Премьерный показ фильма режиссера Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» состоялся в августе 1973 года. По рассказам очевидцев, в эти 12 вечеров в стране происходили странные вещи: резко возрастало потребление электроэнергии, а расход воды, наоборот, значительно снижался. А, самое главное, по сведениям милицейской статистики, уровень преступности падал практически до нуля. Объяснение этих странностей очень простое — вся жители страны замирали у экранов телевизоров и смотрели Штирлица.
Сегодняшние зрители любят фильм «17 мгновений весны» ничуть не меньше, чем те, кто смотрел его 46 лет назад. Жаль только, что большинства артистов, снявшихся в картине уже нет в живых.О пятерых из них мы сегодня хотим вспомнить.
Вячеслав Тихонов
Режиссер фильма Татьяна Лиознова славилась своей дотошностью, и сама подбирала актеров даже на самые эпизодические роли. А уж когда дело доходило до главных исполнителей, Татьяна Михайловна перебирала очень многих артистов, стараясь добиться 100% попадания в образ.
На роль Штирлица претендовало много именитых артистов — Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин. Но все они не подошли Лиозновой.
Художественный совет настаивал, чтобы Штирлица играл Арчил Гомиашвили (Остап Бендер в гайдаевских «12 стульях»). Но и его режиссер отмела недрогнувшей рукой.
Одним из многочисленных кандидатов в Штирлицы был и Вячеслав Тихонов. Правда, на пробах он появился с приклеенными пышными усами а-ля Буденный. Лиознова внимательно посмотрела и приказала усы убрать. И когда Тихонов снова появился перед камерой, она закричала:
«Наконец-то, вылитый Штирлиц!».
Со съемками Вячеслава Тихонова связаны и другие истории. Например, в сценах, где Штирлиц рисует портреты гитлеровских бонз или выкладывает из спичек фигурки животных, в кадре показаны руки другого человека — художника картины Феликса Ростоцкого.
Причин для такой подмены было две. Во-первых, Тихонов элементарно не умел рисовать. А, во-вторых, на правой руке у Вячеслава Васильевича еще с молодости была сделана татуировка «Слава», которую на крупных планах не удавалось скрыть никаким гримом.
Леонид Броневой
Леониду Броневому в «17 мгновениях» изначально предназначалась роль Гитлера. Но его фотопробы не понравились Лиозновой и она предпочла отдать эту роль немецкому актеру Фрицу Дицу. А Броневому взамен предложила роль шефа гестапо Мюллера.
Кстати, Леонида Сергеевича эта замена только обрадовала. Ведь роль Гитлера — совсем небольшая и довольно неинтересная. То ли дело Мюллер — тут артисту было где развернуться и приложить весь свой талант.
Еще за полгода до начала съемок Броневой знал назубок текст не только своей роли, но и роли Тихонова. По словам артиста, знать слова Штирлица ему нужно было, чтобы «правильно выбрать нужную интонацию, жесты и мимику».
Кстати, о жестах и мимике. Нервное движение головой, ставшее своеобразной фишкой Мюллера, возникло совершенно случайно. Дело в том, что Броневому по ошибке сшили слишком тесный мундир и воротник сильно врезался в шею, заставляя артиста время от времени дергать головой.
«Лиозновой надоело смотреть на мой «нервный тик» и она спросила: «Что с вами?» «Мне трет мундир». «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?», — рассказывал впоследствии в одном из интервью Леонид Броневой.
Самое интересное, что скрупулезность в подборе артистов в случае с Мюллером подвела Татьяну Лиознову. Когда ближе к концу съемок ей показали фотографию настоящего Генриха Мюллера — она просто ахнула. С карточки на Татьяну Михайловну смотрел высокий худой брюнет с носом с горбинкой.
Но переснимать фильм, естественно, уже не стали. Поэтому для всех зрителей Мюллер навсегда останется таким, каким его сыграл Леонид Броневой.
Олег Табаков
Зато с Олегом Табаковым, сыгравшим бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга, попадание было, что называется «в самое яблочко». Доказательством этого служит письмо, которое Олег Павлович получил из Германии после выхода фильма «17 мгновений весны» на экраны.
Написала письмо Табакову… племянница Шелленберга (да-да, именно того самого). Она призналась, что они с семьей часто с удовольствием пересматривают картину, чтобы еще раз посмотреть на любимого «дядю Вальтера».
А вот нашим чиновникам то, как Табаков сыграл генерала СС категорически не понравилось. По их мнению, артист сделал его уж слишком симпатичным для фашиста.
По воспоминаниям Олега Табакова, однажды после показа картины во дворце культуры КГБ, к нему подошел тогдашний руководитель этого ведомства Юрий Андропов и сказал:
«Так играть бригадефюрера СС просто безнравственно».
Можно только представить, сколько неприятных минут пришлось пережить Табакову после этого «комплимента».
Лаврентий Масоха
Заслуженный артист РСФСР Лаврентий Емельянович Масоха, сыгравший в картине небольшую, но яркую роль Шольца, секретаря Мюллера, ушел из жизни прямо во время съемок. Перед этим между актером и режиссером Татьяной Лиозновой произошла ссора.
Все помнят коронную фразу, которую говорит Шольц, заходя в кабинет Мюллера: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц идет по коридору». Как нарочно, эта заковыристая фраза с множеством согласных никак не давалась Лаврентию Емельяновичу.
«И вот Лиознова говорит: «Мотор, начали». А он: «Группенфюрер, штардартер…» Лиознова: «Стоп. Еще раз. Собрались. Начали. Мотор». А он опять то же самое и так несколько раз», — вспоминал Леонид Броневой.
Кончилось тем, что Татьяна Лиознова, потеряв терпение, отменила съемку и стала кричать на Масоху:
«Тоже мне, заслуженный артист! Вон сколько из-за него пленки перевели».
Расстроенный Лаврентий Емельянович зашел в ближайший ресторан, сел за столик, заказал себе 50 г водки, выпил и… умер. Присутствовавшие в зале вызвали артисту скорую, но было уже поздно.
А трудную фразу, достойную быть скороговоркой, на озвучивании фильма вместо Лаврения Масохи произносил уже другой артист.
Юрий Визбор
Когда Лиознова предложила Юрию Визбору попробоваться на роль Мартина Бормана, артист вначале ответил решительным отказом. Дело в том, что в тот момент он просто не представлял, как можно сыграть главного фашистского палача. И только после долгих уговоров Татьяны Михайловны, Визбор сдался и согласился участвовать в съемках.
Правда, чтобы сделать из обаятельного и добродушного Юрия Иосифовича мрачный образ Бормана, гримерам и костюмерам пришлось немало постараться. Для более жесткого выражения лица в нос артисту вставляли ватные тампоны. А, чтобы придать его фигуре внушительный объем, пришивали изнутри к мундиру поролон.
Трудности возникли и с голосом. Мягкий голос Визбора (хорошо запомнившийся по его песням) никак не подходил его персонажу. Поэтому роль вместо Юрия Иосифовича озвучивал артист Анатолий Соловьев.
В дни, когда состоялась премьера «17 мгновений», Юрий Визбор отдыхал в санатории в Крыму. По словам артиста, он боялся, что отдыхающие сразу начнут приставать к нему с автографами. Но этого, к удивлению Визбора, не произошло. Потому что в скромном лысоватом мужчине, гуляющем по дорожкам санатория, очень трудно было узнать актера, сыгравшего одного из главных сподвижников Гитлера.
А вот дочери артиста, Татьяне, которая в то же время находилась в подмосковном пионерском лагере, папиной славы пришлось хлебнуть сполна. Вот, что она написала отцу в одном из писем:
«Всем лагерем смотрим «17 мгновений весны». Только и разговоров, что об этом фильме. Из-за того, что ты сыграл Бормана, я стала очень популярной. Одни ходят поздравляют, сама не пойму с чем, другие восхищаются, а 6-й отряд обещал побить меня, если ты в фильме что-то плохое сделаешь. Так что ты уж там не очень свирепствуй…».