“Один за всех и все за одного!” — эти слова стали лозунгом не одного поколения мальчишек. А ведь прошло уже более сорока лет с премьеры первого советского телехита “Д`Артаньян и три мушкетера”, снятого по мотивам романа Александра Дюма.
Успеху фильма предшествовал спектакль по сценарию Марка Розовского и музыкой Максима Дунаевского, адаптированный под современного советского зрителя. Но, несмотря на свободное обращение с текстом Дюма и легкомысленность сюжета, картина полюбилась советским зрителям. Поэтому продолжения фильма выходили, а сорокалетний юбилей стал особым праздником для актеров, снявшихся в нем. Но, к к сожалению, не все из артистов смогли его отметить.
Олег Табаков
В период съемок фильма Олег Табаков уже был опытным актером и всенародным любимцем. А образ французского короля в его исполнении только подтвердил это мастерство. Табаков был чуть ли не единственным актером (наравне с Алисой Фрейндлих), которого режиссер картины, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, заранее хотел видеть в роли Людовика Тринадцатого.
По воспоминаниям, на съемках Олег Табаков отличался невероятной трудоспособностью и профессионализмом. Однажды он приехал буквально на ночь для съемок, потому что после актеру нужно было срочно уезжать в Москву. Почти всю ночь снимали сложные сцены на балу, где король пересчитывал алмазные подвески на плече королевы. Вся съёмочная группа к четырём утра уже вымоталась, а Табаков был все также бодр и активен. И утром сразу же отправился на натурные съемки.
Лев Дуров
Лев Дуров, исполнивший роль де Тревиля, по воспоминаниям режиссера, был главным “заводилой” на съемочной площадке. Он постоянно шутил и устраивал розыгрыши.
Хилькевич вспоминал, что на одной из вечеринок Дуров спародировал Ленина и Брежнева, после чего режиссера пригласили на “беседу” в КГБ. Он боялся, что картину могут «закрыть», но все же защищал актера, как мог. В итоге всё обошлось, и фильм спокойно досняли.
Сложности у Дурова были не только с властью, но и с вокалом. Если с простыми песнями он справлялся, то с «Балладой де Тревиля» было труднее. Дурову не удавалось попасть в ноты, и, в результате, в фильме эту композицию исполнил Александр Левшин. Актер этого не знал, и на премьере фильма подумал, что звучит его собственный голос. Победоносно осмотрел зрительный зал, а потом с гордостью всем говорил: «Как я здорово спел!».
Игорь Старыгин
Игорь Старыгин получил роль Арамиса во многом благодаря Михаилу Боярскому. Он заприметил его в фильме «Доживём до понедельника» и посоветовал режиссёру обратить внимание. Хилькевич, увидев изящного и утонченного молодого человека, сразу же утвердил его на роль.
Внешность актера соответствовала его характеру – на площадке он был самым тихим, несколько выбивался из компании веселой съемочной группы. Над Старыгиным часто подшучивали коллеги. Однажды за час до съемок ему подсунули несколько листов с “новым сценарием” и сказали, что его нужно выучить к ближайшей сцене. Старыгин испугался и запаниковал, но шутники все-таки сжалились и признались, что это был розыгрыш.
Владимир Балон
Роль гвардейца кардинала, главного врага мушкетеров де Жюссака, сыграл чемпион СССР по фехтованию и профессиональный постановщик трюков Владимир Балон.
Благодаря своему таланту он не только занимался постановкой трюков в фильме, обучал актеров фехтованию, но и значительно расширил роль де Жюссака. В романе Дюма этот отрицательный персонаж появлялся один раз, актер же предложил Хилькевичу создать собирательный образ сторонников кардинала.