Почему сбежал в США и что погубило в 60. Непростая судьба короля эпизода Савелия Крамарова

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

«Зрители в СССР до сих пор смеются над моими героями, но лично мне самому сейчас не до смеха», — писал Крамаров Рейгану.

К/ф «Иван Васильевич меняет профессию» / Мосфильм

Вот уже четверть века прошло, как нет с нами актера Савелия Крамарова. Всю жизнь он мечтал о больших и серьезных ролях, но чаще играл дурачков и недотеп, да и то лишь в эпизодах.

Тем не менее, именно за эти роли — Косого в «Джентльменах удачи», Феофана в «Иван Васильевич меняет профессию», Тимохина в «Большой перемене», Илюхи в «Неуловимых мстителях» и еще полсотни других — мы помним и любим Савелия Крамарова.

Расскажем, как актер, родившийся в благополучной семье, к 16-ти годам стал сиротой, почему решил покинуть СССР и как сложилась его жизнь в эмиграции.

«С такой внешностью в артисты не идут»

Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в благополучной московской семье. Однако уже в 16 лет он остался круглым сиротой.

Отец будущего артиста, известный столичный адвокат Виктор Савельевич Крамаров, был дважды арестован — первый раз в 1938 году, а второй — в 1950. Отбыв наказание, он домой уже не вернулся, связав свою жизнь с другой женщиной.

Мама Савелия, Бенедикта (Бася) Соломоновна, скончалась в 40 лет от онкологического заболевания. После ее смерти опеку над осиротевшим парнем взял его дядя по материнской линии Леопольд Соломонович Волчек.

Со школьных лет Крамаров мечтал быть артистом. Он по полдня просиживал в кинотеатре, куда его проводила соседка, работавшая контролером.

Но дядя Леопольд считал, что актер — это не профессия для парня из их семьи и уговаривал Савелия выбрать себе более достойную специальность.

Тем не менее, закончив школу, Крамаров сделал попытку поступить в театральный вуз, но уже на первом туре провалился. Члены приемной комиссии единогласно вынесли вердикт: с такой внешностью в артисты не идут.

Тогда огорченный Савелий подал документы в лесотехнический институт (один из немногих, куда мог поступить сын врага народа). В 1958 году, получив диплом специалиста по озеленению, он устроился на работу в Московский зелентрест.

Но любовь к актерству у Крамарова не проходила. Поэтому еще во время учебы в институте он начал посещать театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.

«У вас отличная фактура! Знайте об этом»

Все решил случай. Однажды, возвращаясь с работы, Савелий увидел, что часть улицы загорожена, а вокруг толпятся люди. Подойдя поближе, Крамаров понял, что здесь снимают кино.

В этот момент режиссер, находившийся в центре, обвел глазами толпу и неожиданно обратился к Савелию:

«Молодой человек, вы можете сыграть удивление, испуг?»

«Не пробовал, но думаю, что смогу»

«Ну вот сейчас и попробуете!»

Когда оператор навел на Савелия объектив, тот сделал испуганные глаза и широко раскрыл рот.

После окончания съемок режиссер снова подошел к Савелию и, вручая заработанные три рубля, сказал:

«Не всякому артисту удается так удачно сыграть в эпизоде. У вас отличная фактура! Знайте об этом».

Крамарова стали время от времени приглашать на небольшие роли

Слова кинорежиссера окрылили Крамарова. Буквально на следующий день он разослал свои фотографии по всем киностудиям страны в надежде, что хоть кто-то обратит на него внимание.

Спустя несколько месяцев Савелию позвонили, правда, не с киностудии, а из ВГИКа. Студенты режиссерского факультета Алексей Салтыков и Арсений Ястребов позвали Крамарова в свой дипломный фильм — короткометражку «Ребята с нашего двора», причем на главную роль.

К/ф «Ребята с нашего двора» / ВГИК

После этого Крамарова стали время от времени приглашать на небольшие роли в разные картины. Он сыграл новобранца Петькина в киноповести «Им было девятнадцать…», Ваську в молодежном фильме «Летите, голуби», Ивашкина в «Приключениях Кроша», великовозрастного балбеса Сову в детской картине «Без страха и упрека» и другие роли.

К/ф «Им было девятнадцать» / Одесская киностудия
К/ф «Без страха и упрека» / Мосфильм

«А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина!..»

В 1962 году Алексей Салтыков, ставший к тому времени режиссером, пригласил Крамарова в свой фильм «Друг мой, Колька». Роль хулигана Вовки Пименова по прозвищу Пимен стала для Савелия первой заметной работой. Именно ее Крамаров всегда считал отправной точкой своей более чем удачной кинокарьеры.

К/ф «Друг мой, Колька» / Мосфильм

Но настоящая слава к Савелию пришла только спустя 5 лет, в 1967 году, когда на экраны всех кинотеатров Советского Союза вышла первая часть знаменитого фильма про неуловимых мстителей.

Бандит Илюха, которого мастерски сыграл Крамаров, запомнился и полюбился зрителям ничуть не меньше, чем главные герои фильма. А его знаменитую фразу многие цитируют и по сей день:

«Глянул в стороны: гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина!..»

К/ф «Неуловимые мстители» / Мосфильм

«Для народа Савелий Крамаров был великим артистом»

К 1970 году фильмография Крамарова насчитывала уже более 40 картин, среди которых были такие известные ленты, как «Сказка о потерянном времени», «Город мастеров», «Трембита», «Тайна железной двери», гайдаевские «12 стульев» и многие другие.

Самое интересное, что диплома артиста у Савелия по-прежнему не было. Правда работу в зеленстрое он давно уже оставил. Да и какая может быть работа, если режиссеры просто разрывали его на части, пытаясь заполучить в свои картины.

13 декабря 1971 года состоялась премьера знаменитой кинокомедии «Джентльмены удачи», после которой на Савелия Крамарова обрушилась даже не волна, а настоящий шквал всенародной славы.

К/ф «Джентльмены удачи» / Мосфильм

«Любят у нас люди простачков и дурачков, но Савва не был дураком. Звездной болезнью не болел, но с удовольствием поедал ту сумасшедшую, чудовищную популярность, которая у него была. Для народа Савелий Крамаров был великим артистом! Ему поклонялись, люди ждали фильмы с его участием», — вспоминал Борис Грачевский.

«Когда ведущий произнес: „Артист кино Савелий Крамаров“, весь зал встал»

В 1972 году Крамаров наконец-то поступил в ГИТИС на актерский факультет. После окончания института его приглашали на работу сразу несколько московских театров. Но Крамаров не мог принять эти приглашения: на театр у него просто не было времени — он активно снимался в кино, а в промежутках встречался со зрителями. 

К/ф «Иван Васильевич меняет профессию» / Мосфильм

О том, насколько огромной была популярность Крамарова, можно судить по рассказу актрисы Нины Масловой, снимавшейся с Савелием в картинах «Большая перемена» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Однажды они вместе оказались в составе делегации на Всесоюзном кинофестивале в Баку. Церемония открытия проходила в здании Академии наук Азербайджана, поэтому в первых рядах кроме руководства республики также сидели академики и профессора.

«Стали приглашать участников: «Народный артист СССР Николай Крючков». Хлопки. «Народная артистка СССР Нонна Мордюкова». Хлопки. И так далее. Но когда ведущий произнес: «Артист кино Савелий Крамаров», весь зал, включая ученых мужей с седыми бородами, встал», — рассказывала Маслова.

К/ф «12 стульев»/Мосфильм

«Он был уверен, что может гораздо больше»

Поклонение публики перед обычным актером (Заслуженным артистом РСФСР Крамаров стал только в 1974 году) было не по душе некоторым мэтрам советского кино. В результате, во многие инстанции были направлены послания, где говорилось, что образ дурачка, который с таким блеском воплощал Крамаров, не что иное, как пародия на советского человека.

Кроме того, Савелию в вину ставилась его повышенная религиозность. Мало того, что дядя артиста вместе с семьей выехал в Израиль, так и сам Крамаров вдруг начал регулярно посещать синагогу.

И, действительно, строго соблюдая шаббат, Савелий категорически отказывался от съемок в субботу.

Как-то в Тамбове он по этой причине почти на два часа задержал субботний концерт — вместе с залом, полным зрителей, ждал захода солнца, когда шаббат заканчивается, и можно работать снова.

Все это привело к тому, что к концу 70-х Крамарова стали все реже приглашать в кино, а его роли от фильма к фильму становились все меньше и меньше.

Возможно это и стало последней каплей, благодаря которой Крамаров твердо решил уехать за рубеж.

К/ф «Не может быть» / Мосфильм

«Он был уверен, что может гораздо больше. Ему всегда не хватало славы, говорил, что если бы жил на Западе, был бы новым Луи де Фюнесом», — вспоминала писательница Виктория Токарева.

«Лично мне самому сейчас не до смеха»

Но когда Крамаров стал подавать прошения о выезде в Израиль для воссоединения с семьей дяди (конечно, на самом деле его манил Голливуд, но говорить об этом было нельзя), он получал неизменные отказы.

Причина была простая: по негласному закону фильмы, в которых снимались актеры, уехавшие из страны, запрещено было показывать в кинотеатрах и по телевидению. А как можно положить на полку такие сверхпопулярные ленты, как «Иван Васильевич», «Афоня», «Мимино», «Неуловимые», «Не может быть!», «Мама», «Эта веселая планета» и еще полсотни картин?

В конце концов, отчаявшись получить разрешение, Крамаров написал письмо президенту США Рональду Рейгану.

«Зрители в СССР до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…», — писал Савелий.

Дошло ли послание артиста до Рейгана, неизвестно. Но оно несколько раз было прочитано в эфире «Голоса Америки».

31 октября 1981 года Крамаров наконец-то смог покинуть Советский Союз. В Вене Савелия встретил импрессарио Виктор Шульман, который сходу организовал его гастроли по Европе, Японии, Австралии и США.

К/ф «По улицам комод водили» / Одесская киностудия

Крамаров звал Марию с собой

Уезжая из СССР Крамаров, оставлял не только некогда любимую работу, море поклонников и немногих преданных друзей, но и любимую женщину.

Первый раз Савелий женился еще в молодости на Людмиле, работавшей инженером в конструкторском бюро. Но буквально следом на Крамарова свалилась слава, а вместе с ней и толпы поклонниц. И любвеобильный артист просто не смог устоять — практически на каждых съемках у него был новый роман.

Многочисленные измены мужа не устраивали Людмилу, и она подала на развод. Через несколько лет Крамаров познакомился с Марией Шатинской — высокой голубоглазой блондинкой, тоже инженером по специальности. В гражданском браке они прожили 13 лет. Правда, детей так и не завели. Первый их ребенок, девочка, умерла в младенчестве.

Крамаров звал Марию с собой в США, но она не не верила, что его там ждет успех и не согласилась. Кстати, после отъезда Крамарова Шатинская больше не вышла замуж и провела остаток дней в одиночестве.

«В фильме мелькает бывший советский комик. На родине его звали Савелием»

Через некоторое время после эмиграции Крамарова в советских газетах стали появляться фельетоны о нем.

«В фильме мелькает, например, бывший советский комик. На родине его звали Савелием. С безумным видом он мечется по экрану, отпуская трехэтажные непечатности, довольствуясь воссозданием отнюдь не гамлетовского образа — уличного продавца сосисок. Не удивлюсь, если завтра действительно встречу Савелия на улице с тележкой. Это еще будет для него большой удачей», — говорилось в фельетоне под названием «Савелий в джинсах».

К/ф «Москва на Гудзоне» / Bavaria Film, Columbia Pictures Corporation, Delphi Premier Productions

Речь шла о картине «Москва на Гудзоне», в которой Крамаров действительно сыграл продавца хот-догов. Это была одна из первых, почти пробных его работ в Голливуде. Поэтому актер был рад даже такой небольшой роли.

К/ф «Вооружены и опасны» /Columbia Pictures Corporation

Крамаров объяснял, что космонавты в СССР не могут быть идиотами

Между тем, говорить о том, что карьера Крамарова в США сложилась неудачно, будет большой ошибкой. Да, главных ролей ему и вправду не предлагали (а много ли их было у него в СССР?), но сниматься приглашали часто, причем в хорошие фильмы.

Так он принимал участие в «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером, в «Танго и Кэше» с Сильвестром Сталлоне, в «Любовной истории» с Уорреном Битти, Аннет Бенинг и Кэтрин Хепберн, в боевике «Вооружены и опасны» с Мэг Райан.

В фильме «2010» (продолжении легендарной «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика) Крамарову досталась роль советского космонавта Владимира Руденко.

К/ф «2010» / Metro-Goldwyn-Mayer

Интересно, что авторы фильма видели Руденко этаким недотепой и требовали от Савелия большей шаржированности образа. Но Крамаров сопротивлялся и объяснял, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.

К/ф «Красная жара» / Columbia Pictures Corporation

В США Крамаров наконец-то избавился от косоглазия

Через некоторое время Крамаров вступил в Гильдию киноактеров США, что для эмигранта было большой удачей. После этого у него появился свой агент.

И хотя гонорары у Савелия по голливудским меркам были не слишком большими, он смог купить дом в Санта-Монике на берегу Тихого океана. Кроме того, он осуществил свою давнюю мечту — сделал операцию и наконец-то избавился от своего «фирменного» косоглазия.

В 1986 году Крамаров официально женился во второй раз на эмигрантке Фаине Зборовской. В 1988 году у них родилась дочь, которую назвали Басей, в честь матери артиста. А спустя год Фаина с девочкой перебралась в Лас-Вегас, и семья распалась.

Бася (Basika Kramarov) одно время была занята в модельном бизнесе. Впоследствии она вышла замуж и стала бухгалтером. Дочь Крамарова никогда не дает интервью и ничего не рассказывает о своем отце.

С последней женой, Натальей Сирадзе, которая была моложе на 21 год, Крамаров познакомился в 1993 году. Через несколько месяцев они сыграли свадьбу, но прожили вместе всего полгода.

К/ф «Русский бизнес» / РУБИЗ/ЭКСПОСТРОЙМАШ

«Мог целый день заниматься только собой»

В 1992 году Крамаров впервые после долгого отсутствия смог приехать в Россию — по приглашению Станислава Говорухина он посетил сочинский фестиваль «Кинотавр». Тогда же он снялся в небольшой роли у Георгий Данелии в фильме Настя».

Второй и последний раз Савелий побывал на родине в 1994 году. На это раз принял участие в картине Михаила Кокшенова «Русский бизнес». А спустя всего год знаменитого артиста не стало.

По воспоминаниям всех, кто близко знал Крамарова, рано потеряв мать, он очень боялся заболеть, в особенности раком. Поэтому всю жизнь артист тщательно следил за своим здоровьем — не употреблял спиртного, не курил, соблюдал диету, занимался спортом.

Переехав в США, Савелий стал поклонником Пола Брэгга, автора популярной книги «Чудо голодания». После этого он устраивал себе регулярные голодовки. Кроме того, Крамаров увлекался йогой, совершал ежедневные пробежки и много плавал.

«Мог целый день заниматься только собой — утро у него начиналось с того, что он стоял на голове, потом играл в теннис», — рассказывала Наталья, последняя жена артиста.

Кстати, Крамаров еще в СССР часто говорил, что надеется прожить до 120 лет. А дожил, к сожалению, всего до 60-ти.

К/ф «Настя» / Студия «Ритм» киноконцерна «Мосфильм»

Спасти жизнь артиста врачам не удалось

В январе 1995 года Савелий почувствовал сильную боль в левой стороне живота. Несколько дней он терпел, а потом все же отправился к врачу. Диагноз его просто огорошил —  рак прямой кишки.

Крамарову сделали операцию, после чего он прошел курс химиотерапии. Страшный недуг удалось остановить, но начались другие проблемы. Интенсивный прием лекарств спровоцировал воспаление внутренней оболочки сердца — эндокардит, за которым последовал тромбоз и инсульт.

Врачи всеми силами старались спасти жизнь артиста, но это им не удалось.

6 июня 1995 года Савелий Крамаров скончался на 61- году жизни. Похоронили его на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» в городке Колма близ Сан-Франциско.

Через два года скульпторы Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев установили на могиле актера памятник. Он представляет собой гримерный столик, на котором лежит раскрытая книга с названиями фильмов, где снимался Крамаров. Слева — занавес, справа — портрет знаменитого артиста. А посередине разбросаны маски несыгранных трагических ролей.

Действительно, Крамарову так и не пришлось сыграть ни Гамлета, ни Чацкого, ни Короля Лира. Но и без этих ролей он будет вечно жить в памяти поклонников, как талантливый артист.

93
30
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook