Эти дома и строения однажды появились в советских фильмах и быстро стали узнаваемыми. Конечно, некоторые здания уже были в статусе достопримечательностей, но участие в кино прибавило им популярности. Расскажем про 7 зданий, которые сыграли в советском кино и получили свою порцию славы
Этот дом не нравился москвичам, пока его не показали в гайдаевской комедии
Дом, в котором инженер Шурик живет и работает над своей машиной времени, выделялся необычным фасадом. Он напоминает гармошку, но эту архитектурную задумку в начале 1970-х москвичи не оценили.
Однако, как только здание появилось в комедии Леонида Гайдая, оно тут же привлекло внимание — к нему даже привозили туристов во время экскурсий.
Многоэтажка, в реальности стоящая по адресу Новокузнецкая, 13, в фильме находилась якобы на Новом Арбате. Помните момент, когда Иван Грозный выходит на лоджию и любуется видами Москвы и говорит: «Красота-то какая! Ляпота!»
Но в реальности с лоджии этого дома откроется совсем другая панорама. А то, что видит перед собой царь, снимали с балкона высотки на Калининском проспекте.
«Генеральский дом», где жила повзрослевшая Катя Тихомирова. Кому давали квартиры в этом здании
В своей оскароносной картине Владимир Меньшов показал разные уголки нашей столицы. И если памятник Маяковскому и так был популярным местом, то этот дом стал известным именно после выхода фильма.
Он появляется во второй части, когда главная героиня Катерина Тихомирова уже руководит заводом. В первый раз мы видим многоэтажку, когда она выбегает из подъезда на работу, а во второй раз — когда идет с работы с пакетом продуктов и у крыльца ее ждет Гоша.
Как и положено человеку такого социального статуса, у Тихомировой просторная (по тем меркам) квартира в новом доме в престижном районе. В реальности в этом доме в те времена тоже жили не простые советские граждане, а высокопоставленные сотрудники Минобороны СССР. Поэтому в начале 1970-х неофициально дома по улице Мосфильмовской называли «генеральскими».
Конечно, эти здания не стали пунктом в туристических экскурсиях по столице, но определенную порцию популярности они все же получили. И да, они по-прежнему стоят на своем месте.
Калугину поселили в престижном доме с новаторским дизайном
Эльдар Рязанов в своей народной комедии «Служебный роман» тоже показал разные районы Москвы в качестве места жительства главных героев. Причем каждый район указывает на социальный статус персонажа.
Так, Самохвалов живет в сердце мегаполиса — на улице Горького (сейчас это Тверская). Его многоэтажный дом находится напротив Центрального телеграфа. Секретаршу Веру поселили в спальном районе рядом со станцией метро «Чертановская». Но особого внимания заслуживает дом «мымры» Калугиной.
Руководитель статистического учреждения владеет квартирой в 12-этажном здании по адресу улица Большая Никитская, 43. Фильм снимали в 1976-м, к тому времени дом недавно сдали в эксплуатацию. Тогда жилье в «свечке» получали представители интеллектуальной элиты и деятели культуры.
У дома, в котором живет Калугина, эффектный для того времени фасад: панели с перфорацией, а еще просторные лоджии с полупрозрачным остеклением. И хотя здание появляется в кадре всего несколько раз на пару секунд, многие зрители его сразу запомнили.
В «Москва слезам не верит» две престижные высотки выдали за одну
Как же завидовали миллионы зрителей Кате из «Москва слезам не верит», когда она временно из общежития переехала в квартиру дяди! Профессор Тихомиров с супругой уехал в отпуск и пригласил племянницу пожить у них и присмотреть за собачкой.
В фильме дядя главной героини живет в престижной высотке на площади Восстания. Сейчас она называется Кудринской площадью. Когда-то здание называли Домом авиаторов. Но многие зрители не знают одной интересной детали.
Данная высотка использовалась только для уличной съемки — когда Катя и Люда заходят в здание. А кадры с фойе и квартирой снимали в другой высотке — на Котельнической набережной.
Дом на Кудринской площади быстро стал одним из символом Москвы. Его построили к 1954 году. В то время небоскреб выделялся не только своим внешним видом, но и наличием подземной стоянки для машин и отделением для детских колясок в фойе.
Поскольку в те годы дом считался элитным, в нем жили выдающиеся личности: конструктор ракетно-космической техники Василий Мишин, учёный-хирург Александр Бакулев, джазовый музыкант Олег Лундстрем и кинозвезда Элина Быстрицкая.
От этого крымского дворца дух захватывает не только в фильмах, но и реальности
Воронцовский дворец в Крыму — сказочный красавец и настоящий рекордсмен по количеству «ролей» в кино. В советское время он снялся в 12 известных фильмах, среди которых «Алые паруса», «Обыкновенное чудо» (1964), «Гамлет», «Печки-лавочки», «Небесные ласточки», «Академия пана Кляксы», «Десять негритят», «Асса».
И хотя дворец стал музейным комплексом в 1956-м, наибольшую популярность он получил после участия в кинокартинах 60-х годов. Например, в «Алых парусах» мы видим его интерьеры и внутренние дворики. А в «Небесных ласточках» дворец сыграл роль пансионата для благородных девиц.
Некоторые помещения Воронцовского дворца появились и в «Десяти негритятах». Помните, как приглашенные Оуэном гости каждый день собирались в гостиной за длинным обеденным столом? Эти сцены снимали в помещении, где на самом деле находился закрытый бассейн.
В XIX веке Воронцовский дворец строили двадцать лет — он был готов к 1848 году. Генерал-губернатор Новороссийского края, граф Михаил Воронцов использовал его как летнюю резиденцию.
Он хотел, чтобы дворец построили в классическом английском стиле, но в итоге в его облике отчетливо видны неомавританский стиль и исламские мотивы — дымовые трубы похожи на те же минареты.
Воронцовский дворец окружает живописный Алупкинский парк — он получил статус памятника садового искусства.
Как Станислав Говорухин превратил южное «Ласточкино гнездо» в пасмурную Англию
Одну из самых популярных достопримечательностей Крыма — замок «Ласточкино гнездо» на мысе Ай-Тодор — кинематографисты, как и туристы, полюбили еще в эпоху СССР. Станислав Говорухин показал его в своем детективе «Десять негритят» 1987 года.
В одноименном романе Агаты Кристи сюжет разворачивается на Негритянском острове в графстве Девоншир. Но режиссер нашел способ, как перенести зрителей в Англию, а съемочная группа не выезжала бы за пределы Союза. Говорухин сделал невероятное: солнечный Крым превратил в пасмурную Великобританию.
Создатели фильма выбрали удачный период для съемок в «Ласточкином гнезде» — ноябрь. К этому времени в Крыму уже нет и следа от теплого «бабьего лета» и начинается сезон штормов. Погода и псевдоготический стиль особняка как нельзя создали мрачную атмосферу, которая сохраняется на протяжении всего фильма.
Говорухин поставил задачу: изменить внешний вид замка настолько, чтобы «Ласточкино гнездо» никто бы и не узнал. Для этого соорудили декорации, которые крепили к фасаду. А интерьер снимали в другом месте — в Воронцовском дворце.
А еще «Ласточкино гнездо» можно увидеть в картине «Мио, мой мио», в советско-польской киносказке «Академия пана Кляксы». Также замок засветился в гонконгском боевике с Джеки Чаном «Первый удар». История этого особняка не менее интересна, чем его «роли» в кино.
Нынешний облик «Ласточкино гнездо» получило более века назад — в 1912 году. А до того времени здание построили для одной дворянской семьи.
Планировалось, что это будет престижный курорт, но замысел не удалось реализовать. Кстати, сначала эта достопримечательность в некоторых путеводителях конца XIX века называлась виллой «Генералифе».
Ливадийский дворец
Когда мы смотрим «Двенадцатую ночь» с Кларой Лучко в главной роли, то переносимся не только на несколько столетий назад. Ощущение, что мы вместе с персонажами оказались в средневековом европейском дворце. Но на самом деле он находится тоже в Крыму.
Это Ливадийский дворец, который в начале прошлого столетия был резиденцией российской императорской семьи. В фильме «Двенадцатая ночь» дворец был замком, в котором жила графиня Оливия. Как и в случае с «Ласточкиным гнездом», для картины здание тоже чуть изменили. Художники «возвели» второй этаж, а еще позади замка появились нарисованные горы. Но как же красиво это все смотрится на экране!
Ливадийский дворец также можно увидеть в советской картине «Всадник без головы». В этом фильме его использовали в качестве поместья Каса-дель-Корво в штате Техас, которое принадлежало плантатору Пойндекстеру.
Но наиболее полно Ливадийский дворец показали в музыкальной комедии «Собака на сене» с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским. В ней достопримечательность предстала как резиденция графини.