9 актеров СССР, у которых было больше всего друзей среди коллег. За что их любили

Елена Воронцова,
редакция Femmie

От съемок с этими звездами у их коллег только хорошие эмоции.

Х/ф "Большая перемена", Мосфильм

Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке», Евгений Леонов в «Большой перемене», Леонид Куравлев в «Ищите женщину» — в их персонажей зрители влюбляются с первых же минут. Но актер на экране и на площадке — зачастую совершенно разные личности, и не со всеми артистами их коллегам приятно работать. Однако эти 9 советских актеров были настоящими любимчиками у съемочных групп.

Вот что Юрий Никулин делал для коллег

«Бриллиантовая рука», Мосфильм

Артиста обожали все: и режиссеры, и коллеги, и съемочные бригады. Он был абсолютно неконфликтным, дружелюбным и искренним. Если кто-то устал, то Никулин старался подбодрить. А если коллега нервничал из-за роли, то успокаивал.

Например, Светлана Светличная очень волновалась, когда снималась для своей самой узнаваемой сцены из «Бриллиантовой руки».

«Я очень боялась этих съемок, думала, что сейчас сбежится весь „Мосфильм“», — вспоминала актриса.

Все присутствующие на площадке уже раздражались из-за того, что стеснение не давало актрисе отыграть все до конца. Тогда Никулин поговорил со артисткой, утешил ее и предложил выход из ситуации. Он попросил Гайдая, чтобы почти вся группа ушла с площадки, и тогда Светличная справилась со стеснением.

А Наталью Варлей Никулин поддерживал на съемках «Кавказской пленницы», когда актриса дебютировала.

«С Юрием Владимировичем очень легко работалось<…>Он и в жизни помогал не только мне, всем. У меня была история, когда я никак не могла получить квартиру. В течение 10 лет мне подписывали все: да, решить положительно. Но никто ничего не давал. Нет для Варлей квартиры, по всей Москве нет», — вспоминала актриса.

В итоге Никулин договорился с Лужковым, и тот принял Варлей.

«Старики-разбойники», Мосфильм

Ну, и наверно многие знают, что артист не гнушался ходить к начальникам и просить у них за своих друзей. Так он «выбивал» для близких или просто знакомых лекарства, путевки в санатории и квартиры. А себе не просил ничего.

Почему все хотели быть ближе к Евгению Леонову

«Полосатый рейс», Ленфильм

Наверное, его можно назвать одним из главных «добряков» советского кино. Он был таким не только на экране в большинстве ролей, но и на площадке. С ним окружающие чувствовали себя комфортно и спокойно.

Так, для Георгия Данелия Леонов стал «актером-талисманом». Режиссер мог придумать для него роль — лишь бы снова поработать с приятелем на одной съемочной площадке.

Да и на всех остальных Леонов действовал магически. Лучше даже сказать так — лечебно.

«Джентльмены удачи», Мосфильм

Как-то Данелия и Леонов снимали фильм в Грузии и решили навестить в больнице родственника режиссера.

«Рамину буквально на глазах сделалось лучше, когда Женя вошел в палату. Заулыбался тут же. И его соседи по палате тоже расцвели. Ну, а Женя включил обаяние — шутил, улыбался. Главврач больницы увидел это и сказал ему: „Товарищ Леонов, а пойдемте в реанимацию, там очень тяжелые больные“. Женя отказываться не стал», — рассказывал Данелия.

Так они обошли всю больницу. Представляете, какое обаяние источал Леонов, что даже мог лечить людей одним своим присутствием?

Почему на съемках Фрунзика Мкртчяна называли «солнышком»

«Мимино», Мосфильм

Артист говорил про себя так:

«Я такой и есть — немножко грустный, хотя и вместе с тем неиссякаемый оптимист».

И правда, съемочные бригады даже называли актера «солнышком» — потому что рядом с ним всегда было тепло, уютно и весело.

Мкртчян был мастером импровизации. Главные цитаты из «Мимино» — «Я так хохотался!», «Ты и она не две пары в сапоге», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» — он придумал сам. А сцену в суде создал в одиночку от начала и до конца.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», Мосфильм

Фильм еле-еле сняли: даже повидавшие уже много сотрудники кинопроцесса чуть ли с ног не валились от смеха, глядя на импровизации Мкртчяна.

Смог покорить даже их. Скрытый талант Евгения Евстигнеева

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!», Мосфильм

Говорят же, что дети тянутся только к самым светлым и добрым людям, потому что чувствуют зло. А от Евстигнеева ребята просто не отлипали.

Так, когда он играл начальника лагеря в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» дети, которые по сюжету должны были бояться его Дынина, на самом деле смотрели на Евстигнеева с обожанием.

Он знал всех поименно, учил ребят играть в карты и обучал разным фокусам. Глядя на все это, члены съемочной группы просто не могли сдержать улыбку.

«Семнадцать мгновений весны», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького

Да и другие артисты кино подмечали: Евстигнеев был настолько обаятельным, радушным и искренним, что его прихода с нетерпением ждали все. И зрители в театральном зале, и режиссеры с группой на площадке, и друзья за столом.

Как Леонид Куравлев сходился даже с теми, с кем было работать нелегко

«Афоня», Мосфильм

Все герои Куравлева стали для нас родными и близкими. Таким же, как сам артист. Где бы он не снимался, его начинала обожать вся съемочная группа.

Даже Леонид Гайдай — он не был в восторге от импровизаций артистов, но Куравлеву делать это разрешал.

«Я говорил: храните деньги в сберегательной кассе. Я говорю, а можно я сымпровизирую? Он говорит: как? Продолжу, говорю. Храните деньги в сберегательной кассе, если они у вас, конечно, есть. Не у всякого же деньги есть, чтобы их нести и хранить. Он говорит: давай», — вспоминал Куравлев.

«Эта веселая планета», Мосфильм

Коллеги по цеху были в восторге от артиста и говорили о нем лишь добрые слова.

«Он всегда по-своему шутил, по-своему реагировал на шутки других. Был спокойным, никогда ни с кем не конфликтовал. Невероятно мягкий, тихий, улыбчивый и в хорошем настроении. Я бы сказал, что покой и комфорт исходили от него», — отзывался о Куравлеве Леонид Ярмольник.

Как Олег Янковский помогал коллегам по съемкам

«Полеты во сне и наяву», Киностудия им. А.Довженко

Артист был не только интеллигентным, талантливым и образованным человеком. А, что самое главное, хорошим. Может, ему и была свойственна некая «игра» в обычной жизни, но он тут же отбрасывал ее, если речь шла о помощи человеку.

Многие вспоминают, что, отыграв свою сцену на съемочной площадке, он оставался там и давал коллегам подсказки.

«Тот самый Мюнхгаузен», Мосфильм

«Улыбка Олега Ивановича озаряла нашу жизнь. Его фигура с трубочкой. Он сядет — и все хорошо. Есть старший. Он давал очень ценные кинематографические советы — не тогда, когда его никто не просит, а когда что-то не получается. Он был актер высокого профессионального класса», — говорил Петр Мамонов.

За что окружающие обожали Армена Джигарханяна

«Семнадцать мгновений весны», Мосфильм

За характерной внешностью и хриплым голосом скрывался настоящий весельчак и просто хороший человек.

С Джигарханяном искренне любили работать. Он был ответственным, всегда следовал указаниям режиссера, при этом принося что-то свое в каждого героя. И умел создать праздник на пустом месте.

«Находиться рядом с Арменом Борисовичем было счастье, а играть с ним — тем более. Когда он появлялся на площадке, все всегда собирались и смотрели. Бывает так, что играет актер на съемочной площадке — ну и что, и все идут в буфет или еще куда-то. А на него, конечно, всегда было радостно смотреть», — говорил про Джигарханяна актер Олег Шкловский.

«Мужчины», Арменфильм

Причем об этом говорят не только именитые артисты, но и самые обычные люди.

«Один мой знакомый тренер в конце 70-х работал консультантом в фильме, который снимался в Крыму. С группой они поехали на съемки, и в автобусе оказался Джигарханян. Тут же оказались и вино, и фрукты. Три часа шуток, смеха и душевного общения. Он был восхищен простотой и абсолютной незвездностью артиста. На всю жизнь запомнил эту короткую встречу», — вот такую замечательную историю рассказали в соцсетях.

Чем цеплял коллег по индустрии Борислав Брондуков

«Афоня», Мосфильм

Артист был королем эпизода, но часто своим обаянием затмевал актеров первого плана.

Многие думали, что в жизни Брондуков был таким же, как его персонажи: «своим парнем», недотепой, выпивыхой. Но на самом деле артист был очень интеллигентным, образованным и скромным. И работать с ним было одно удовольствие.

Артист всегда выкладывался в кадре на все сто, а в свободное от съемок время заводил интересные беседы с коллегами или рассказывал анекдоты.

«Мы из джаза», Мосфильм

«Никогда не забуду Борю на съемках „Карастояновых“ Николая Мащенко. Режиссер попросил его завопить так, вроде жизнь от него уходит. Боря так кричал, у него была такая беда в глазах, что я подумал: все, не придет в себя актер. Но только кончились съемки, он пошел ко мне травить анекдоты», — вспоминал режиссер Анатолий Вишневский.

Почему все так тянулись к Зиновию Гердту

«Копилка», киностудия им. Довженко

Вся съемочная группа собиралась около Гердта в свободное время. Зачем? Послушать истории.

Рассказы артиста были известны всем. Он рассказывал о разных случаях из жизни, приправляя их своим фирменным юмором. Оторваться от такого собеседника было сложно.

Лучше всех, наверно, артиста описал Александр Ширвиндт:

«В субтильном теле жили необыкновенная музыкальность, актерский талант, бархатный голос, необыкновенная ирония, фонтанирующее остроумие».

«Розыгрыш», Мосфильм

Гердт обожал гостей. К нему захаживали и Булат Окуджава, и Александр Твардовский, и Петр Тодоровский.

«Мое главное достижение в жизни в том, что меня называют Зямой», — шутил Гердт.

И те, кто мог так обращаться к актеру, были счастливчиками. Значит, они вошли в круг его друзей.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook