Имя режиссера и актера Евгения Матвеева навсегда вписано в историю советского и российского кинематографа. А его фильмы — «Цыган», Любовь земная», «Судьба», «Особо важное задание», трилогия «Любить по-русски» и многие другие и в наши дни популярны у зрителей.
Отец будущего актера рано оставил семью, мальчика воспитывала мать, которая сама, будучи неграмотной, мечтала дать сыну хорошее образование. Карьера актера развивалась стремительно, если бы не несчастный случай, который практически поставил крест на дальнейших съемках.
Расскажем, как актер нашел способ продолжить карьеру, почему категорически отказывался играть Брежнева, и с какой женщиной прожил всю свою жизнь.
«Проклятия, унижения, оскорбления сыпались на мать с избытком»
Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Херсонской области. Его мама, Надежда Федоровна Коваленко, была простой крестьянкой.
Отец, Семен Калинович Матвеев, несмотря на дворянское происхождение, служил в Красной армии. После гражданской войны он оказался на Херсонщине, где и познакомился с Надеждой.
Когда Жене было всего четыре года, отец оставил семью и уехал в неизвестном направлении. Оставшись одна с маленьким сыном, Надежда Федоровна вынуждена была вернуться в родительский дом. Женщина надеялась, что родные ей посочувствуют, но встретила только упреки и унижение.
«Богомольный мой дедушка не простил маму за ослушание. Шутка ли: вышла замуж без благословения, за коммуниста и без венчания. Проклятия, унижения, оскорбления сыпались на мать с избытком. Мама гордо и достойно сносила все это только на людях, а наедине со мной где-то в закутке, плакала, приговаривая: „Дитятко ты мое“!», — вспоминал Евгений Матвеев.
Немало страданий выпало и на долю самого Евгения. В селе его считали незаконнорожденным и дразнили «байстрюком» (так называли внебрачных детей). И даже сверстники его сторонились и не брали в свои игры.
Первым делом Матвеев записался в драмкружок
Будучи неграмотной, Надежда Федоровна очень хотела, чтобы ее сын вырос образованным. Поэтому, когда мальчику исполнилось 7 лет, она перебралась в райцентр Цюрупинск, где Женя пошел в первый класс.
По воспоминаниям Матвеева, в нем с самых малых лет жила тяга к актерству. Он часто потешал своих родных, показывая, как колхозный бугай ходит, как петух гонится за курицей, как козленок бегает. Кроме того, Женя знал много песен и часто по вечерам устраивал домашние «концерты».
Неудивительно, что в школе Матвеев первым делом записался в драмкружок. А вскоре, когда в Цюрупинск приехала заезжая актерская труппа, Евгений попал на первый в своей жизни спектакль и на всю жизнь «заболел» театром.
Закончив восемь классов, Матвеев отпросился у матери и перебрался в Херсон, где поступил на работу в областной драмтеатр. Первое время он выходил в массовке, потом постепенно ему стали доверять более значительные роли.
В 1940 году в Херсон приехал с гастролями знаменитый артист Николай Черкасов. Посмотрев несколько спектаклей местного театра, Черкасов обратил внимание на талантливого юношу и посоветовал ему ехать в Киев на курсы к режиссеру Александру Довженко.
Побывать на фронте Матвееву так и не пришлось
Однако поучиться на курсах Матвееву удалось всего год — началась Великая Отечественная война. Попав на призывной пункт, Евгений получил направление в Тюменское военно-пехотное училище. Закончив его и получив звание лейтенанта, Матвеев стал готовиться к отправке на фронт. Но начальство решило, что талантливый молодой человек будет более полезен в тылу. И Евгения оставили в том же училище преподавателем.
Матвеев один за другим писал рапорты, чтобы его отпустили бить фашистов. Но побывать на фронте ему так и не пришлось.
И во время учебы, и позже, работая преподавателем, Матвеев не забывал о своей мечте стать актером. Он активно участвовал в самодеятельности, выступал на всевозможных концертах.
На одном из таких выступлений Евгений обратил внимание на красивую девушку по имени Лида, которая замечательно исполняла народные песни и романсы. Они познакомились и начали встречаться.
Правда, поначалу Лида была не в восторге от нового ухажера — какой-то длинный, тощий, нескладный. Поэтому она то поощряла его, то прогоняла прочь.
«Встречались они так: один вечер „женились“, второй „разводились“. До такой степени осточертели всем родным, что им сказали: или женитесь, или расходитесь, хватит! Тогда они между репетициями забежали в загс и быстренько расписались», — рассказывала дочка артиста Светлана Матвеева.
«Мама разливала отцу суп по нескольким тарелкам»
После окончания войны молодые обосновались в Тюмени, куда Матвеев сразу же вызвал свою маму. А вот от помощи Лидиных родителей, занимавших неплохое положение, он наотрез отказался. Евгений был убежден, что настоящий мужчина должен сам обеспечивать и содержать свою семью.
В 1947 году у супругов родилась дочка Светлана. После этого Матвеев стал крутиться с удвоенной силой — играл в театре, подрабатывал на радио, вел несколько драмкружков.
«Когда в промежутках между работами отец прилетал домой, мама разливала ему суп по нескольким тарелкам — чтобы быстрее остывал. Он все это быстро съедал и снова убегал», — вспоминала Светлана Матвеева.
Через два года Матвеев стал лауреатом Всероссийского смотра молодых артистов, после чего его пригласили на работу в Новосибирский драмтеатр «Красный факел», который тогда считался «сибирским МХАТом».
А еще спустя пару лет, когда «Красный факел» гастролировал в Ленинграде, на Матвеева обратил внимание художественный руководитель Малого театра Михаил Царев и предложил поступить к нему в труппу.
И в 1952 году семья Матвеевых перебралась в столицу.
На Матвеева обрушился шквал предложений от режиссеров
В Москве у Евгения наконец-то появилась возможность получить актерское образование — параллельно с работой в Малом театре он учился в студии Михаила Кедрова при Всероссийском театральном обществе.
В 1953 году состоялся дебют Матвеева в кино — в фильме «Судьба Марины» ему достался небольшой эпизод. Но даже эта незначительная работа не осталась незамеченной. И вскоре на Евгения обрушился целый шквал предложений от режиссеров. Да еще каких!
Начиная с середины 50-х в фильмографии Евгения Матвеева не было ни одной незначительной или проходной роли — Сергей Судьбинин в комедии «Доброе утро», Андрей Лобанов в экранизации романа Даниила Гранина «Искатели», Константин Давыдов в драме «Дом, в котором я живу», главком Сорокин в трилогии «Хождение по мукам», Трофим в короткометражке «Жеребенок», князь Дмитрий Нехлюдов в «Воскресении» и многие другие.
«Я брякнулся на землю! А нога осталась в стремени…»
В 1959 году Матвеев сыграл одну из самых знаковых своих ролей — Макара Нагульнова в картине «Поднятая целина», снятой по роману Михаила Шолохова. Работа в этом фильме не только по настоящему увлекла артиста, но и едва не стоила ему жизни, причем дважды.
Первый раз это произошло прямо во время съемок эпизода, когда исключенный из партии Нагульнов мчится по степи на лошади.
«Тело мое туго приклеилось к туловищу лошади, а душа звенела, пела, куда-то вырывалась из груди — это упоение, это счастье!.. Но, не доезжая десяти-пятнадцати метров до камеры, лошадь, неожиданно для всех и, главное, конечно, для меня, рванула в сторону… Я брякнулся на землю! А нога осталась в стремени…», — рассказывал Матвеев.
Прежде чем взбешенного от скачки коня остановили, он успел протащить артиста по земле. Когда Евгения привезли в больницу, оказалось, что у него порваны два мениска в левом колене.
К счастью, члены съемочной группы не доверились местным докторам, а отправили Матвеева в Москву, где ему успешно сделали операцию.
«Как говорится, „положили пенсион“ — 41 рубль»
Второй раз «по вине Нагульнова» Евгений пострадал через несколько лет после выхода «Поднятой целины». В 1965 году в городе Николаеве проходил один из модных в то время фестивалей «Товарищ кино».
По задумке организаторов на стадионе, где проходило празднество, популярные артисты должны были появляться в образах своих героев. Матвеева, естественно, загримировали под Макара Нагульнова.
По сценарию Нагульнов должен был проехать по кругу на тачанке. Все бы ничего, но в качестве тачанки приспособили какую-то полуразвалившуюся телегу, а лошадей взяли из конной милиции, не умевших ходить в упряжке.
Увидев «транспортное средство», Евгений поначалу отказался ехать. Но поддавшись на уговоры организаторов, все-таки дал согласие. И едва не поплатился за это жизнью.
Когда кони пробежали несколько метров, на стадионе внезапно включили прожекторы. Испугавшись, лошади рванули, у тачанки отлетело колесо, она опрокинулась и Матвеев, пролетев добрый десяток метров, рухнул на асфальт.
На этот раз все оказалось значительно серьезнее — у артиста был серьезно травмирован позвоночник. Поэтому, несмотря на операции, перед Евгением вплотную встал вопрос об инвалидности.
«Выписался я закованным в жесткий корсет, борцовский ремень и с палочкой. Еле уговорил не давать мне инвалидность второй группы (это без права работы) — согласились на третью. Спасибо!.. И, как говорится, «положили пенсион» — 41 рубль», — вспоминал Матвеев.
«Будулай — это совершенство красоты человеческой»
Врач, делавший Евгению операцию, настоятельно рекомендовал ему сменить профессию. Но Евгений и сам это отлично понимал. Выходить на сцену он уже не мог, поэтому сразу же написал заявление об уходе из театра.
Кроме того, он был уверен, что кинорежиссеры тоже не рискнут приглашать актера-инвалида. Оставался один выход — самому становиться режиссером.
Матвеев разослал запросы на разные киностудии и вскоре получил ответ из Киева с киностудии имени А. Довженко с предложением снять картину по роману Анатолия Калинина «Цыган». Евгений с радостью согласился.
На роль Клавдии Пухляковой Матвеев пригласил Людмилу Хитяеву, с которой работал в «Поднятой целине». А главную мужскую роль, цыгана Будулая, решил оставить за собой.
«Отец безумно загорелся этой идеей. Он говорил: «Будулай — это совершенство красоты человеческой». И эта роль действительно дала ему силы и помогла преодолеть боль», — вспоминала дочка артиста.
Матвеев попросил сделать укол и … пустился в пляс
Когда дело дошло до эпизода, в котором Будулай должен лихо отплясывать цыганский танец, вся съемочная группа была уверена, что Матвеев пригласит дублера — ведь танцевать после такой травмы, да еще в корсете, просто невозможно.
Но в назначенный день никакого дублера не оказалось. Правда, вместо него была медсестра, которая сделала артисту несколько обезболивающих уколов. После этого Матвеев расстегнул корсет и… пустился в пляс.
Снять сцену с одного дубля не получилось и в перерывах медсестра снова и снова бралась за шприц. Несколько раз Матвеев терял сознание, но придя в себя, снова просил сделать укол и с улыбкой начинал танцевать.
«Вообще, если сценарий или роль трогали его душу, для него преград не существовало. Если бы отцу надо было бы встать на голову, чтобы снимать фильм, он бы встал и снимал», — вспоминала Светлана.
Фильм «Цыган» был тепло встречен зрителями и получил несколько наград на кинофестивалях. Эта победа окрылила Матвеева — он понял, что нашел дело своей жизни. С 1968 года он стал штатным режиссером киностудии «Мосфильм».
Режиссеры поняли, что Матвеев снова может сниматься
В 70–80-е годы на экраны стали одна за другой выходить картины Матвеева-режиссера — «Почтовый роман», «Смертный враг», «Любовь земная», «Судьба», «Особо важное задание», «Бешеные деньги», «Победа», «Время сыновей».
В 1974 году Евгению Матвееву было присвоено звание Народного артиста СССР. Еще через два года он был выбран секретарем правления Союза кинематографистов СССР. Этот высокий пост он занимал десять лет, вплоть до скандального V съезда, который едва не привел артиста к самоубийству.
Дело в том, что после успеха «Цыгана» режиссеры поняли, что Матвеев вполне может сниматься и тут же начали приглашать его в свои картины.
Самыми яркими работами Матвеева периода 70-80-х, помимо своих собственных, стали фильмы «Фронт в тылу врага», «Сибирячка», «Укрощение огня», «Высокое звание», «Емельян Пугачев», «Завещание» и другие.
«А играть надо, Женя!..»
Но были среди ролей, сыгранных артистом, были и нелюбимые, навязанные ему свыше. Например, в фильме «Солдаты свободы», рассказывающем о хронике событий Второй мировой войны, ему пришлось играть роль молодого Леонида Ильича Брежнева.
Режиссер Юрий Озеров, снимавший эту киноэпопею, был уверен, что Матвеев обрадуется — еще бы, такая честь. Но артист, не только не обрадовался, а начал искать любую возможность, чтобы отказаться от роли.
По словам Матвеева, первым делом он отправился к генеральному директору Мосфильма Сизову.
«Нельзя мне эту роль играть… Я и ростом, извините, длиннее, и возрастом постарше прототипа, — выпалил я заготовленные, как мне казалось, неопровержимые доказательства. Сизов щелкнул зажигалкой, прикурил, глубоко затянулся и, не глядя на меня, с растяжкой слов сказал: — «А играть надо, Женя!..»», — вспоминал Матвеев.
В попытках отказаться от съемок в «Солдатах свободы» Матвеев дошел до самых высших инстанций. И везде слышал один ответ: «Все исполнители утверждены на уровне ЦК. Обсуждать тут нечего».
«Я действительно хотел покончить с собой»
В киношной среде все знали, что Матвеева заставили играть Брежнева. И тем не менее, через 10 лет на V съезде Союза кинематографистов ему припомнили этот грех. А заодно добавили и другие — снимал лакировочные фильмы, был обласкан руководством страны, незаслуженно получал премии и награды.
Матвеева и некоторых других киношников старого поколения с треском выгнали из Союза кинематографистов. После этого он не только не мог заставить себя взяться за кинокамеру, но даже всерьез подумывал свести счеты с жизнью.
«Я действительно хотел покончить с собой — удержало только то, что у меня есть семья», — рассказывал впоследствии артист.
И это была правда — любимая жена, дети и внуки всегда очень много значили для Матвеева. И оставить их «на произвол судьбы» он никак не мог.
«Жена — моя жертва»
По словам Светланы Матвеевой, Лидия Алексеевна всю жизнь была для мужа настоящим ангелом-хранителем. Когда-то, в Тюмени, а потом в Новосибирске, она считалась очень популярной певицей.
В Москве Лидия тоже могла бы стать солисткой и сделать блестящую карьеру. Но женщина понимала, что в этом случае дети (в 1967 году у супругов родился сын Андрей) будут без присмотра, а дом — бесхозным.
Поэтому супруга Евгения Матвеева осознанно посвятила себя семье. А поскольку тогда зарплаты мужа катастрофически не хватало, Лидия устроилась работать в хор при Большом театре и прослужила там всю жизнь.
«Жена — моя жертва, она могла бы стать известной артисткой, а вместо этого всю жизнь пела в хоре», — признался однажды Матвеев.
«Из следующей пенсии еще вышлем, сколько сможем»
Вновь на экраны Матвеев вернулся только в 1995 году вместе с фильмом «Любить по-русски», в котором он был режиссером и исполнителем главной роли.
Для переживающего не самые лучшие времена российского кинематографа новая работа Евгения Матвеева стала настоящей сенсацией. Премьера картины состоялась в столичном кинотеатре «Космос» при полном аншлаге. А в кинопрокате 1995 года «Любить по русски» занял первое место.
Но самое неожиданное началось немного позже: на киностудию в адрес Евгения Матвеева стали мешками приходить письма. Причем не только с восторженными отзывами.
«Верите, идут письма, а в конверты рубли, пятерки, десятки вложены и слова: „Только снимайте дальше, очень просим, из следующей пенсии еще вышлем, сколько сможем…“. Значит, доброе дело сделали, значит, нужно оно сегодня людям, такое кино, а не одни только „банановые сериалы“», — говорил Матвеев в одном из интервью.
Уже на следующий год Матвеев снял продолжение фильма, а в 1999 году увидела свет его третья, заключительная часть.
«Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза»
По воспоминаниям Светланы Матвеевой, Евгений всю жизнь работал на износ — снимал фильмы, снимался у других режиссеров, руководил мастерской во ВГИКе, ездил по выступлениям, писал сценарии.
И только о своем здоровье всегда почему-то забывал. А оно с каждым годом становилось все хуже и хуже.
Когда по настоянию жены и детей Матвеев лег на обследование, было уже слишком поздно. Врачи диагностировали рак легких в последней неоперабельной стадии. И родных предупредили — максимум, что ему осталось — это полгода.
Самому же Евгению сказали, что у него тяжелый хронический бронхит и требуется длительное лечение. Но артист, конечно же, догадался в чем дело.
Узнав, что муж неизлечимо болен, Лидия ни на минуту не оставляла его одного. Сын, дочка и внуки тоже приезжали в больницу практически ежедневно.
В мае 2003 года врачи сказали, что вот-вот назначат артисту новое лечение и в сердцах у родных затеплилась надежда.
По словам Светланы, 1 июня все как обычно собрались в палате Евгения Семеновича. Разговаривали, смеялись, рассказывали о домашних делах. И даже не думали, что видят своего мужа, отца и деда в последний раз.
«Потом папа пошел покурить, вернулся, сел на кровать и вдруг повалился назад. Мы стояли рядом, пораженные. Это настолько было внезапно! У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс, держала его за руки. Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза. Этот момент я не забуду никогда», — рассказывала Светлана.
Лидия Алексеевна, с которой Матвеев был вместе 56 лет, пережила его на 14 лет и ушла из жизни в апреле 2017 года. Еще раньше, в 2008 году в автокатастрофе погиб их сын Андрей.
Кстати, никто из детей и внуков не пошел по стопам своего знаменитого предка и не связал свою жизнь с искусством. Но, как говорит Светлана Матвеева, Евгений Семенович этому бы только обрадовался.