В далеком 1965 году Кир Булычев начал писать свою знаменитую повесть «Сто лет тому вперед» для своей дочки Алисы. Книга очень понравилась режиссеру Павлу Арсенову, и он решил снять по ней фильм.
«Гостья из будущего» до сих пор является одним из любимейших советских фильмов у зрителей. За приключениями Алисы Селезневой и Коли Герасимова каждый раз следишь, как в первый — не оторваться.
Забавно, что даже сейчас зрители то и дело находят ляпы в картине. Они ничуть не портят ленту, но подмечать их действительно интересно. Мы решили собрать самые любопытные и известные неточности фильма.
Как доехать от ВДНХ до ВДНХ
По сюжету робот Вертер рассказывает Коле, как попасть на космодром. Для этого нужно сесть на автобус и доехать до проспекта Мира. Как известно, именно там находится гостиница «Космос». И она как раз попадает кадр. То есть мальчику необходимо добраться до места, в котором…он уже находится.
Самого робота, кстати, в произведении Кира Булычева не было. Но уже после выхода фильма он появился в книгах. Потому что на самом деле запал в душу зрителям.
Исполнил роль Вертера артист Евгений Герасимов, чем завоевал статус «кумира молодежи». В последующие несколько лет его манеру речи и движений дети копировали только так.
Путаница с номером флаера
Еще один ляп зрители нашли в сцене, где герои перемещаются в будущее. Тогда Коля махал летающей машинке с номером 485. Но спустя время мальчик сам поднялся в небо. А флаер с тем же самым номером оказался на стоянке. И пустой. Да и средство передвижения Коли вдруг изменило номер.
Мало кто знает, но флипы обошлись в кругленькую сумму — 5 тысяч рублей за каждый. В те времена на эти деньги можно было купить настоящий автомобиль. Дизайн летательных аппаратов придумала художник-постановщик Ольга Кравченя. А делали их на прибалтийском предприятии, производящем планеры.
А еще в сценах, где машины находятся в воздухе, на самом деле были миниатюрные версии флипов с фигурками людей внутри.
Что не так с дверью
Несколько сцен в «Гостье из будущего» проходят внутри или около заброшенного дома. Именно там пираты удерживали Колю. Забавно, что дверь в подвал появлялась в кадре несколько раз и всегда выглядела по-разному.
А еще интересно, что в самом здании есть античные колонны, а стены расписаны в африканском стиле. И это никак не объясняется. Правда, как-то авторы картины объясняли, что таким образом добивались эффекта таинственности.
Кстати, сразу после выхода фильма тысячи подростков начали искать сарай с машиной времени в центре Москвы. На самом деле дом стоял у Самотечной улицы во 2-м Волконском переулке, но его снесли вскоре после съемок. Сейчас там находится административно-деловой центр ЦАО рядом со станцией метро «Достоевская».
Почему у Алисы гольфы разного цвета
Абсолютно обычный ляп для любого фильма — это путаница с одеждой. Например, в сцене, когда Алиса выпрыгивает из окна школы, ее гольфы становятся ажурными. Но разгадка проста — трюк за актрису выполняла дублерша, которой забыли поменять одежду.
Откуда в будущем старая техника из СССР
Еще одна удивительная вещь случилась в сцене, где Коля разглядывает машину времени. Там на кнопке ПУСК написано DNL System. Если расшифровать аббревиатур, она будет выглядеть так: Dynamic Noise Limiter. Это динамический ограничитель шума, используемый в магнитофонах СССР. И как он оказался в будущем — большой вопрос.
А для кнопок, кстати, использовали знаменитый кубик Рубика. Тогда он был популярной игрушкой не только у детей, но и у взрослых. И интересно смотрелся в кадре.
«Жигули» и в будущем есть?
Несуразица вышла и с видами Москвы. В сценах то и дело попадаются вещи, которых уж никак не должно быть в столице будущего. Например, автомобили, старые дачи, уличная техника и многое другое.
С другой стороны, а что тут удивительного? Возможно, в 2084 году консервативные жители Москвы или просто любители ретро будут, как в старину, сажать картошку у себя на участках и ездить на любимой «Волге», которая досталась по наследству от пра-пра-прадедушки.
Что не так с внешностью героев
Не секрет, что съемки фильма длились почти два года. Поэтому неудивительно, что в разных кадрах у героев можно увидеть разные прически.
Например, сначала у героини Алисы Селезневой была короткая, чуть волнистая стрижка, как будто ей достаточно небрежно подровняли волосы. А потом актриса появляется в кадре с уложенной прической, похожей на каре.
Похожая несуразица случилась и с экранным Колей. Когда он заходил в автобус, волосы юного актера были одной длины, а на берегу моря — уже другой. Дело в том, что половину сцены снимали у ВДНХ, а другую — в Гаграх, уже спустя полгода. Конечно, за это время артист успел обрасти и подстричься. И не один раз.
Интересно, что у режиссера картины Павла Арсенова было принципиальное условие. Он хотел, чтобы дети выглядели максимально естественно, поэтому гримеры с ними не работали. Но мужчина попросил ребят не загорать, чтобы хотя бы цвет кожи у них был похожий.
Как в фильме перепутали маршруты автобуса
Но самая удивительная вещь в фильме происходит с маршрутом автобуса, в котором ехал Коля. Напомним, что робот сказал мальчику:
«Там сядешь на автобус, доедешь до проспекта Мира. А оттуда флипнешь на космодром… Только не задерживайся!.. Пожалуйста!»
Маршрутов было шесть:
№ 1 Проспект Мира — Космозоо
№ 2 Проспект Мира — Большой театр
№ 3 Проспект Мира — пл. Пушкина
№ 4 Проспект Мира — ул. Горького
№ 5 Проспект Мира — Московское море
№ 6 Проспект Мира — Лужники
Но в какой-то момент маршрут № 3 ведет уже на улицу Горького. Но в результате Коля оказывается…на ВДНХ. А маршрут № 2 привозит мальчика не к театру, а к морю.
Плоский автобус, кстати, придумал режиссер. Арсенов хотел сделать все максимально просто и понятно: открыл дверь и оказался в нужном месте.
Олег или Александр? Что за несуразица случилась с врачом из больницы
Еще один ляп можно заметить в сцене, где врач, которого блестяще сыграл Георгий Бурков, наблюдал Алису Селезневу и девочку Юлю в больнице. Сначала медик говорит, что ее выписывают. Подросток радостно отзывается:
«Да здравствует Олег Борисович!».
Но спустя время в палату заходит медсестра и обращается к врачу Александр Борисович.
А еще через несколько кадров он уходит, и к девочкам заглядывает красавица Шурочка. Она намекает, что скоро идет на свидание. Алиса с Юлей не сдерживаются и хором спрашивают:
«Олег Борисович?».
Шурочка подтверждает, что так и есть. Но как на самом деле врача зовут в фильме — загадка.
Есть и другие ляпы: в некоторых сценах в отражениях поверхностей можно увидеть операторов. У космического пирата Весельчака то есть на руке перстень, то нет. А в сцене на космодроме школьники разговаривают с Колей голосами его…одноклассников.
Но эти небольшие несуразицы, конечно, не смогут испортить впечатление о картине и никак не влияют на ее качество. «Гостья из будущего» по-прежнему остается образцом советского фантастического фильма. И его точно будут не раз пересматривать следующие поколения.