В современных сериалах довольно часто возникают ситуации, когда одного исполнителя роли заменяют другим. И зрителей это не удивляет, они понимают, что далеко не каждому артисту понравится несколько лет сниматься в одном и том же проекте.
Но мало кто из кинолюбителей знает, что в советском кино тоже бывали случаи, когда исполнители главных ролей по тем или иным причинам отказывались сниматься. И режиссеру приходилось в спешном порядке искать замену. Причем нередко это делалось уже в самый разгар съемок. Вот пять культовых советских картин, на съемках которых как раз и случился подобный форс-мажор.
Филатов вместо Даля в «Экипаже»
Подбор актеров для первого советского фильма-катастрофы «Экипаж» шел почти 10 месяцев и только к ноябрю 1978 года режиссер Александр Митта смог окончательно укомплектовать свой «экипаж»: Георгий Жженов (командир Тимченко), Анатолий Васильев (второй пилот Валентин Ненароков), Александра Яковлева (стюардесса Тамара), Олег Даль (бортмеханик Игорь Скворцов).
Когда в декабре наконец приступили к съемкам, ударили настоящие декабрьские морозы — до -20. А поскольку первые эпизоды снимали в неотапливаемом салоне настоящего самолета, то киношникам приходилось не слишком сладко. Тем не менее, никто из артистов не роптал, и работа шла как по маслу.
И вдруг, в феврале 1979 года, в самый разгар съемок, Олег Даль внезапно явился в кабинет к директору картины Борису Криштулу и прямо с порога заявил:
«Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю – психую. В общем, сниматься не могу… И вообще, я болен».
«Олег, что ты говоришь? Столько съемочных дней псу под хвост и куча денег туда же…», — начал уговаривать артиста директор.
Как рассказывал впоследствии Криштул, Даль не дослушав, вдруг резко поднялся с места, вытянул перед собой руки и замер, закрыв глаза. Руки артиста не просто дрожали, а буквально ходили ходуном.
«Что-то глубоко трагическое и одновременно беззащитное было в его тощей фигурке.
Я понял, что он не лукавит и на самом деле не может сниматься. Поэтому без разговоров принял его отставку», — вспоминал Криштул.
Вместо Даля, недолго думая, пригласили Леонида Филатова. Правда, в отличие от раскрепощенного Олега, замкнутому и немного зажатому Филатову роль ловеласа и донжуана Скворцова давалась с трудом. Причем настолько, что в знаменитой эротической сцене артист отказался обнажаться и лежал под одеялом в джинсах.
Тем не менее, сыграл Филатов великолепно и уже на следующий день после премьеры «Экипажа» стал настоящим секс-символом. А Олег Даль, который так и не смог выйти из «пикового» состояния, скончался в марте 1981 года, не дожив всего полтора месяца до своего 40-летия.
Назаров вместо Шакурова в «Земле Санникова»
В 1973 году начинающие режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов приступили к экранизации научно-фантастический романа Г. Обручева «Земля Санникова». На главные роли они решили пригласить звезд советского кинематографа — Евгения Леонова, Армена Джигарханяна, Игоря Ледогорова, Владимира Высоцкого.
Но Леонов, Джигарханян и Ледогоров не захотели сниматься у никому не известных режиссеров и сразу же ответили отказом. Оставался один Высоцкий, который поставил условие — в фильме он обязательно будет петь свои песни. Но киношное начальство «встало на дыбы» — никаких песен Высоцкого быть не должно. И обиженный артист тоже ушел из картины.
Вскоре подобралась новая четверка исполнителей — Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин, Олег Даль и Сергей Шакуров. Правда Даль согласился «скрепя сердце» — уж очень ему не нравилось считаться заменой Высоцкого.
Приступая к работе, сотрудники киногруппы были уверены, что проблемы наконец-то закончились. Но, как оказалось, самые большие трудности были впереди.
С самого начала съемок между режиссерами и артистами возникло непонимание, которое усугублялось день ото дня. Главным зачинщиком конфликта стал Шакуров, потом к нему присоединились Даль и Дворжецкий и наконец, даже покладистый Вицин стал предъявлять претензии.
Кончилось тем, что актеры послали на «Мосфильм» письмо с требованием заменить режиссеров. Заканчивалось это гневное послание такими поэтическими строчками:
«Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Вскоре бунтовщиков вызвали «на ковер» к руководству студии, где доходчиво объяснили, что режиссеров менять не будут и настойчиво порекомендовали найти с ними общий язык.
Неконфликтный Вицин сразу согласился. Следом Дворжецкий, испугавшись, что его могут убрать из очереди на получение квартиры в Москве, счел за лучшее помириться с режиссерами. Последним пошел на попятную Даль.
И только Сергей Шакуров не сдавался и поставил ультиматум — или режиссеры, или он. И «доигрался»: несмотря на солидное количество отснятого материала, руководство студии приняло решение уволить Шакурова. А вместо него на роль беглого каторжника Губина взяли молодого артиста Юрия Назарова.
К слову сказать, сцены, где не было общих планов артиста, режиссеры решили не переснимать. Поэтому, в некоторых кадрах, внимательно присмотревшись, можно увидеть лицо Шакурова.
Соломин вместо Шакурова в «Зимней вишне»
Кстати, «Земля Санникова» — не единственный фильм, с которого Сергей Шакуров ушел уже после начала съемок. Подобный случай с артистом произошел и на картине «Зимняя вишня».
Дело в том, что именно Шакурова режиссер Игорь Масленников изначально видел в роли Вадима Дашкова. А его партнершей должна была стать Наталья Андрейченко. Актриса успешно прошла фото- и кинопробы и даже успела сняться в нескольких эпизодах. Но как раз в это время начались съемки картины «Петр Великий», где у Андрейченко тоже была главная роль. И Наталья, отпросившись у режиссера, укатила в Новгород.
По словам Масленникова, он особенно не переживал, решив пока снимать эпизоды с Шакуровым. Но в назначенное время Андрейченко не приехала. А чуть позже стало известно, что в Новгороде у Натальи закрутился роман с австрийским актером и режиссером Максимилианом Шеллом и она думать забыла про съемки в «Зимней вишне».
Кандидатурой № 2 на фотопробах была Елена Сафонова, которая с удовольствием дала согласие сниматься. Зато Шакуров оказался не в восторге от новой партнерши и отказался от роли.
«Он сыграл с Сафоновой одну сцену на рыбалке, а потом резко выступил против Елены с туманной мотивировкой: «Не чувствую ее рефлексии, не мой человек», — вспоминал Игорь Масленников.
Режиссер сначала пришел в отчаяние, а потом вспомнил про Виталия Соломина, с которым успешно работал на «Шерлоке Холмсе». К счастью, Соломин сразу же согласился, причем даже не читая сценария. Недаром Масленников назвал артиста своей «палочкой выручалочкой».
А от Сергея Шакурова в «Зимней вишне» остались только… голые ноги в той самой сцене с рыбалкой.
Гомиашвили вместо Высоцкого в «12 стульев»
Самой большой проблемой в подготовительном процессе к фильму Леонида Гайдая «12 стульев» стали поиски исполнителя роли Остапа Бендера. Дело в том, что за два года до этого на экраны вышел фильм «Золотой теленок», где великого комбинатора блестяще сыграл Сергей Юрский. И Гайдай хотел найти артиста, который бы сумел затмить успех Юрского.
Пытаясь найти нужного Остапа, Гайдай перебрал практически всех популярных артистов. Среди тех, кто пробовался, но по каким-то причинам не прошел были Олег Борисов, Александр Лазарев, Анатолий Кузнецов, Николай Губенко, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Владимир Басов, Евгений Киндинов и даже Фрунзик Мкртчян.
Время шло, руководство требовало начинать съемки, а главного героя все не было. И Гайдай решил снимать Владимира Высоцкого, который хотя и не устраивал режиссера на 100%, но на фоне других смотрелся более-менее выигрышно.
Высоцкий предложение принял с радостью. На тот момент он не был избалован вниманием режиссеров и имел за плечами всего две главные роли.
Работа началась и было вполне благополучно снято несколько сцен, когда Высоцкий внезапно сорвался и ушел в глубокий запой. И Гайдай был вынужден останавливать съемки и снова начинать искать Остапа.
К счастью, кто-то из съемочной группы вспомнил, что еще в конце 50-х в одном из грузинских театров видел «Золотого теленка», где Бендера неплохо играл артист Арчил Гомиашвили. Леонид Иович распорядился тут же доставить актера на пробы, которые оказались успешными.
Так доселе никому не известный грузинский артист Арчил Гомиашвили получил по-настоящему звездную роль.
Терехова вместо Соловей в «Д’Артаньян и три мушкетера»
Сегодня даже трудно представить, что Миледи в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» могла сыграть не Маргарита Терехова, а другая актриса. А, между тем, так оно и было: по задумке режиссера в роли леди Винтер должна была сниматься Елена Соловей.
По словам Георгия Юнгвальд-Хилькевича, соглашаясь на роль, Елена честно его предупредила, что беременна, но клятвенно обещала сделать аборт. Но когда на нее уже были сшиты все костюмы и сделаны успешные пробы (причем в дуэте с Боярским Соловей смотрелась просто замечательно), актриса передумала ложиться в больницу.
«Лена звонит мне и говорит: «Георгий Эмильевич, я рожать решила. Не могу я сделать аборт, он уже шевелится». И я, увы, был вынужден отказаться от работы с Соловей. Если бы дело дошло до съемок, у меня Миледи к концу второй серии уже была бы на девятом месяце», — вспоминал режиссер.
Вне себя от отчаяния, Хилькевич стал перебирать всех знакомых актрис, которые могли бы сыграть Миледи. И вспомнил про Маргариту Терехову, которая тут же согласилась.
Правда, под Терехову, авторам фильма пришлось немного изменить сценарий.
«Я решил сделать из нее эдакую «Джеймс Бондшу». Чтобы на лошади скакала. Дралась ногами. Образ, прямо противоположный мягкой и нежной Соловей. И Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная. Я остался ею доволен», — рассказывал Хилькевич.