Все поклонники знаменитой гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука», конечно же, помнят эпизод, когда Никулин-Горбунков на ступеньках встречает брутального бородача с медальоном в виде черепа на груди. Но мало кто знает, что эту роль сыграл не профессиональный артист, а журналист журнала «Огонек» Леонид Плешаков. Почему он оказался на съемках и как потом сложилась карьера Плешакова?
Уборщица приподняла простынку и обнаружила… мертвого Никулина
Интересно, что своим появлением на съемочной площадке «Бриллиантовой руки» Леонид Плешаков обязан… уборщице адлерской гостиницы «Горизонт». А получилось это так.
По задумке сценаристов, главный герой картины Семен Семенович Горбунков должен был вываливаться из багажника подвешенного к вертолету «Москвича». Естественно, что выбрасывать с 500-метровой высоты Юрия Никулина никто не собирался. Поэтому специально для съемок этого эпизода из папье-маше изготовили точную копию артиста в полный рост и нарядили ее в одежду Горбункова.
Приехав на съемки в Адлер, киношники поселились в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. Двойника Никулина тоже положили там на ящики, а чтобы не запылился, прикрыли простынкой.
И вот однажды любопытная уборщица, подметая подвал, приподняла простынку и обнаружила… мертвого Никулина. Подумав, что артист погиб на съемках и его специально спрятали в подвал, женщина со страшным криком выбежала из помещения.
Через час о моей смерти знали не только в Адлере, но и в других городах нашей страны, потому что уборщица по совместительству работала в аэропорту», — вспоминал Юрий Никулин.
Чтобы хоть как-то пресечь распространение слухов, Гайдай решил дать опровержение в печати, а заодно и рассказать о ходе съемок.
В числе корреспондентов, которые приехали на съемочную площадку «Бриллиантовой руки», оказался и сотрудник журнала «Огонек» Леонид Плешаков.
«Ты что, глухонемой, что ли? Да!»
Колоритная внешность Плешакова — рост 190 см, вес 120 кг, окладистая борода и мощная волосатая грудь — произвела впечатление на Гайдая. За время интервью режиссер буквально на ходу придумал, как можно использовать брутальный образ журналиста в картине.
Так родился знаменитый эпизод, в котором Семен Семенович, спускаясь по лестнице, встречает здорового бородача в темных очках и с медальоном в виде черепа на груди.
Можно не сомневаться, что их диалог помнит наизусть уже не одно поколение зрителей:
«Але, папаша, огоньку не найдется?
-…………………
-Ты что,глухонемой, что ли?
-Да!
-Понятно».
Снимали этот эпизод в подземном туалете, расположенном у входа в ЦПКиО имени Горького со стороны Ленинского проспекта. Интересно, что съемки небольшой 20-секундной сцены велись почти четыре часа.
После триумфальной премьеры картины с легкой руки Леонида Гайдая фотография Плешакова с подписью «колоритный бородач» попала в картотеку Мосфильма. И время от времени Леонида стали приглашать на съемки..
«Еда она все лечит: и настроение, и болезни!»
Уже через год после «Бриллиантовой руки» Плешаков снялся у Андрона Кончаловского в «Дворянском гнезде», следом получил небольшой эпизод в музыкальном фильме «Чудный характер».
В 1977 году Леониду Плешакову посчастливилось сыграть еще одну заметную роль — попутчика главного героя в лирической комедии «Почти смешная история». Того самого, который с аппетитом поглощает многочисленные домашние яства и усиленно пытается угостить своего соседа по купе.
Помните?
«-Помидорчиков? Огурчиков малосольных? Мыть не надо, прямо из рассола! Кабачков маринованных?
-Нет, благодарю! Настроения нет!
-Еда, она все лечит: и настроение, и болезни! А грудинки копченой? Ну, тогда курочку!
-А гусятины в вашем магазине нет?
-Нет, гусяки нет. Гусяку она мне не поклала!»
После этого фильма Леонид Плешаков еще несколько раз появлялся на экране в картинах «Сибириада» (купец), «Михайло Ломоносов» (отец Семен), «Васса» (Евлампий Силыч), «Счастливая, Женька» (больной).
Последней работой артиста стала роль скульптора Лопатина в экранизации романа Ю. Бондарева «Берег».
«Мы все учились у него»
Несмотря на то, что Плешаков с удовольствием соглашался сниматься в кино, артистом становиться он никогда не собирался и главным делом своей жизни считал журналистику.
Помимо основной работы в журнале «Огонек», Плешаков сотрудничал с другими печатными изданиями, например, с молодежным журналом «Смена».
«Прекрасно владея словом, он мог сказать больше и интереснее своих собратьев по перу. Именно поэтому ему открывались и министры, и директора, и актеры, и самые обычные люди из далекой глубинки. Мы все учились у него. А многие издания считали за честь напечатать его статьи», — рассказывали коллеги Плешакова.
«Знал Леонид Петрович все-все на свете»
Леонид Плешаков был человеком разносторонних интересов. Недаром в редакции «Огонька» его называли «ходячей энциклопедией».
«Знал Леонид Петрович все-все на свете. Какие бы сложнейшие проблемы ни поднимались в его материалах, всегда в них звучало его собственное, принципиальное мнение», — рассказывали о Плешакове его коллеги.
Кстати, до сих пор при написании курсовых и дипломных работ студенты журфака пользуются статьями и интервью Леонида Плешакова.
Журналист и актер умер в марте 2004 года на 73 году жизни.