Когда вы смотрите на фотографию и видите улыбающихся людей, вы на подсознательном уровне понимаете, какая из улыбок искренняя, а какая нет. Если присмотреться повнимательнее, становятся очевидными внешние отличия. Например, можно понять, являются ли искренними эмоции человека по тому, как ”улыбаются” его глаза.
Однако откуда вы можете знать, что морщинки вокруг глаз способны передать подлинное счастье, в то время как их отсутствие означает, что человек притворяется?
Представьте, что вы сидите в шумном ресторане с закрытыми глазами, и кто-то проходит, скажем, слева от вас. Вы почувствуете присутствие этого человека — даже если он не издаст ни звука.
Данное осознание приходит автоматически, не требуя умственного анализа, вроде: ”Хм. Окружающий шум в ресторане просто стал чуть тише с левой стороны. Причиной этому стала звуковая тень слева от меня. А наиболее вероятным источником такой движущейся тени был бы проходящий мимо человек”.
Еще один пример ”знания без источника знания” — это способ, которым ваш мозг локализует звуки. Например, вы сидите с закрытыми глазами, и кто-то щелкает пальцами над вашей головой с правой стороны. Вы сможете точно указать направление звука и даже оценить, насколько далеко он находится, не анализируя подсознательно, как вы смогли об этом догадаться.
(На случай, если вам интересно: ваш мозг локализует звуки в трех измерениях, сравнивая время передачи и различия в громкости звука в обоих ушах. Он сравнивает частоту или ”высоту” звука, которая изменяется в зависимости от расстояния звука. Все благодаря частотно-избирательным свойствам вашего внешнего уха, головы и плеч).
Например, вы встречаете двух людей противоположного вам пола, оба из которых одинаково (визуально) привлекательны. Скорее всего, вы почувствуете влечение к одному человеку больше, чем к другому. Все дело в химических веществах, которые передаются с запахом тела.
Это означает, что этот человек больше подходит на физиологическом уровне, чем другой. (Вещества, которые передаются с запахом тела, несут информацию о генетическом наследии человека и его физиологическом состоянии, сигнализируя о возможном продлении рода).
Каждый из этих примеров имеет научное объяснение.
Восприятие фальшивых и подлинных выражений лица, движение эха и расстояние до источника звука являются примерами явления, называемого ”неявным (имплицитным) научением”. Как правило, мы обращаем внимание на те события, которые мы хотим сохранить в воспоминаниях, чтобы мы могли вспомнить их позже осознанно.
Однако мы также можем подсознательно подключиться к воспоминаниям, сформированным ассоциациями, на которые мы не обращаем особого внимания в обычной жизни.
Например, обычно мы видим и слышим источник звука. Но после того как мы получили достаточно визуальной информации (которая передает чрезвычайно точную информацию о местоположении) с акустической информацией (которая несет гораздо менее точную информацию), наш мозг начинает анализировать ее. Он осознает, что спектральное содержание (частота или высота тона) звуков, идущих сверху (над головой), отличается от спектрального состава звуков, поступающих снизу.
Так же и с уровнем звука. Когда кто-то проходит мимо нас и шум с одной стороны становится меньше, наш мозг бессознательно понимает, что звуковые тени коррелируют с кем-то (или чем-то), движущимся мимо нас. И мы можем отличить фальшивую улыбку от настоящей, бессознательно вспоминая контексты, в которых мы ранее наблюдали подобные эмоциональные проявления.
”Улыбка на камеру” часто воспринимается, как наигранная, в то время как спонтанная реакция на шутку вызывает неподдельные эмоции.
Но не всякое бессознательное понимание поддается изучению. Локализация звуков слева направо встроена в наш мозг с помощью врожденных схем, которые анализируют разницу во времени и интенсивности звуков, услышанных в обоих ушах. Например, звуки слева поступают раньше в левое ухо, чем в правое, и также громче слышатся в левом ухе.
Реакция на химические сигналы, которые передают нам запах тела, также, вероятно, дана нам при рождении.
Полезно знать, что мы воспринимаем вещи — как приобретенные, так и врожденные — даже если мы не осознаем, почему мы это знаем. Такое осознание помогает нам избежать лишних сомнений в себе.
У пациентов психиатрических лечебниц обычно развивается низкая самооценка, отчасти потому, что они не доверяют себе (и потому обесценивают свою личность), своим собственным суждениям и интуиции.
Когда их спрашивали, почему они сомневаются в себе, многие клиенты говорили что-то вроде: ”У меня нет веских причин верить своей интуиции”. Причина в том, что они не могли сознательно использовать опыт (или врожденное восприятие), который породил эти чувства.