Всесоюзная популярность к Ольге Аросевой пришла вместе с ролью пани Моники из телепрограммы «Кабачок «13 стульев». Для миллионов зрителей Аросева на долгие годы стала образцом женского обаяния, остроумия и неукротимой жизненной энергии.
А вот коллеги Аросевой по Театру Сатиры не разделяли восторгов зрителей и считали ее интриганкой и скандалисткой. И, как оказалось, на это у них были довольно веские причины.
Аросева принялась критиковать нового худрука
В 1950 году Ольга Аросева уволилась из Ленинградского театра комедии и переехала в Москву, где поступила в труппу Театра Сатиры. В нем она послужила более 60 лет.
Однако далеко не все эти годы театральная карьера Аросевой складывалась удачно. Было время, когда ей не давали не то что главных, но даже второстепенных ролей. Причем длился этот период целых 10 лет.
И виновата в этом огромном простое была сама Ольга Аросева.
В 1957 году в Театре Сатиры сменился главный режиссер. На смену Петру Васильеву, с которым Аросева была в отличных отношениях, пришел Валентин Плучек. У нового руководителя были свои взгляды на то, каким должен быть театр. И они, как назло, не совпадали со взглядами Аросевой.
И Ольга, всегда славившаяся острым языком и не привыкшая держать свое мнение при себе, принялась критиковать нового худрука. Некоторые ее высказывания доходили до Плучека, но он предпочитал до поры до времени на них не реагировать.
«Да что вы все смотрите этому Плучеку в рот?»
Но однажды дело все-таки дошло до скандала. Произошло это на гастролях театра в Саратове.
Вечером после спектакля в гостиничном номере собралась теплая компания — Аросева, Анатолий Папанов с женой Надеждой Каратаевой, Евгений Весник и еще несколько актеров.
Сначала разговаривали на общие темы, а потом постепенно переключились на театр и, конечно же, вспомнили Плучека. И тут Аросева, что называется, разошлась. Ни с того, ни с сего она завела разговор о положении Евгения Весника в театре и договорилась до того, что именно он, а не Плучек должен стать худруком.
Несмотря на то что выпила актриса совсем немного, говорила она очень громко и эмоционально. А когда Весник попытался возражать, Аросева буквально сорвалась на крик:
«Да что вы все смотрите этому Плучеку в рот?»
«Играть вы не будете»
Кто именно из сидящих за столом или случайно проходящих по коридору донес эту фразу до главного режиссера — история умалчивает.
Но только утром следующего дня Плучек собрал труппу и дословно повторил слова Аросевой. А после добавил:
«Отныне вы, Ольга Александровна можете пребывать в труппе, но играть не будете».
И действительно, Аросева целых 10 лет не выходила на сцену Театра Сатиры. Кстати, несмотря на опалу, она оставалась преданной своему театру и даже не пыталась сменить его на другой.
А Евгению Веснику, который был вроде бы ни при чем, пришлось уволиться. Хотя в Театре Сатиры он прослужил более 10 лет и находился на самом хорошем счету. Весник был первым в СССР исполнителем роли Остапа Бендера (эту роль артист сыграл более 600 раз).
«Оля сразу ухватилась за роль»
Отсутствие работы в театре, конечно же, угнетало Ольгу Аросеву. Но к счастью, в это время в ее жизнь активно ворвались кино и телевидение.
В 1966 году Эльдар Рязанов пригласил актрису на одну из главных ролей в свой фильм «Берегись автомобиля». И в том же году на телевидение вышел первый выпуск телеспектакля «Кабачок 13 стульев».
Режиссером «Кабачка» стал заведующей труппой Театра Сатиры Георгий Зелинский. В первоначальном формате это был даже не спектакль, а разрозненные сценки, объединенные двумя героинями — пани Терезой и пани Моникой.
На роль пани Терезы режиссер утвердил свою жену — актрису Театра Сатиры Зою Зелинскую, а вторая роль оставалась вакантной.
Вот что вспоминает Зоя Зелинская:
«Помню, Георгий принес текст домой, дал почитать, мне понравилось. Там был один монолог, который назывался «Женщина с сумкой». Мне показалось, что он написан специально для Оли. Я тут же позвонила ей, прочитала текст по телефону, и Оля за него ухватилась».
По словам Зелинской, пани Моника стала спасительной соломинкой для Аросевой. Зрителям так понравилась эта героиня, что они просили, чтобы сценок с ней было все больше и больше. Скоро пани Моника стала одним из ведущих персонажей «Кабачка» и продержалась на этом пьедестале все 15 лет существования программы.
«Это последняя роль, которая осталась у Аросевой»
Кстати, именно супруги Зелинские заступились за Аросеву, когда Плучек снял ее со всех спектаклей. Когда обиженный главный режиссер дал указание забрать у актрисы роль леди Аттеруорд в пьесе Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца», Георгий Зелинский стал возражать:
«Я не могу этого сделать. Это последняя роль, которая осталась у Аросевой».
Зоя, которая тоже была в кабинете, поддержала мужа и, что называется, нарвалась на неприятности.
Плучек разозлился и заявил, что Зелинские его предали. После этого Георгию ничего не оставалось, как подать заявление об уходе. А Зоя лишилась двух больших ролей — в «Женитьбе Фигаро» и «Ревизоре».
«Я просто обалдела»
А вот как оригинально отплатила Аросева своим коллегам за все их хлопоты.
За десять лет Плучек постепенно забыл обиду и начал снова давать Аросевой роли. Кроме того, немалую роль сыграла и всенародная популярность актрисы — многие зрители шли в Театр Сатиры именно «на пани Монику».
И снова вспоминает Зоя Зелинская:
«Однажды ко мне в гримерную вошел Плучек: «Зоя Николаевна, хочу вам сказать, только что ко мне приходила Ольга Аросева и просила отдать ей вашу роль в «Затюканном ангеле». Я просто обалдела. Плучек посмотрел на меня пронзительно и добавил: «Я, конечно, не отдал. Хочу, чтобы вы просто знали о ситуации…»».
«Машину не получишь!»
Но и это еще не конец истории. В 1987 году умер второй муж Зои Зелинской, журналист Валерий Леднев. А вскоре после этого у актрисы угнали автомобиль. Поскольку в то время купить свободно машину было невозможно, Зелинская пошла в Комитет по культуре Москвы и взяла разрешение на внеочередное приобретение транспортного средства.
Теперь дело было за малым — утвердить это решение на заседании месткома театра. Но Аросева, занимавшая пост председателя месткома, неожиданно заартачилась:
«Машину не получишь! Я тебе бумаги не подпишу, потому что тебя в списках не было», — сказала Ольга. «Какой список, Оль? Муж умер скоропостижно, мою машину угнали, мне новая необходима», — вспоминала Зелинская.
Но Аросева так и не уступила. И машину получил кто-то другой.
«Характер у нее не сахар»
Неудивительно, что коллеги недолюбливали Аросеву и считали ее интриганкой и скандалисткой, а всех новичков, приходивших в театр, предостерегали от тесного общения с актрисой.
Михаил Державин называл Аросеву «водородной бомбой», а Александр Ширвиндт деликатно замечал, что «характер у нее не сахар». И даже Вера Васильева, которая никогда не участвовала в театральных склоках и конфликтах, старалась не общаться с Аросевой вне сцены.
Но, какими бы ни были отношения Ольги Аросевой с коллегами, зрители актрису просто боготворили. А фильмы с ее участием — «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники» — до сих пор пересматривают с интересом.