Примеров, когда актерам-мужчинам приходится играть женские роли, в советском кинематографе предостаточно. Взять хотя бы знаменитую тетушку Чарли в исполнении Александра Калягина или мисс Эндрю из «Мэри Поппинс, до свидания», сыгранную Олегом Табаковым. А уж сколько женских образов создал в «Городке» Юрий Стоянов — и не пересчитать. А вот обратные перевоплощения, когда женщины играли бы мужчин, встречались раньше гораздо реже. Но все-таки они были.
Мы нашли 9 советских актрис, которые сыграли мужские роли. И справились с этим просто блестяще.
Мария Барабанова — «Принц и нищий»
Благодаря амплуа травести, которое прочно закрепилось за молодой артисткой Марией Барабановой, мужских ролей на сцене Ленинградского театра комедии она воплотила немало. Поэтому, когда в 1939 году ей позвонил режиссер Эраст Гарин и предложил сыграть роль… конюха в фильме «Доктор Калюжный», Мария ничуть не удивилась, а сразу согласилась. Роль, правда, была совсем небольшая, но и она принесла актрисе успех.
А когда спустя два года тот же Гарин приступил к съемкам картины «Принц и нищий», роли Тома Кенти и принца Эдуард VI он, не раздумывая, предложил Барабановой. И,надо сказать, что и одного, и другого мальчишку актриса сыграла настолько правдоподобно, что многие зрители просто не могли поверить своим глазам, прочитав в титрах фильма женскую фамилию.
Интересно, что спустя много лет Марии Барабановой пришлось еще раз примерить на себя мужской образ — в фильме-сказке Александра Роу «Новые приключения Кота в сапогах» она сыграла…Кота в сапогах. И хотя Марии Павловне было на тот момент уже 47 лет, благодаря таланту и обаянию актрисы, кот получился весьма убедительным.
Лидия Князева — «Том Кенти»
В 1970 году режиссер Павел Хомский решил поставить в Московском ТЮЗе пьесу Сергея Михалкова «Том Кенти», написанную по мотивам романа Марка Твена «Принц и нищий». На главные роли Тома Кенти и принца Эдуарда Хомский пригласил актрису-травести Лидию Князеву.
Благодаря небольшому росту, субтильному телосложению и звонкому голосу, Князева очень органично вписалась в мальчишеские роли. Причем настолько органично, что юные зрители на полном серьезе принимали ее за своего сверстника.
Как-то раз во время антракта актриса пожаловалась коллегам, что в зале сидит озорник, который во время спектакля стреляет в нее из рогатки. Когда сорванца обнаружили и привели за кулисы, Князева, все еще загримированная для роли, стала ругать его за то, что он мешал актерам.
«А ты что видел?» — выпалил в ответ паренек и все, кто стоял рядом просто покатились от хохота.
Приняв 40-летнюю актрису за мальчика, малолетний хулиган, сам того не понимая, сделал ей самый лучший комплимент.
Ольга Бган — «Маленький принц»
Ольгу Бган не слишком жаловала судьба. В кино ей довелось сыграть всего 7 ролей и только две из них были главные.
Практически такая же участь была у актрисы и в театре Станиславского. За 18 лет работы на ее долю выпала только одна главная роль — Маленького Принца в постановке одноименной сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
Несмотря на то, что за много лет эта роль была «отточена до автоматизма», Ольга Павловна даже мысли не допускала о том, что можно не напрягаться и играла каждый раз буквально «на разрыв». Недаром, чтобы попасть на спектакль с Бган, зрители сутками стояли в очереди за билетами. А критики писали, что «это не просто попадание в образ, а самое настоящее переселение души из Маленького Принца в большую актрису».
Но чем старше становилась актриса, тем сложнее и сложнее ей было играть маленького мальчика. Чтобы скрыть располневшую фигуру, Бган затягивалась в корсет. А чтобы забыть горечь от отсутствия других ролей — начала пить.
В новогоднюю ночь с 1977 на 1978 год Ольга Павловна Бган умерла, приняв огромную дозу снотворного. Ей был всего 41 год.
Оля и Таня Юкины — «Королевство кривых зеркал»
В 1963 году на экраны вышел детский фильм «Королевство кривых зеркал», снятый по сказке писателя Виталия Губарева. Главные роли — девочки Оли и ее зеркальной сестрички Яло сыграли московские школьницы Оля и Таня Юкины. По сценарию фильма им приходилось перевоплощаться в мальчиков-пажей.
Интересно, что в картину сестры Юкины попали совершенно случайно. Незадолго до начала съемок они участвовали в районном конкурсе двойников, на котором, как потом выяснилось, присутствовали члены съемочной группы.
Когда фотографии Тани и Оли показали режиссеру — знаменитому сказочнику Александру Роу, он тут же велел пригласить их в киностудию, а потом и в Крым на съемки.
За участие в картине Юкины получили свою первую зарплату — по 80 рублей каждая, что в те времена было немало. Но деньги не слишком интересовали юных актрис, для них гораздо важнее было то, что они впервые увидели море.
«Правда уставали Таня и Оля сильно, после съемок порой им и купаться не хотелось. Но не капризничали — побаивались строгого режиссера. А самым сложным для девочек оказался эпизод со скачками на лошади», — рассказывал сын Ольги Юкиной.
Дебют Юкиных был более чем успешным, но актрисами, к сожалению, ни одна, ни другая так и не стали. После «Королевства» они появились на экране всего один раз, сыграв в фильме «Морозко» крохотный эпизод.
Клара Лучко — «Двенадцатая ночь»
К моменту начала работы над картиной «Двенадцатая ночь» Клара Лучко уже успела сняться в «Кубанских казаках» и была довольно известной актрисой. Правда, за ней закрепился имидж простой девушки «из народа», а в комедии Шекспира ей предстояло быть аристократкой (причем дважды). Кроме того, актриса разговаривала с небольшим украинским акцентом.
Вот почему начальство не советовало режиссеру Яну Фриду брать Лучко на роли Виолы и ее брата Себастьяна. Но Фрид не послушался и, как показала жизнь, оказался совершенно прав.
По воспоминаниям Клары Лучко, ей так хотелось сниматься в фильме, что она решила все трюки выполнять самостоятельно — и фехтовать, и скакать на лошади, и прыгать с высоты. И все это у нее отлично получилось.
После выхода картины, руководство студии тут же отправило «Двенадцатую ночь» на кинофестиваль в Эдинбург.
«Я с тревогой ждала отзывов. Это очень смело было — послать нашу картину в Англию на растерзание шекспироведам. Но картина прошла с немыслимым успехом», — рассказывала Клара Лучко.
Марина Неелова — «Двенадцатая ночь»
В 1978 году Московский театр «Современник» решил поставить комедию Шекспира «Двенадцатая ночь» и пригласил для этого молодого английского режиссера Питера Джеймса. По воспоминаниям участников постановки, спектакль у англичанина получился очень поэтическим и озорным. Все актеры играли просто замечательно, в том числе и Марина Неелова, которой достались сразу две роли — Виолы и Себастьяна.
О том, насколько удачно сыграла Неелова, можно судить по высказываниям критиков:
«В ее травести много подлинного юмора. Переодетая в мужское платье, Неелова прелестно играет юношу, неожиданными жестами вдруг как бы нечаянно обнаруживая свою девичью натуру».
«Неелова остается центром спектакля, из которого расходятся ощутимые лучи поэзии и юмора. Удивительно, что комедийность и лирика равно соединяются в этой хрупкой и сказочно прекрасной актрисе».
Лариса Голубкина — «Гусарская баллада»
По воспоминаниям Эльдара Рязанова, на съемках «Гусарской баллады» самая большая трудность возникла с подбором главной героини. Режиссер выдвинул требование: актриса должна хорошо смотреться и в женском, и в мужском костюме, разговаривать низким голосом и хорошо петь. На роль было много претенденток: Светлана Немоляева, Валентина Малявина, Людмила Гурченко. Но Рязанов решил снимать никому не известную молодую актрису Ларису Голубкину.
«Талия — 56 см, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, «ни тут, ни там» ничего еще нет. Потому что иначе так не бывает, чтобы сотня мужиков столько времени не могла разобраться, что среди них, рядом — баба!» — объяснил свой выбор Рязанов.
Сама же Лариса Голубкина, вспоминая работу над фильмом, с улыбкой рассказывала о том, что до «Гусарской баллады» даже толком не умела целоваться.
«Я так стеснялась и волновалась. Опыта у меня особого в этом не было… И вот первый дубль. Я бегу, закрываю глаза, бросаюсь и… срываю Яковлеву наклеенные усы. Второй дубль — то же самое», — вспоминала актриса.
Алиса Фрейндлих — «Малыш и Карлсон»
Уже больше 20 лет прошло с того дня, когда Народная артистка СССР Алиса Бруновна Фрейндлих последний раз вышла на сцену театра имени Ленсовета в роли Малыша. Но о том, как блистательно она играла в этом спектакле, многие петербуржцы вспоминают до сих пор.
«Помню такой эпизод: идет «Малыш и Карлсон», играет Фрейндлих. В зрительном зале, с краю, у прохода, сидит мужчина, и по правой щеке у него стекает слеза. Вроде бы мелочь, но картинка до сих пор стоит у меня перед глазами. Взрослый человек от счастья заплакал. Это было необыкновенно», — вспоминала режиссер-постановщик спектакля Нора Райхштейн.
Кстати, мальчиком на сцене Алисе Фрейндлих довелось побывать еще один раз, уже в зрелом возрасте. В моноспектакле по новелле Эрика-Эммануэля Шмидта «Оскар и Розовая дама» она сыграла Оскара — 10-летнего мальчугана, умирающего от лейкемии. За эту роль Алиса Бруновна была в 2006 году удостоена национальной театральной премии «Золотая маска».