Маленьким детям свойственно обманывать, а последние исследования подтверждают, что это важная веха в развитии.
Одна мама поделилась историей лжи своего 10-летнего сына:
«Недавно мы заказали домой пиццу. Тарелка ребенка опустела невероятно быстро, и на вопрос «Ты уже все съел?» он гордо ответил «Ага!». Чуть позже мы обнаружили кусок пиццы в мусорном ведре.
«Сын, ты точно доел свой кусок?», — вновь спросила я его с уликой в руках. Он лишь пожал плечами и невинно ответил: «Да, мам, клянусь. Это не мое».
В тот момент я была неприятно удивлена вопиющим обманом сына, но потом прочитала об одном исследовании. В статье говорилось, что маленьким детям свойственно обманывать, а освоение лжи — важный этап развития».
Две причины, почему первая детская ложь должна обрадовать родителей
По данным исследования Кан Ли, профессора психологии из университета Торонто, не по годам развитые дети начинают обманывать очень рано. Примерно 30% двухлеток, умеющих говорить, в той или иной степень лгут. К трем годам половина детей обманывает регулярно. А к 4 годам этот показатель возрастает до 80%. В 5-7-летнем возрасте врут почти все.
Доктор Ли отмечает, что у маленьких детей, искажающих правду, есть когнитивное преимущество перед остальными. «Для лжи необходимы две составляющие. Важно понимать, что на уме у собеседника, что он знает и чего не знает. Это называется теорией разума. Дети, которые в этом сильны, лучше обманывают», — объясняет он.
Второе условие — исполнительная функция или способность планировать наперед и пресекать нежелательные действия. «У 30% способных лгать детей младше 3 лет исполнительные функции развиты лучше», — говорит доктор Ли. — «В частности, умение подавлять порыв говорить правду и переключаться на ложь». Подобная когнитивная изощренность означает, что эти юные лжецы будут более успешны в школе и в общении с детьми на игровой площадке.
Доктор Ли провел эксперименты в области теории разума на группе из 58 китайских дошкольников, разделив их на две группы по результатам тестирования интеллекта, способности лгать и исполнительной функции.
Половина участников прошли шесть занятий по теории разума, остальные решали числовые и пространственные задачи. Дети из первой группы не только стали более искусными лжецами, но и изначально лгали намного лучше коллег из контрольной группы.
Итак, у родителей маленького обманщика есть как минимум две причины не ругать его за ложь. Во-первых, если он врет, значит, способен распознать, что в мыслях у собеседника. Во-вторых, он способен планировать и предполагать ближайшие действия. Как сказал в одном из интервью доктор Кан, «первая ложь ребенка — повод для радости, а не для тревоги».