1. Дочь Вертинского
Анастасия Александровна Вертинская родилась в декабре 1944 года. Её отец – эстрадный певец Александр Николаевич Вертинский, который тогда только вернулся из эмиграции. С собой он привёз молодую жену Лидию и трехмесячную дочь Марианну. Анастасия появилась на свет уже в Москве, в одном из номеров гостиницы «Метрополь».
Семья для Вертинского стала не менее значима, чем его эстрадная деятельность. Тем более, что в Советском Союзе, несмотря на громадную популярность артиста, его имя усиленно замалчивалось.
Анастасия говорила, что отец имел огромное влияние на неё с сестрой, но при этом никогда не ругал и не «воспитывал» их.
«Им был найден удивительный язык для общения. Он, например, говорил: «Я очень страдаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил держала в руках свой жуткий» характер», – рассказывала актриса.
Любовь к искусству, как и внутренний аристократизм, также досталась Анастасии от отца.
«Отец старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», – вспоминала Анастасия.
Отец навсегда остался одним из главных мужчин для Вертинской. Связь с ним она считала почти мистической. И одной из важнейших миссий своей жизни видела реставрацию песен отца, который не успел качественно записать их в профессиональной студии.
2. Ассоль и Гуттиэре
Звездой Анастасия Вертинская стала в 16 лет, после первой же роли в кино. Она сыграла Ассоль в экранизации повести Александра Грина «Алые паруса» и на утро проснулась знаменитой.
В том же романтическом амплуа Вертинская выступила спустя год, сыграв Гуттиэре в картине «Человек-амфибия». Этот фильм вышел в лидеры советского проката 1962 года – 65 млн зрителей.
Спустя год после начала карьеры в кино никому неизвестная школьница стала мечтой советских подростков и воплощением непорочной романтической женственности, оказавшейся ко двору в эпоху хрущёвской оттепели.
Режиссер «Человека-амфибии» Владимир Чеботарёв, говорил, что «у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море». Вертинская и стала той девочкой с глазами цвета неба, влюбившей в себя всю страну.
3. Театр
К свалившейся славе актриса относилась без особого энтузиазма. Она явно тяготилась всенародной известностью, и совсем не хотела играть роль кинозвезды в своей повседневной жизни.
«Я ездила в театральный институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Еду на съёмки в Ленинград, и в купе вваливаются четыре человека с коньяком. Я не пью, хочу спать, а не сидеть с этими людьми, но приходится. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь», – вспоминала актриса.
Особым достижением свои первые роли в кино Вертинская не считала. «Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость», – говорила Вертинская впоследствии.
Пожалуй, главное, что дала актрисе известность, заработанная в кино, это театр. Ещё даже не поступив в театральный Вертинская уже гастролировала с труппой Московского театра имени Пушкина.
Спустя какое-то время она все-таки стала студенткой Щукинского училища. Однако и здесь не обошлось без помощи кино. Сначала Вертинская провалила вступительные испытания. Ей разрешили в том же году попробовать ещё раз – «только из уважения» к её знаменитым ролям.
К чести Вертинской, прославившись в 16 лет, она не считала себя уже состоявшейся актрисой. Она только собиралась ей стать, поэтому очень много работала и всё свободное время отдавала театру. Несмотря на успех в кино, именно театр оставался для Вертинской важнейшим из искусств.
Закончив училище, она проработала один сезон в театре им. Вахтангова, затем 12 лет прослужила в «Современники» и ещё 9 лет во МХАТе. Даже имея за плечами всемирно известные роли, актриса очень строго оценивала собственное актёрское ремесло.
«Кино не давало необходимой уверенности. Надо признаться, я вызревала очень медленно. И только перейдя из «Современника» во МХАТ, оказалась на необходимом и адекватном себе уровне профессионализма», – рассказывала Вертинская.
4. Офелия
Впрочем, иногда и в кино без театра – никуда. Так, быть может, самая известная и значительная роль Анастасии Вертинской в кино оказалась насквозь театральной. Речь о роли Офелии в знаменитом «Гамлете» Григория Козинцева.
Во время съемок Анастасии было всего 19 лет, а она уже играла одну из самых желанных женских театральных ролей в постановке, которая и сегодня остаётся одним из лучших исполнений «Гамлета».
Несмотря на противоречивые отзывы советской критики (многие отозвались в том духе, что блестящей внешней красоте актрисы не хватает «внутреннего движения»), роль Офелии принесла Вертинской международную славу.
«Гамлет» Козинцева гремел на лучших кинофестивалях мира, был отмечен номинацией на «Золотого Льва» и специальном призом жюри в Венеции, номинировался на премии BAFTA и «Золотой глобус». Естественно, эта шумиха не обошла вниманием и Офелию-Вертинскую. Западная пресса даже назвала её «советской Вивьен Ли».
5. «Маленькая княгиня»
В Гамлете утонченная аристократическая красота Вертинской смогла развернуться в полную силу. Но не менее важной с точки зрения серьезности актёрской задачи стала роль в другой легендарной картине советского кино – экранизации Сергеем Бондарчуком романа «Война и мир». В этом фильме Вертинская сыграла относительно небольшую роль «маленькой княгини» Елизаветы Болконской – жены князя Андрея. Однако сделала это так, что образ эпизодической героини получил объемное и трагическое звучание.
«Режиссёр Сергей Бондарчук предложил смелую и неожиданную трактовку образа, при котором «маленькая княгиня» становилась трагической фигурой. Недалёкая, неумная, ограниченная женщина. Прелестная, хорошенькая, уютная. Возможно, останься она жива, мы не полюбили бы её. Ведь она была женой князя Андрея, а что она рядом с ним?.. Думаю, их пути всё равно разошлись бы, слишком разными они были. Но Лиза умерла. А в душе князя Андрея на всю жизнь остался этот немой трагический вопрос: «Зачем? За что? За что погиб человек?» Мне кажется, Толстой предостерегает здесь от той роковой ошибки, которую мы иной раз совершаем, не замечая любви ближнего. Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания», – рассказывала Вертинская.
6. Антисоветская красота
С первых ролей Анастасия Вертинская воспринималась настоящей кинозвездой – ну вот словно из Голливуда, только наша. В советском кинематографе ей выпала роль не просто актрисы, но иконы красоты, символа романтической женственности. Вот только самой Вертинской в таком амплуа с самого начала было тесно.
Говоря о своём дебюте на экране, актриса подчёркивала насколько не соответствует воплощенному образу: «Я — противоположность этой девочки: никогда не ждала никаких принцев, и вообще Алые паруса ко мне не приплывали. Актрисой стать без страданий невозможно».
Да, она не хотела быть кинозвездой, королевой красоты или секс-символом, она всегда хотела быть только актрисой. И, несмотря на весь свой внешний успех, к этой цели Вертинской приходилось пробиваться с трудом – через громкое имя отца, через шум собственной славы, и даже через свою необычайную внешность.
О красоте Вертинской до сих пор ходят легенды. Она – одна из самых красивых актрис советского кино. Режиссеры, актёры и критики наградили красоту Вертинской десятками эпитетов. Её называли «неземной», «вневременной», говорили о «природной загадочности» и «поэтичности» её облика. Константин Райкин считал красоту актрисы осмысленной и интеллектуальной. В какой-то момент даже возникла формула – «советская актриса с антисоветской внешностью».
Но сама Вертинская не слишком любила быть в центре внимания и не любила, когда, говоря о её работах в театре или кино, кто-то употреблял слово «красивая».
«Мне говорили: «Ты дочка Вертинского», и я протестовала внутренне: хотела быть независимой от фамилии. Потом мне говорили: «Какая красивая!» Но в красоте тоже не было моей заслуги. А мне хотелось услышать: «Какая артистка!» Только когда мне это сказали, всё встало на свои места», – вспоминала Вертинская.
7. Свободная женщина
Главная любовь в жизни Вертинской – театр. И хотя место нашлось и для мужчин, отказываться ради счастья в личной жизни от творческой реализации актриса никогда не собиралась.
Один раз, ещё будучи студенткой театрального, Вертинская сходила замуж – за Никиту Михалкова. Но эти отношения продлились всего несколько лет. Молодая пара рассталась, когда их сыну было всего 3 года. актриса считает, что брак не сложился, так как и она, и муж не хотели жертвовать своими мечтами и профессиональными планами ради семьи:
«Я исступлённо, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шёл своим путём. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей…».
После этого актриса какое-то время встречалась с Александром Градским, но она этим отношениям не придаёт значения.
Самым продолжительным и серьезным романом Вертинской была связь с актёром Олегом Ефремовым, которого она считала одним из главных своих учителей на театральной сцене. Эти свободные отношения продлились около 20 лет. Однако замуж актриса так и не вышла. «Я рано поняла, что брак не моя стихия, я не приспособлена для этого», – говорит Вертинская.
Главными мужчинами в своей жизни актриса считает отца и сына Степана, и никакой потребности в замужестве она никогда не испытывала. Вертинская всегда была свободной женщиной, которая по-настоящему одержима только одним – театром.