Эти киногерои появились на советских экранах полвека назад — еще в 1970-х. Но зрители полюбили их с первого взгляда и навсегда, потому что они вызывают весь спектр эмоций — от горьких слез до хохота. Вспомним любимых персонажей из фильмов 70-х годов и попытаемся понять, чем они покорили наши сердца.
Почему вору Жоржу Милославскому мы готовы доверить свои деньги
Помните главного жулика Советского Союза, который проник в очередную хорошо обставленную квартиру и сказал: «Это я удачно зашел»?
Да-да, это тот самый Жорж, чья фамилия настолько известна, что не требуется ее называть. Милославский из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» обворовывает квартиры зажиточных граждан — почти как Робин Гуд.
И хотя Милославский не отдает украденное бедным, советский зритель остался от героя без ума. Причем настолько, что спустя почти 50 лет Милославский вернулся на экраны.
Один из российских банков использовал знаменитого персонажа для рекламы своих финансовых продуктов. Причиной тому стала невероятная харизма героя вкупе с его остроумием. А еще он же стал первым бренд-амбассадором банка.
«Вообще, я сыграл трех воров: Жорж Милославский, Шура Балаганов в „Золотом теленке“ Швейцера, Копчёный в фильме „Место встречи изменить нельзя“. Три вора — и всех их любит зритель, я не понимаю, почему», — говорил актер Леонид Куравлев.
Но зрители наперебой убеждают артиста в обратном:
«Потому, что этим персонажам досталось обаяние Леонида Куравлева!»
«Да потому что в исполнении Леонида Куравлева даже воры получаются бесконечно обаятельными!»
Калугина в «Служебном романе» дала надежду всем советским женщинам
Внешнее кардинальное преображение «мымры» Калугиной в роскошную женщину — не единственное, что нравится зрителям в главной героини «Служебного романа».
Людмила Прокофьевна стала яркой иллюстрацией среднестатистической карьеристки 70-х. Она настолько занята работой на благо страны, что забыла о своей женской сущности и личном счастье. При этом она не идет напролом ради светлого будущего и не скачет по головам.
Напротив! Калугина — сильная, твердая и справедливая. Она заступается за Рыжову, когда ее личные письма Самохвалову стали достоянием коллектива. А еще Людмила Прокофьевна на глазах у сотрудников подходит к Новосельцеву и кокетничает с ним после романтического ужина.
Людмила Прокофьевна дала советским женщинам надежду. Даже пропадая на работе и не уделяя времени личным делам, все равно наступит день, когда они смогут стать красивее, счастливее и свободнее. Настанет день, когда случится чудо, пусть даже сотворенное их собственными руками. Ведь недаром рабочее название киноленты значилось как «Сказка о руководящей Золушке».
Какая скрытая черта Нади из «Иронии судьбы» покорила зрителей
Барбара Брыльска в образе Нади стала кумиром советских зрителей. Женщины хотели такие же прическу и платье, как у Шевелевой. Интересно, что эту актрису Рязанов выбрал в том числе и потому, что по сюжету она должна была играть учительницу польского языка. Однако худсовет отмел эту идею. А вместе с ней ушел и реальный голос Барбары Брыльски при озвучивании фильма, поскольку у актрисы был сильный акцент.
Так почему же этот персонаж одним из самых любимых уже столько лет?
С одной стороны, Надя — суперположительная героиня того времени. У нее есть жених, она живет с мамой и работает в школе. И вдруг она пускается в авантюру с незнакомцем! Этот скрытый авантюризм и покорил зрителей. Нам понравился сильный контраст между «правильной женщиной», живущей по правилу «чтобы общество не осуждало» и смелой личностью, которая потеснила упрямую, пробивную и молодую Галю.
Остап Бендер из «Двенадцати стульев» оказался не таким уж плохим и циничным
Остап Бендер из обеих экранизаций «Двенадцати стульев» — вовсе не положительный персонаж. Но это как раз тот самый случай, когда работает отрицательное обаяние.
Он — мошенник, авантюрист и «великий комбинатор». Но меж тем невероятно обаятелен, красноречив и убедителен в своих доводах. К тому же Остап не лишен положительных качеств. Он благороден, ценит товарищество, умеет дружить, готов идти на риск.
Бендер — бунтарь. Его мировоззрение идет вразрез с привычными советскому народу нормами и это подкупает. Эдакая смелость на грани безумия. Махинации, хитрости, уловки и даже фиктивный брак — зрителю интересно наблюдать за нестандартным мышлением и приключениями «идейного борца за денежные знаки».
«В Остапе много бесшабашности, даже детской радости и жажды приключений. В то же время в его характере, поступках постоянно ощущается какой-то драматизм, даже трагизм», — говорил о сыгранном персонаже Андрей Миронов.
И правда, в фильме регулярно крупным планом показывают глаза Остапа. Порой они настолько печальные, что даже при успехе преступного замысла его взгляд переполнен грустью. И тоска эта связана отнюдь не с цинизмом Бендера, а от ощущения безысходности.
В голове Остапа столько мечтаний, гениальных планов и смелых решений их воплощения, что не сосчитать. Однако ему так горько осознавать, что их невозможно воплотить здесь и сейчас.
Признавайтесь, многим же знакомо это чувство? Оттого и Бендер до сих пор любим и кажется каким-то даже родным и понятным.
Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны» заставил смеяться и плакать и женщин, и бывалых разведчиков
Сразу после выхода в прокат киноленты «Семнадцать мгновений весны» в СССР начали штамповать анекдоты про Штирлица, хотя до этой экранизации подобных шуточек про героя не было. Это ли не доказательство всенародной любви к персонажу?
«Штирлиц залез на телеграфный столб и, чтобы не привлекать внимания прохожих, развернул газету»
«Штирлиц вел двойную жизнь и очень надеялся, что хоть одна из них сложится удачно»
Штирлиц воплощение советского рыцаря. Он благородный, спокойный, рассудительный и внимательный. Штирлиц предан своему делу и стране. Он жертвует тихим семейным счастьем ради победы родины. А помните вот эту пронзительную сцену, когда разведчик встречается с женой в кафе «Слон» после долгой разлуки?
Эпизод длится больше пяти минут — и все это время супруги говорят только глазами. Остаться равнодушным на этом моменте не получилось ни у кого. Режиссер Татьяна Лиознова даже провела эксперимент: устроила закрытый показ для разведчиков и показала кадры немого диалога Штирлица с женой. Мужчины пустили слезы. Это был первый успех сцены. Второй наступил, когда заревели все женщины страны.
Исаев там так многозначительно молчит, что сквозь тишину слышен душераздирающий крик из эмоций. Он любит, скучает, вспоминает и страдает. Но обязательства выше его желаний и потому зрители так и не увидели поцелуя разведчика с супругой. Однако было понятно, что он отдал бы многое за объятия с любимой.
И наверно не получился бы таким удачным образ Штирлица без таланта Тихонова. А Вячеслава Тихонова все равно многие до сих пор воспринимают только как Штирлица.
Тот самый Мюнхгаузен показал, как делать мечты реальностью
Главный персонаж фильма «Тот самый Мюнхгаузен» легко смог бы вести трансформационные курсы и марафоны по сбытию мечт в современном мире. Его можно назвать главным трансерфером реальности того времени. Доказательство тому — сцена, в которой барон рассказывает про вишневое дерево, выросшее на голове оленя после того, как он попал в него вишневой косточкой из ружья.
Барон Мюнхгаузен в блестящем исполнении Олега Янковского настолько верит в свои фантазии, что они сбываются. Да еще с какой высокой скоростью и точностью! Что за медитации он практикует? Поделился бы.
Мюнхгаузен — харизматичный философ, который не просто верит в чудо, а сам его творит. Пусть и только на словах, но это уже сравнимо с волшебством. За это мы его и любим. А цитаты статного, ироничного, хитрого Мюнхгаузена разлетелись на крылатые выражения.
«Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица»
Между прочим, эта фраза стала импровизацией актера. Она оговорился и случайно сказал: «Умное лицо еще не признак ума…» вместо «Серьезное лицо еще не признак ума…». Но Захарову так понравился этот вариант, что он оставил его в полном метре.
Как заведующий детсадом в «Джентльменах удачи» заставил бандитов поверить, что он свой
Еще один фильм 70-х, который зрители разобрали по цитатам и мемам — это «Джентльмены удачи». Особой популярностью среди поклонников советского кино пользуются персонажи, сыгранные Леоновым: заведующий детсадом Евгений Трошкин и криминальный авторитет Доцент.
С образом опасного преступника пришлось повозиться. Чтобы «Лжедоцент» получился натуральным, Трошкину в фильме нужно было немного поучиться. Впрочем, как и актеру. Евгений Леонов посещал места не столь отдаленные и наблюдал, как там устроена жизнь. Так что все фразочки, прищуры и позы — только отчасти выдуманные.
Что же до самого героя, то у него большое чувство долга перед родиной. Трошкин — ответственный и порядочный гражданин, который верит в систему, где все должны друг другу помогать. Ему и личные границы отстоять сложно именно по той причине, что он ставит интересы государства выше своих. А в стране должен быть порядок. Поэтому Евгений Иванович соглашается притвориться преступником и найти украденный шлем Александра Македонского.
Такое самопожертвование сильно импонирует зрителям. Они до сих пор обожают Трошкина. О чем нередко пишут в интернете:
«Согласие на авантюру с поиском шлема означает высокую гражданскую ответственность и сильный характер, а не слабость»;
«Моя мама-педагог говорила с восторгом: „Если человек может справиться с детьми, то что ему преступники!!!“
Сарафанов в фильме «Старший сын» показал, что такое безусловная отцовская любовь
Помните кульминационную сцену в фильме «Старший сын, где отец Сарафанов в исполнении Леонова сквозь слезы говорит:
В этот трогательный момент зрители рыдают вместе с экранным отцом, который принимает в семью еще одного сына и делает его лучше, окутывая своей чистой и безусловной отцовской любовью.
В тот момент слезы по щекам актера текут ручьем. Нет абсолютно никаких сомнений — Леонов плачет по-настоящему. В этом были уверены и зрители, и его коллеги по съемочной площадке. Но ошибались и те, и другие. Сначала Леонов плакал сам, но первого дубля сцена не получилась. Понадобилось снимать еще и еще. Поэтому актер воспользовался трюком — ваткой с аммиаком — чтобы плакать по команде режиссера.
И пусть актер немного слукавил на съемках, эта кинолента все же принесла в его жизнь приятные переживания. Роль «прирожденного папки», который принимает в семью чужого сына и считает его своим, помогла актеру наладить отношения со своим собственным ребенком. Ведь для Леонова семья всегда стояла на первом месте.
Валико из «Мимино» погнался за красивой мечтой, но не это сделало его счастливым
В «Мимино» зрители не услышали большую часть запланированных песен. А причиной тому стал отказ Вахтанга Кикабидзе. Исполнитель главной роли отказался петь в кадре. Он посчитал, что это исполнение песен не соответствует характеру Валико. Лирические композиции из его уст будут звучать неестественно. А какой же у него был характер?
Валико — настоящий кавказский мужчина с добрым сердцем и щедрой душой, который хочет сделать все «красиво и достойно» и не ударить в грязь лицом. Помните, как он купил чай в столовой на последние копейки, но при этом отказался от сдачи?
Валико отчаянно ищет свое место в жизни и срывается с места в погоне за мечтой. Но оказалось, что он не ценил то, что имел, когда грезил о чем-то большем. Будучи летчиком, герой чуть не упустил свое счастье, но все же одумался. Это свойственно каждому человеку. А потому и откликнулось миллионам советских зрителей.
Зрителям импонирует путь главного героя. Ведь многие привыкли жить «на чистовик». Нельзя ошибаться. Нельзя менять свое мнение. Нельзя отступать назад, если сделал шаг. А на самом деле важно лишь одно — личное счастье человека. И здорово, что, пусть и через препятствия (среди которых даже был суд), он все же понял, какие вещи милы его сердцу.