Еще со времен выхода первого фильма в мире – «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1895 году – стало ясно: кинематограф может не просто развлекать, но и по-настоящему шокировать зрителей. Поезда на экране тогда казался публике настолько реалистичным, что люди убегали, боясь, будто он едет прямо на них. А какие еще фильмы вызвали такую реакцию?
«Уродцы»
Картину Тода Браунинга «Уродцы», вышедшую в 1932 году и рассказывающую о необычной цирковой труппе, современники не оценили. В съемках помимо известных актеров также приняли участие артисты с отклонениями в физическом развитии: Броунинг искал их по бродячим циркам США. Причем большинство героев названы своими именами — что добавляет фильму документальности.
Не смотря на цензурные ограничения, фильм провалился в прокате и на долгие годы был запрещен. Лишь спустя 30 лет, в 1961 году, он был заново открыт и стал культовым. Интересно, что спустя полвека именно под влиянием от просмотра этой картины Дэвид Линч снимет своего знаменитого «Человека-слона».
«Психо»
Сейчас, спустя 60 лет с премьеры, картина Альфреда Хичкока уже не кажется такой шокирующей, однако для публики 60-х – такое зрелище было в новинку. Поэтому у кинотеатров на всякий случай дежурили машины скорой помощи. Но вынуждала покидать кинотеатры до финальных титров не жестокость, демонстрируемая на экране, а тот факт, что главную героиню убивают на 48-ой минуте фильма! А тех, кто все же решился досмотреть фильм до конца, на выходе из кинотеатра ждала новая фобия: мыться в душе.
«Необратимость»
Во время показа «Необратимости» на Каннском фестивале многие зрители были настолько шокированы, что уходили из зала.
«За 25 лет моей службы такого на Каннском фестивале еще не было. Некоторые сцены этого фильма невыносимо смотреть даже нам, профессионалам», — вспоминал тот показ пресс-секретарь пожарной части города лейтенант Жерар Куртель.
Многим даже понадобилась медицинская помощь. Все потому, что начальные эпизоды картины сопровождает низкочастотный звук, который у многих провоцирует чувство беспокойства, тошноту и головокружение. Люди падали в обморок. Но те, кто все же остался в зале, после окончания фильма аплодировали картине стоя.
«Страсти Христовы»
Фильм Мела Гибсона рассказывает о последнем дне жизни Христа. Картина снабжена очень натуралистичными сценами, поэтому для всех, кто изначально шел в кинотеатр для того, чтобы просто развлечься, просмотр стал испытанием.
Во время съемок актер Джим Кевизел, сыгравший Христа, на самом деле получил большое количество травм. Из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, из-за которых он не мог уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтёки под глазами и удар молнией. А после съёмок и завершения фильма Кевизела пришлось госпитализировать.
«Антихрист»
Режиссер «Антихриста» Ларс фон Триер считает этот фильм главным в своей карьере, а вот для зрителей просмотр картины стал пыткой. Некоторые падали в обморок, некоторые просто уходили – все из-за жестоких сцен.
Одни критики называли фильм «провалом», «до обидного женоненавистническим» и «бесполезной красотой». Другие — «самым странным и оригинальным фильмом ужасов», и одним из лучших фильмов года.
«Если бы Бергман покончил с собой, попал бы в ад, а затем вернулся на землю, чтобы снять фильм, этим фильмом был бы «Антихрист», — говорил после просмотра режиссер Джон Уотерс.
Так или иначе, но равнодушными к «Антихристу» не остался никто.
«Дом, который построил Джек»
Еще на премьерном показе в Каннах с фильма Ларса фон Триера ушли сто с лишним человек. Критик из издания «Variety» позднее написал в твиттере, что никогда не видел ничего подобного на кинофестивалях. Такую реакцию у зрителей вызвали сцены с насилием – фильм рассказывает историю серийного убийцы. Однако шок и чувство отвращения у публики вновь не стали неожиданностью для режиссера, который считает ненависть зрителя важной частью принятия его творчества: лучше пусть ненавидят, чем остаются равнодушными.
«Золотая перчатка»
Еще одна картина, которая была воспринята неоднозначно уже на премьерном фестивальном показе, на этот раз в Берлине. Возмущение и ужас тех, кто покинул зал до конца фильма, повлияли в том числе и на его рейтинг. Публика сочла картину излишне реалистичной, поэтому с истории об очередном серийном убийце, который действительно орудовал в 70-х в Гамбурге, люди, не выдержав, покидали зрительские места.
Режиссер фильма Фатих Акин признавался, что принципиально создал его таким жестоким – он хотел показать зло как оно есть, без прикрас.