У детей нет истерик, у них есть чувства. Однако многие родители привыкли относить бурные эмоции в категорию «истерика». Так считает психолог Михаил Лабковский.
Общее мнение большинства людей таково: чувства детей принято считать пустяками по сравнению со взрослыми проблемами. Да и как можно серьезно относиться к скандалу ребенка из-за отказа купить игрушку или быстренько собраться в садик? На самом деле, каждому человеку (пусть даже и маленькому) обидно наблюдать, как от его эмоций просто отмахиваются фразой «а ну-ка прекрати рыдать из-за всякой ерунды». Обесценивая переживания ребенка, мы показываем ему, что сейчас он не имеет права расстраиваться.
Четыре неправильные родительские реакции на детскую истерику
Известные зарубежные эксперты в области детской психологии Адель Фабер и Элейн Мазлиш вывели четыре неправильные родительские реакции на детские истерики. По мнению специалистов, в сложной ситуации подавляющая доля мам и пап использует следующие приемы:
- нежелание выслушивать ребенка − взрослый человек отстраняется от детской истерики, отказываясь обращать внимание на ребенка во время его эмоционального всплеска;
- умные советы − «ты же понимаешь, что нельзя забывать свои вещи в школе, потому что их могут взять»;
- отрицание чувств − «не плачь из-за своей черепашки, это ерунда»;
- логические объяснения − «я же сказала, что у меня нет денег купить тебе хлопья».
Ни одна из перечисленных реакций не остановит истерику, поскольку в ней родитель не предлагает ребенку сочувствие и внимание. Что нужно всем детям в сложный момент? Всего лишь родительское понимание.
Волшебный вопрос в момент детской истерики
Именно поэтому американские специалисты предлагают нам разделить и принять чувства собственных детей. Например, сказать ребенку, что понимаете его злость или обиду в зависимости от ситуации. Но прежде всего, присядьте перед ребенком так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне, и задайте ему только один вопрос: «Это маленькая, средняя или большая проблема?»
Все психологи сходятся в едином мнении: чтобы ребенок успокоился, он должен увидеть в нас друга. Кого видят дети в состоянии истерики прямо перед собой? Скорее всего, очень злого или растерянного человека, который кричит в ответ, грозит наказанием или отмахивается от ситуации. Задав ребенку вопрос «это маленькая, средняя или большая проблема?», вы демонстрируете полное понимание и незаметно «переключаете» маленького нарушителя спокойствия на обдумывание ответа.
Дочка рыдает из-за сломанной куклы? Попросите ее ответить на ваш вопрос. Скорее всего, это будет маленькая проблема. Предложите дочери уложить сегодня в кроватку того симпатичного мишку или поиграть в «больницу». Если завтра ей захочется надеть на себя штанишки, которые вы только что постирали, пусть это будет средней проблемой. Оцените ситуацию вместе, а потом предложите ребенку выбрать любой другой наряд на свой вкус.
Как это работает?
Учите детей анализировать и сравнивать между собой все тревожащие моменты. Не за горами тот день, когда ребенок научится определять уровень своих страданий и самостоятельно искать другой выход. А пока что вам хватит маленькой победы в виде быстрого прекращения истерики. В чем заключается секрет волшебных слов? Они призваны поставить ребенка в тупик и «переключить» его внимание, притупив уровень негативных эмоций.
Многие психологи говорят о том, что каждую истерику можно разделить на два типа: реальную (когда ребенок расстроен по-настоящему и его невозможно быстро успокоить) и манипуляцию (когда при получении желаемого слезы на лице мгновенно высыхают). Однако даже при попытке ребенка привлечь к себе внимание намеренно, родителям не стоит демонстрировать пренебрежение или злость. Покажите детям, что разделяете их проблемы, и ситуация улучшится на глазах.