От психиатрической клиники до смерти от рук сына. Трагическая судьба красавицы Александры Завьяловой

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

В самом начале 60-х фотография Завьяловой, единственной из советских актрис, появилась на обложке журнала «Life».

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Красота актрисы Александры Завьяловой, которую любители кино хорошо помнят по роли Серафимы-Пистимеи в фильме «Тени исчезают в полдень», была невероятной. И какие бы знаменитые партнеры не находились с ней рядом в кадре, внимание зрителей было всегда приковано только к ее лицу. Недаром, в тех же «Тенях» цензура потребовала вырезать большинство крупных планов актрисы, посчитав что ее глаза оказывают гипнотическое воздействие.

По этой, а может быть, и по какой-то другой причине, после выхода картины на экраны Завьялову вдруг резко перестали снимать в кино. И в жизни красавицы-актрисы наступила черная полоса, которая, в конце концов, привела к трагическому финалу.

«Мой дедушка любил театр»

Александра Завьялова родилась и выросла в небольшом селе Титовка в Тамбовской области. Родители ее были простыми людьми, не имевшими никакого отношения к искусству. Единственное, чем славились Завьяловы — небывалой красотой, передававшейся из поколения в поколение по женской линии.

Несмотря на то, что в те годы в селе о театре знали только понаслышке, Саша еще в школе решила, что обязательно будет актрисой. Позже, в одном из интервью Александра Завьялова расскажет, что тяга к театру ей передалась по наследству от деда.

«В нашей семье было запрещено вспоминать о «темном купеческом прошлом» моего деда. Но по обрывкам разговоров я узнала, что в соседнем селе стоит наш фамильный дом с колоннами, в котором даже сохранилась театральная сцена. Наверное, мой дедушка любил театр, а может быть, даже выступал на этой сцене перед своими гостями», — говорила актриса. 

После школы Александра подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Островского, закончив который уехала по распределению в Брест.

Режиссер дал команду: в Брест Завьялову не отпускать

И во время учебы в институте, и позже, в период работы в Брестском драмтеатре, на красавицу Завьялову обратили внимание кинорежиссеры и наперебой стали приглашать ее в свои картины. Но Александра твердо решила, что будет только театральной актрисой и отказывалась от всех предложений.

В 1959 году в Бресте оказался  режиссер Александр Зархи (снявший такие культовые фильмы, как «Высота», «Во имя жизни», а позже «Анну Каренину»), подыскивавший актеров для нового фильма «Люди на мосту». Увидев на сцене Александру Завьялову, Зархи был просто очарован ее красотой и тут же предложил ей главную роль.

Но Александра ответила, как обычно, отказом. И только через несколько дней, после настойчивых уговоров Зархи, согласилась-таки поехать на кастинг.

К/ф «Люди на мосту» / Мосфильм

Пробы молодой актрисы оказались удачными и Зархи тут же дал команду: ни в какой Брест Завьялову не отпускать, а быстренько снимать с нее мерки и шить костюмы.

С этого момента театральная карьера Александры закончилась и началась новая — кинематографическая.

За высоко поднятую юбку Завьялову обвинили в разврате

Фильм «Люди на мосту» был благосклонно принят критиками и зрителями. Правда, нашлись ханжи, обвинившие авторов картины в чрезмерной вольности и даже разврате. Дело в том, что в эпизоде, где героиня Завьяловой моет пол, она чересчур высоко подтыкает юбку, открывая ноги.

К/ф «Люди на мосту» / Мосфильм

Но на фоне того колоссального успеха, который буквально обрушился на Александру, на эти замечания никто даже не обратил внимания.

«Если бы люди не придумали Бога, я бы молился на тебя!»

Первым «пал» автор сценария «Людей на мосту» писатель Сергей Антонов, предложивший Завьяловой руку и сердце. Получив отказ, он тем не менее, продолжал опекать «очаровательное молодое дарование» и часто приглашал к себе на дачу, где собирался весь тогдашний литературный бомонд — Корней Чуковский, Юрий Нагибин, Белла Ахмадуллина, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов и многие другие знаменитости.

«Вначале я чувствовала себя скованно в компании знаменитых писателей, но, когда за столом запели «Клен ты мой опавший…», осмелела и тоже спела. Это почему-то вызвало у всех присутствовавших бурный восторг», — вспоминала Александра.

После этого для актрисы началась новая жизнь. Белла Ахмадуллина часто заезжала за ней на своей «Волге» и увозила на различные светские мероприятия. Гамзатов подарил ей книгу своих стихов с надписью: «Моей независимой республике — Завьяловой». А другой известный поэт Кайсын Кулиев однажды упал перед Александрой на колени и произнес:

«Если бы люди не придумали Бога, я бы молился на тебя!»

 «Попасть в «Life» было для меня фантастикой!»

После удачного дебюта в кино на Завьялову посыпались предложения от режиссеров. «Песня о Кольцове», «Алешкина любовь», «Ждите писем», «Хлеб и розы» — во всех этих картинах у Александры были только главные роли.

К/ф «Алешкина любовь» / Мосфильм

Уже этого было более чем достаточно для молодой актрисы, чтобы подхватить звездную болезнь. Но судьба, похоже, не собиралась останавливаться и продолжала осыпать Александру своими благами. В самом начале 60-х фотография Завьяловой, единственной из советских актрис, появилась на обложке журнала «Life».

Снимал актрису один из самых известных американских фотографов Филипп Халсман. В назначенный день Александру привезли в гостиницу «Националь», где специально для нее был снят двухкомнатный номер-люкс.

«Попасть в «Life» – журнал, на страницах которого появлялись самые знаменитые люди планеты – было для меня фантастикой! А когда Халсман рассказал о людях, с которыми он работал – Мэрилин Монро, члены королевской фамилии, я настолько оробела, что едва не потеряла сознание», — рассказывала впоследствии актриса.

Съемка длилась больше 5 часов. К концу Завьялова уже просто не могла стоять на ногах. В какой-то момент она положила голову на стол и простонала: «Все, я больше не могу!».

«Если откажешь, ни на ком, кроме тебя, не женюсь!»

На съемки очередного фильма «Будни и праздники» Александра приехала в Ленинград. В первый же день, зайдя с друзьями в ресторан, она столкнулась со своим давним институтским поклонником Дмитрием Бучкиным. В те годы Дмитрий учился в Художественном училище и активно ухаживал за хорошенькой студенткой. Правда, взаимных чувств у Александры Бучкин тогда не вызвал и вскоре их пути разошлись. И вот неожиданная новая встреча.

«Дима попросил меня выйти из ресторана, чтобы прогуляться, поговорить, вспомнить былое.  Вдруг неожиданно он сказал: «Я все эти годы думал только о тебе! Выходи за меня замуж! Если откажешь, ни на ком, кроме тебя, не женюсь!» И заплакал…», — вспоминала Завьялова.

По словам актрисы, она не смогла устоять перед таким искренним проявлением чувств и дала согласие. Вскоре молодые сыграли свадьбу, а в 1962 году у них родилась дочь Татьяна.

«Я не могла уехать с ним в Америку, он же не мог остаться в России»

А еще через год судьба преподнесла Александре очередной подарок — ее включили в состав советской делегации на Московский международный кинофестиваль. Но и это было еще не все. В один из дней Завьялову (снова единственную из наших актрис) пригласили на прием в посольство США. А после торжественного ужина она целых сорок минут (неслыханное по тем временам событие) беседовала с американским послом и его женой.

В 1964 году Завьялова получила очередное предложение — сыграть одну из главных ролей в картине «Одиночество» по роману писателя Николая Вирты. В Одессу, где снимались первые эпизоды фильма, она вылетела на самолете.

Из-за плохой погоды самолет летел очень неровно и Александру укачало. Мужчина, сидящий рядом, участливо поил ее минеральной водой. На следующий день в коридоре гостиницы актриса неожиданно столкнулась со вчерашним заботливым пассажиром. Слово за слово, они познакомились.

Случайный попутчик оказался крупным американским бизнесменом, прилетевшим в Одессу по делам собственной судостроительной компании. Несмотря на то, что Александре было всего 27, а американцу далеко за 50, между ними вспыхнул роман.

«Мы стали встречаться каждый вечер, гуляли по набережной и любовались красивым белым пароходом, стоящим на рейде. Нам не хотелось расставаться, и мы мечтали о том, что когда-нибудь сможем жить вместе, хотя оба прекрасно понимали, что это невозможно: я не могла уехать с ним в Америку, он же не мог остаться в России», — вспоминала Завьялова.

За связь с иностранцем Завьялова отделалась «легким испугом»

Несмотря на то, что роман с американцем не имел продолжения, обманывать мужа Александра не стала и честно сказала, что жить с ним больше не может. После развода она забрала дочку и переехала на свою квартиру.

Что же касается карьеры, то в тот раз Завьялова отделалась только «легким испугом».  Но Александре лишь «поставили на вид» и категорически запретили повторять подобные вольности.

К/ф «Клятва Гиппократа» / Рижская киностудия

И Завьялова снова продолжила сниматься. Во второй половине 60-х на экраны один за другим выходят фильмы с ее участием — «Клятва Гиппократа», «Сергей Лазо», «Четыре страницы одной молодой жизни», «Встреча у старой мечети».

Появляясь в кадре, она приковывала к себе все взгляды

А в 1969 году наступил самый звездный момент в ее и без того звездной карьере. Режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский дали Александре главную роль в картине «Тени исчезают в полдень».

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Роль была не просто интересная, но и психологически трудная — за 7 серий актрисе предстояло постепенно превратиться из 17-летней девушки Серафимы Клычковой в 70-летнюю старуху Пистимею Морозову. Но Завьялова с этой задачей справилась.

В любом эпизоде, едва появляясь в кадре, она буквально приковывала к себе глаза всех присутствовавших на съемочной площадке. Недаром при приемке фильма чиновники приказали вырезать многие крупные планы актрисы — настолько гипнотическое действие оказывал один только ее взгляд.

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Тогда никто, в том числе и сама Александра, даже представить не мог, что это была ее последняя роль.

«Время для меня будто остановилось»

А пока на съемках «Теней» к актрисе пришла новая любовь, настолько сильная, что она позабыла про все запреты. Ее новым возлюбленным оказался гражданин Югославии Мома Кошич. Вскоре мужчина сделал Завьяловой предложение, на которое она ответила согласием. Актриса стала готовиться к свадьбе, после которой собиралась уехать на родину мужа.

Но их семейному счастью не суждено было сбыться. Бывший муж Александры Дмитрий Бучкин не дал разрешения на отъезд своей несовершеннолетней дочери. А без девочки Завьялова ехать не могла.

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Следом случилась новая неприятность: на премьеру «Теней» пригласили всех артистов кроме Завьяловой. Болезненно пережив такое неуважительное отношение, Александра стала ждать новых ролей. Но их не было. Не было вообще.

«Время для меня будто остановилось: я могла целыми днями лежать на диване, смотреть в потолок и плакать, плакать», — рассказывала актриса.

«Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили»

Чтобы залечить раны, Завьялова уехала к себе на родину в Тамбов. И здесь вскоре снова влюбилась. Правда, когда Александра объявила новому возлюбленному о своей беременности, тот сразу же испарился. А через несколько месяцев 40-летняя актриса родила сына, которого назвала Петром.

После появления ребенка депрессивное состояние, в котором и без того находилась Александра, только усугубилось. И если сегодня все знают, что такое послеродовая депрессия, то тогда, в 70-х, непонятное поведение актрисы ее соседи и знакомые сочли признаком помутнения рассудка. И не придумали ничего лучшего, как отправить ее в психбольницу.

То, что произошло в те дни с Завьяловой, может запросто послужить сюжетом к фильму ужасов. Однажды ночью к ней в квартиру ворвались два санитара, скрутили руки и сделали укол, от которого женщина мгновенно отключилась. Очнувшись со связанными руками в незнакомой комнате с решетками на окнах, она догадалась, что находится в психиатрической больнице.

«Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери», — с ужасом вспоминала то время актриса.

Мучения продолжались несколько месяцев, после чего Завьялову отпустили домой. Правда, перед выпиской ее заставили подписать документы на инвалидность по психическому заболеванию. Другими словами, смертный приговор своей карьере актрисы.

Ослепленная материнской любовью, Завьялова прощала сыну все

Последующие годы Завьялова вела тихую жизнь, все силы отдавая воспитанию детей. Дочка Татьяна, закончив школу, стала художницей, как ее отец. Она вышла замуж и подарила Александре двух чудесных внуков — Дашу и Диму.

Зато жизнь Петра, любимчика Александры, сложилась далеко не так радостно. Еще в подростковом возрасте парень пристрастился к алкоголю. С каждым годом он все дальше катился по наклонной — нигде не работал, отбирая у матери и без того небольшую пенсию. Но актриса все прощала своему Петеньке.

К/ф «Белые одежды» / Беларусьфильм, ТО «Экран»

В 1992 году режиссер Леонид Белозорович неожиданно вспомнил про Александру Завьялову и дал ей небольшую роль секретарши Раечки в сериале «Белые одежды». Благодаря этому у поклонников актрисы появилась еще одна (теперь уже на самом деле последняя) возможность увидеть любимую актрису.

«Приезжай скорее. Я убил маму»

4 февраля 2016 года Александре Семеновне Завьяловой должно было исполниться 80 лет. По словам Даши, внучки актрисы, в семье заранее готовились к этой дате — составляли список гостей, покупали подарки. Но до своего юбилея Завьялова не дожила… всего один день.

Утром 3 февраля Петр позвонил сестре Татьяне и пьяным голосом прокричал:

«Приезжай скорее. Я убил маму».

Как оказалось, напившись до полной невменяемости, 40-летний Петр ударил мать кухонным ножом. Рана оказалась смертельной.

28
3
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook