деле, на лице героя — не слюна, а вспененный шампунь. Пожалели бедолагу.
Давайте пересмотрим этот фрагмент с верблюдом:
Как вы считаете, почему его все время показывают боком? Дело в том, что хозяин животного полностью выбрил бок верблюда.
Ему не заплатили суточные, есть было нечего, так что он побрил Васю и продал шерсть. Поэтому зрители видят верблюда только с одной «волосатой» стороны.
О чем надо помнить, смотря фильм «Ты — мне, я — тебе», где Куравлев играет близнецов
«Икра — пища богов. А боги все худенькие».
Леонид Куравлев сыграл двух братьев-близнецов в комедии «Ты — мне, я — тебе». Братья Иван и Сергей Кашкины — близнецы, но абсолютно разные. Первый: гедонист, хитрец и балагур, второй — скромный, ответственный и воспитанный.
«Ты — мне, я — тебе» — это как раз девиз Ивана по жизни. И вот Сергей, будучи сотрудником Рыбнадзора, попадает в больницу и просит брата его заменить. Хитрый и расчетливый Иван соглашается и пытается извлечь максимум выгоды из ситуации, но в результате это чуть не приводит к природной катастрофе.
Давайте посмотрим фрагмент из больницы. Как, по вашему мнению, режиссер снял двух «Братьев» в одной сцене?
Если говорить о моментах, где у Кашкиных не видно лиц, там на помощь приходил похожий по комплекции дублер. А в моменте из больницы была использована комбинированная съемка: один кадр накладывали на другой.
А теперь посмотрите этот кадр, когда Кашкин приезжает домой. Не заметили ничего необычного?
В окошке дома отражается звуковик и микрофон! Такой досадный ляп пропустили создатели фильма, который, впрочем, все равно не испортил кино.
Известно, что на главную роль кроме Леонида Куравлева пробовались актеры Вячеслав Невинный и Михаил Кокшенов. Но сыграть на пробах двух совершенно разных братьев-близнецов у них получилось не так феерично, как у Куравлева.
Странно, что в итоге у артиста не вышло «распятерение личности», потому что он снимался одновременно еще в пяти (!!!) фильмах. Помните об этом и удивляйтесь. Вот он — настоящий талант.
«Я все стерплю»: попробуйте найти всех персонажей в сказке Роу, которых играет Милляр
Впервые Милляр сыграл Бабу-Ягу у Александра Роу в «Василисе Прекрасной». Режиссер обратился за советом к приятелю и сокрушался, что никто из актрис не подходит, пробы не удаются.
«Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю», — сказал Милляр.
Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съемках дети при виде актера разбегались. В итоге Милляр практически стал официальным представителем нечистой силы в кинематографе.
А в фильме того же Роу «Огонь, вода и…медные трубы» он сыграл аж четверых героев. Вспомните, кого именно?
Ягу, Кощея, гостя на свадьбе и пожарного. На роль Бабы-Яги Милляр напросился сам — как-никак, к 1967 году он уже сродился с этим образом.
Давайте пересмотрим фрагмент, который четко показывает: Милляр — главная мировая Баба-Яга:
Как органично смотрится Милляр в этой роли! Видно, что у него «свои» движения и мимика. Именно такой, наверно, каждый из нас и представлял Бабу-Ягу.
А вот Кощей Милляра был совсем другой.
Например, в «Кащее Бессмертном» 1944 года главный герой в исполнении Милляра был жутким, злым и по-настоящему страшным. А вот в «Трубах» Кащей был достаточно очеловеченным, чуть забавным, местами его было даже жалко — хочет жениться, да не получается.
Милляр — один, а его персонажей — десятки. И все совершенно разные. Гений, что сказать.
Так мог только Миронов. Как артист сыграл шесть разных героев в одном фильме
Нельзя не упомянуть про шедевр «Трое в лодке, не считая собаки», где Андрей Миронов исполнил сразу шесть ролей: Джером Клапка Джером, Джи, миссис Байкли, Трактирщик, Пьяница и Дядюшка Поджер.
Давайте пересмотрим этот эпизод:
Что же в нем не так? А дело в том, что в этой сцене Миронов забыл текст, но так вжился в роль, что экспромтом выдал песню.
«Этого в сценарии не было. Это мог только Андрей Миронов: исполняя и записывая фонограмму этой песни для съемки фильма, сымпровизировать: „Не помню, как его звали, я не помню, но как-то же звали…“, — говорил в интервью автор музыки к фильму Александр Колкер.
На протяжении всей картины мы видим блистательную работу Миронова: то он пьяница, и ему для достоверности засовывают вату за щеки, то он бабулька со склерозом, то грубоватый трактирщик. Потрясающий артист, одним словом.
Наверно, его рекорд никто не побьет. В этом фильме Игорь Ильинский сыграл 24 персонажа
«Потрясающий, гениальный артист. Профессионал высочайшего класса», — так отзываются о своем кумире поклонники Игоря Ильинского.
В фильме «Эти разные, разные, разные лица…», основанном на рассказах Чехова, все 24 роли сыграл один артист — Игорь Ильинский. Он и чопорная женщина, и высокомерный генерал, и простой извозчик. Столько разных характеров и типажей — и в каждой роли Ильинский смотрелся невероятно органично.
Давайте посмотрим эту сцену:
Не замечаете ничего необычного? Да, в СССР не было таких технологий, какие есть сейчас, поэтому погрешности монтажа видны невооруженным глазом: как будто фон «скачет» отдельно от артистов.
Просто Ильинскому в этом эпизоде надо было появиться в двух ролях одновременно, поэтому использовали прием наложения кадров.
Но, конечно, все эти замечания — ничто по сравнению с талантом артиста.
Почему роль в «Тени» стала одной из лучших Олега Даля
«Ну, похудел. Ну, почернел. С кем этого не бывает».
В фильме «Тень» Олег Даль потрясающе сыграл доброго и честного ученого Христиана-Теодора и его тень — лживого, изворотливого, жестокого антипода Теодора-Христиана.
«Для фильмов-сказок Даль подходил идеально, ибо одним только выражением лица умел моментально внушить зрителям, кто перед ними: герой или злодей», — так отзываются об игре Даля его поклонники в Сети.
И правда: Даль настолько убедителен в обоих ролях, что кажется — это два разных человека. И дело не только во взгляде, голосе и жестах. Даже пластика героев отличается. Ученый ходит прямо, уверенно, но мягко. А его тень двигается более изворотливо, как будто из пластилина:
Фильм — это, по сути, советский арт-хаус, который не пользовался большой популярностью у зрителей и не сделал Даля миллионером. Но ролью этой актер точно гордился.
«У него была масса предложений сыграть что-то партийное, советское, за что он получил бы большие деньги, звания… Все отвергалось на корню. Ни за один фильм я не краснею, и не покраснел бы он», — говорила жена актера Елизавета.