На заре карьеры у них было все — оглушительный успех, деньги, именитые поклонники, любовь миллионов зрителей. А какими только комплиментами их не награждали —«блистательная, неподражаемая, великолепная, звезда экрана, богиня, лучшая среди лучших…».
Тогда, находясь на самой вершине славы, эти звездные красавицы даже подумать не могли, что через несколько лет их счастью придет конец. И впереди одну из них ждет забвение, нищета и ранняя смерть, вторую — ложное обвинение и сталинские лагеря, а третью — тюрьма и старость в психбольнице.
Изольда Извицкая
Стать звездой советского экрана Изольде Извицкой посчастливилось уже через год после окончания ВГИКа, когда режиссер Григорий Чухрай пригласил ее на главную роль в свой фильм «Сорок первый».
Правда, члены художественного совета были против кандидатуры Извицкой, полагая, что грациозная, утонченная и «не по-советски» красивая актриса не подходит на роль девушки из народа Марютки. Но Чухрай остался непреклонным — или Извицкая, или никто. И не прогадал — с ролью молодая артистка справилась отлично.
В 1956 году фильм «Сорок первый» стал одним из лидеров проката, собрав более 25 миллионов зрителей. А еще через год на X международном кинофестивале в Каннах получил Специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Популярность Изольды Извицкой моментально возросла. На 25-летнюю актрису градом посыпались всяческие блага. Она даже стала членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, что давало возможность разъезжать практически по всему миру.
Сниматься в кино Извицкой удавалось только в перерывах между путешествиями. Тем не менее, к началу 60-х в ее актерской копилке набралось уже более 10 картин — «Первый эшелон», «Поэт», «Неповторимая весна», «Очередной рейс», «Человек с будущим» и другие.
Интересно, что поначалу режиссеры давали ей исключительно главные роли, потом потихоньку стали предлагать уже второстепенные, а с середины 60-х и вовсе перевели на эпизоды. И наступил момент, когда ролей для Изольды Извицкой не стало вовсе.
Болезненно переживая творческий кризис, Извицкая недоумевала: что произошло? почему она, еще совсем недавно востребованная и успешная, так неожиданно оказалась «за бортом»?
Вскоре актриса обнаружила действенное средство, которое помогало ей избавиться от мучительных мыслей — алкоголь. Нашелся и коллега по «новому хобби» — собственный муж артист Эдуард Бредун.
По мнению знакомых Извицкой, именно из-за него Изольда пристрастилась к спиртному. Дело в том, что, будучи актером среднего уровня, Бредун завидовал славе жены и был даже рад, когда ее дела пошли на убыль.
«По инициативе Бредуна, начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки — водка и коньяк. И уже совсем скоро Изольда начала надолго уходить в «небытие». Бывало, во время отъездов мужа на съемки или гастроли она забывала о водке, но неожиданно приезжал Бредун с неизменной бутылкой, а вслед появлялись друзья и ставили на стол «Столичную» или коньяк», — пишет в своей книге историк кино Федор Раззаков.
В январе 1971 года Бредун неожиданно объявил, что не желает жить с алкоголичкой и ушел к другой женщине. Это обстоятельство стало последней каплей для актрисы. Потеряв рассудок, она по нескольку недель не выходила из дому, питаясь лишь сухарями и… водкой. С немногими оставшимися друзьями Изольда общалась только по телефону.
В конце февраля Извицкая перестала отвечать на звонки. Обеспокоенные друзья актрисы вместе с Бредуном и милицией вскрыли ее квартиру.
«Изольда Васильевна лежала на полу: головой — на кухне, худеньким телом — в комнате. Увидев все это, Бредун громко сказал: «Уже набралась, вставай!» Но Извицкая не поднималась. На ее лице отчетливо проступали характерные пятна, и милиционер сказал: «Ты что, не видишь, она же мертвая!», — вспоминала киноактриса Татьяна Гаврилова.
Как оказалось, Извицкая умерла еще неделю назад. В квартире не обнаружилось никакой еды, кроме небольшого кусочка хлеба, наколотого на вилку. Звезде советского экрана красавице Изольде Извицкой было всего 38 лет.
Татьяна Окуневская
Звезда театра и кино 30-40-х Татьяна Окуневская всегда пользовалась огромной популярностью у мужчин. Причем поклонниками актрисы были не только простые зрители или люди творческих профессий, но и представители высших эшелонов власти.
Одним из первых «ценителей» красоты и таланта Окуневской стал сам нарком Лаврентий Берия, в особняк которого актрису против ее воли привезли однажды ночью.
По воспоминаниям Окуневской, сначала Берия заставил ее выпить какое-то странное по вкусу вино. А когда молодая женщина практически отключилась, «воспользовался ее беспомощностью». К счастью для Татьяны, эта история не имела продолжения. Утром, когда актриса пришла в себя, ее отвезли домой.
Во время гастролей в Югославии на Окуневскую «положил глаз» тогдашний руководитель страны Иосип Броз Тито. Очарованный актрисой, он предлагал ей остаться в Белграде и даже обещал построить лично для нее театр. Чтобы не огорчать высокопоставленного поклонника отказом, Татьяна обещала подумать.
Вернувшись с гастролей, Окуневская на протяжении нескольких лет после каждого спектакля получала огромную корзину великолепных черных роз, в которую была неизменно вложена карточка от Тито с напоминанием, что его предложение остается в силе.
А вот со следующим обожателем у актрисы все вышло уже совсем не так гладко и красиво. Однажды на приеме в Кремле к Татьяне начал настойчиво цепляться незнакомый сильно выпивший мужчина и насильно попытался ее поцеловать. В ответ Окуневская прилюдно влепила нахалу звонкую пощечину. И только потом узнала, что это был не кто иной, как министр госбезопасности Виктор Абакумов. Всесильный и чрезвычайно злопамятный.
Уже через несколько месяцев Окуневскую арестовали якобы за шпионаж и антисоветскую пропаганду. Больше года актриса провела в одиночной камере, подвергаясь не только мучительным допросам, но и избиениям.
Спустя 13 месяцев Окуневскую доставили на Лубянку в большой кабинет, в котором она с удивлением увидела Абакумова. Министр был уверен, что воля строптивой актрисы окончательно сломлена. Поэтому снова сделал ей недвусмысленное предложение. И в ответ вновь получил оплеуху.
На этот раз месть отвергнутого мужчины была пострашнее — 10 лет лагерей. Но отбывать полный срок Окуневской не пришлось — в 1954 году она была освобождена досрочно.
Удивительно, но пройдя через столько испытаний, актриса сумела сохранить не только оптимизм и любовь к жизни, но и свою неповторимую красоту. Окуневской удалось вернуться в кино и сняться в полутора десятках картин. Только вот роли у нее теперь были совсем не звездные, как в молодости, а всего лишь небольшие эпизоды. И достичь своего былого успеха она так и не смогла.
Валентина Малявина
Про таких, как Валентина Малявина, англичане говорят: «Родилась с серебряной ложкой во рту». Действительно, появившись на свет в генеральской семье, Валя буквально купалась в родительской любви и ни в чем не знала отказа. Еще с младших классов девочка была уверена, что обязательно станет актрисой.
В 10 классе у Малявиной случилась первая большая любовь с Александром Збруевым, которая привела к беременности. Неслыханное по тем временам дело!
Правда их малышу так и не суждено было появиться на свет. Когда Валя была на 7 месяце, обе мамы (ее и Збруева), сговорившись, отвели девушку к гинекологу, который вызвал искусственные роды. Это стало причиной разлада между влюбленными — Збруев не поверил, что операция была проведена без согласия Вали.
Закончив школу, Малявина, как и мечтала, поступила в Щукинское училище. Еще на первом курсе она сыграла небольшую роль в фильме Искры Бабич «Первое свидание». А спустя два года судьба свела ее с Андреем Тарковским, который подыскивал актеров в свой фильм «Иваново детство». Увидев красавицу Малявину Тарковский не задумываясь дал ей роль Маши.
«Тарковский – это моя судьба, мое счастье. Он говорил, что мог бы прожить со мной всю жизнь. Андрей просил, чтобы я снималась только в его фильмах. Однако после «Иванова детства» нам так и не удалось поработать вместе», — рассказывала Малявина.
Успех у Тарковского открыл Малявиной дорогу в большое кино. В последующие годы она едва успевала переходить с одной съемочной площадки на другую. «Утренние поезда», «Туннель», «Урок литературы», «Король-олень», «Красная площадь» — с каждым новым фильмом популярность актрисы становилась все больше и больше.
Но, если в актерской карьере Малявиной все складывалось более, чем удачно, то в личной жизни у нее царил полный сумбур. В 1963 году Валентина вышла замуж за режиссера Павла Арсенова и готовилась стать матерью. Но ребенок, едва появившись на свет, умер.
Неудачное материнство стало причиной глубокой депрессии, справиться с которой Малявина пыталась с помощью алкоголя. Будучи пьяной актриса начинала вести себя неадекватно. Например, однажды в пьяном виде она пешком отправилась в Загорский монастырь, держа на вытянутых руках икону.
Чуть позже Малявина завела роман с Александром Кайдановским. По словам очевидцев, накал страстей между влюбленными просто зашкаливал, выливаясь в прилюдные сцены ревности, доходившие до драки.
Не выдержав жизни с Малявиной, Арсенов подал на развод. А буквально следом ушел от Валентины и Кайдановский.
Но одинокой актриса оставалась совсем недолго. Уже скоро на ее горизонте появился новый возлюбленный — молодой артист Стас Жданько, на 12 лет младше Валентины.
Жданько изо всех сил пытался стать знаменитым актером, увы, безуспешно. И у Малявиной в это время ролей стало значительно меньше — режиссеры не горели желанием работать с актрисой, злоупотреблявшей алкоголем и любившей поскандалить.
Общие проблемы влюбленная парочка решала все тем же проверенным способом, который в конце концов и привел их к трагедии. 12 апреля 1978 года Стас Жданько был обнаружен в квартире Малявиной с ножом в сердце. Правда, сначала следствие удовлетворилось версией актрисы — под воздействием алкоголя Стас покончил с собой.
Но через несколько лет, по настоятельным просьбам родственников Жданько, провели новую экспертизу, которая доказала, что артист был убит. Малявину признали виновной и приговорили к 9 годам лишения свободы.
В 1987 году, отбыв только половину срока, Валентина вышла на свободу по амнистии. Она попыталась вернуться к нормальной жизни и даже снялась в нескольких фильмах. Но зависимость от алкоголя, в конечном счете, оказалась сильнее. Последние годы бывшая красавица-актриса живет под Москвой в специализированном пансионате для психически нездоровых людей.