Трудно поверить, что философский фильм-притча Александра Митты «Сказка странствий» снят не в XXI веке в Голливуде, а в 1983 году в нашей стране. Потому что в нем все непохоже на привычные русские сказки — и сюжет, и музыка, и спецэффекты, и концовка.
Несмотря на название, картина предназначена не столько для детей, сколько для взрослых — во многих эпизодах заложен двойной смысл. Неудивительно, что советские чиновники не приняли фильм и сказали режиссеру, что он провалился в прокате. Как так вышло, что только спустя много лет Александр Митта узнал, что на самом деле «Сказка странствий» имела огромный успех у зрителей?
Бесстрашная Марта отправляется на поиски брата
Сюжет картины такой: сироты брат и сестра Май и Марта живут в страшной нищете. Правда, у Мая есть чудесный дар: он чувствует золото и умеет находить клад. Но от этого у мальчика сильно болит голова и он даже теряет сознание. Поэтому Марта не позволяет Маю пользоваться своими способностями, полагая, что здоровье малыша — слишком высокая цена за благополучие.
Но однажды в рождественскую ночь разбойник Горгон похищает Мая, чтобы заставить его искать клад. И тогда бесстрашная Марта отправляется на поиски брата.
На своем пути девушка встречает Орландо — философа, лекаря и поэта, вместе с которым проходит через множество испытаний…
«Чехи оказались более бдительными и написали в Госкино донос»
Казалось бы, все здесь, как обычно в сказках — злой разбойник, похитивший ребенка и добрые герои, идущие по его следам. Но, нет — «Сказке странствий» все оказывается по-другому.
Дело в том, что Александр Митта снимал фильм не столько для детей, сколько для взрослых. Поэтому он сделал картину не привычной сказкой, а многослойной философской притчей, вложив во все сюжетные линии двойной смысл.
Например, в начале путешествия Марта и Орландо оказываются в стране, которая расположена… на спине Дракона.
«Мы тогда уже начинали задумываться о том, что Россия кормится нефтью и прожирает эти запасы, накопившиеся под ногами. И я придумал историю: спящий Дракон оброс лесом, на нем живут люди, кормятся им, а он рано или поздно проснется — и всему благополучию конец!», — вспоминал режиссер.
Не менее символичным стал и эпизод со страной, в которую пришла чума. Поскольку картину снимали не только в Советском Союзе, но и в Румынии и Чехословакии, то режиссер решил и здесь заложить метафору.
По словам Митты, под чумой он имел в виду советские танки, которые вошли в Чехословакию и перевернули там всю жизнь.
«Интересно, что в Москве эту метафору «не прочитали». А чехи оказались более бдительными и поняли что к чему. И из Праги написали в Госкино донос, требуя убрать из картины чуму», — рассказывал Митта.
Когда же режиссер отказался вырезать целую сюжетную линию, картину запретили к прокату и у нас, и за рубежом, а фильм положили на полку.
«Я часто слышу: «Ой, а это была моя любимая картина!»
Только через полгода «Сказку странствий» выпустили, хотя и без премьерного показа. Кроме того, картину объявили «невыездной» и не разрешили демонстрировать ни на одном фестивале.
А в прессе немедленно вышло несколько разгромных рецензий, в которых «Сказку странствий» назвали «главной неудачей Александра Митты».
Неудивительно, что после этого Митта много лет был уверен, что его «Сказка странствий» провалилась в прокате. И только спустя десятилетия режиссер с радостью узнал, что фильм сразу же после выхода посмотрели миллионы зрителей.
«Я часто слышу: «Ой, а это была моя любимая картина! Вот это я помню, то я помню…». И оказалось, что тогда в 80-х не было ни одного ребенка, который бы не смотрел эту картину, на которого бы она не повлияла, которому она не доставила радости, удовольствия, не заставила бы переживать», — рассказывал Митта.
По словам режиссера, он очень рад, что «Сказка странствий» оказалась не провальным, а успешным фильмом, который пользуется популярностью до сих пор.
Миронов устроил фантастический вечер
Своим успехом «Сказка странствий» обязана не только необычному сюжету и непривычным в то время «голливудским» спецэффектам, но и талантливой игре актеров. В первую очередь это касается Андрея Миронова, исполнившего роль Орландо.
Мало кто знает, что первоначально Митта видел в этой роли Леонида Филатова, с которым уже работал в «Экипаже».
«Умный, язвительный, ироничный, с бешеным внутренним темпераментом, Филатов уже заявил о себе как герой десятилетия. Для философской сказки-притчи редкий подарок», — вспоминал Митта.
Леонид Филатов уже прошел пробы и ждал утверждения, когда появился второй претендент — Андрей Миронов. Узнав о съемках «Сказки странствий», Миронов сам пришел к режиссеру и попросил отдать ему роль Орландо.
При этом Андрей с горечью сказал, что ему очень больно от того, что он запомнится зрителям только как актер фильмов типа «Бриллиантовая рука» и «Двенадцать стульев». А ему очень хочется уйти от привычного легкомысленного песенно-комедийного стереотипа и сыграть серьезную драматическую роль.
Митта пошел навстречу Миронову и сделал с ним кинопробы, которые получились очень удачными. Тем не менее, Митта все еще колебался — кого из двух артистов выбрать.
«Миронов, наверное, подумал: «Бедный парень, сам не знает, что ему выбрать. Надо ему помочь…» Он позвал меня домой. И устроил фантастический вечер: читал сценарий, импровизировал, напевал, приплясывал, преображался. Одним словом, не оставил мне ни одного шанса. Я его утвердил», — написал Александр Митта в своей книге «Кино между адом и раем».
О своем выборе Митта никогда не жалел. Благодаря Миронову фильм получился не только ярким, но очень глубоким и немного трагическим. Недаром многие поклонники Андрея Миронова считают, что «Сказка странствий» — вершина творчества артиста, а Орландо — лучшая его драматическая роль.
Уже позже Митта вспоминал, что на киностудии после съемок эпизодов с Мироновым всегда раздавались восторженные аплодисменты. Хлопали артисты, операторы, гримеры, костюмеры, рабочие и просто случайные люди, оказавшиеся в павильоне.
«Наше отчуждение пошло фильму на пользу»
Главную женскую роль девочки Марты в картине сыграла актриса Татьяна Аксюта. Интересно, что на момент съемок Татьяне было уже 26 лет, но благодаря маленькому росту и хрупкому телосложению ей без труда удалось вжиться в роль.
По воспоминаниям актрисы, очень помогало то, что Андрей Миронов с первого дня съемок относился к ней именно как к маленькой девочке и старался опекать во всем. Хотя артисту было очень нелегко — незадолго до начала работы над картиной у него умер отец.
«Первое время Миронов даже ни с кем не мог общаться. Но все это, можно сказать, пошло фильму на пользу. Между нашими персонажами не должно было быть никакой близости, и это ощущение некоторой отчужденности хорошо передалось», — рассказывала Аксюта.
Кстати, для выполнения сложных трюков, которых в картине немало, к Татьяне была приставлена каскадерша. Но актриса все равно во многих экстремальных сценах предпочитала сниматься сама.
«Работа в „Сказке“ для меня — своего рода лаборатория»
Огромной удачей фильма «Сказка странствий», конечно же, стала музыка, написанная композитором Альфредом Шнитке. Кстати, этот фильм стал не первой совместной работой композитора и режиссера: до этого были «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Экипаж».
«Работа в «Сказке» для меня — своего рода лаборатория, где я пытаюсь решать какие-то интересные и важные творческие проблемы. Я много экспериментировал (в хорошем смысле слова), пытался подчас примирить непримиримое. Думаю, что это оказалось небесполезным…», — вспоминал Шнитке.
Одна из самых завораживающих музыкальных композиций звучит в сцене, когда герои летят на «рукотворном нетопыре, поднимающем человека» — одном из многочисленных изобретений ученого. А внизу проносятся реки, луга, леса, поля… От этой картины и чарующих звуков не только у Орландо и Марты, но и у зрителей возникает ощущение безграничного счастья и полной свободы.
«Что-то меня знобит от этого веселья»
В отличие от привычных сказочных концовок, где добро всегда побеждает зло, в «Сказке странствий» нет хэппи-энда. А главного героя ждет не веселый пир, а смерть.
В поисках пропавшего Мая герои попадают в страну, где царит Чума. Эту роль сыграла известная румынская актриса Кармен Галин.
Правда, поначалу путники принимают суету на улицах и мелькание факелов за какой-то праздник. И не догадываются, что на самом деле это горят зачумленные дома и трупы. А, разобравшись что к чему, Орландо говорит Марте:
«Странные праздники. Что-то меня знобит от этого веселья».
К сожалению, эта фраза становится пророческой: убив Чуму и освободив от нее страну, Орландо погибает.
Одна из самых сильных и безусловно недетских сцен фильма — когда огромные мортусы в черных костюмах поливают тело Орландо горючим маслом и поджигают. А потом страшными вилами-когтями сгребают в костер рукописи — дело всей его жизни.
Когда же на месте гибели Орландо остается только черное выжженное пятно, Марта молча ложится на него, раскинув руки крестом, как будто хочет вобрать в себя остатки душевного тепла родного и любимого человека.