Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» о трагической судьбе бесприданницы-красотки Ларисы Огудаловой был одним из самых популярных в советском кинематографе. В основе сюжета — пьеса Островского, события в которой разворачиваются в конце 19 века. Съемочная группа старалась соблюсти и костюмы, и детали той эпохи, но все же допустила досадные промахи, которые вызвали недоумение у внимательных зрителей.
Линии электропередач в 19 веке
С первых минут фильма в кадре появляются элементы традиционной советской электрификации: фонарные столбы, электрические провода, щитки. Но линий электропередач еще не было в конце 19 века.
На пароходе, где плывут Паратов и Лариса, также можно заметить традиционные электрические лампы с плафонами. Они нетипичны для судов того времени.
Уличное освещение не бросается в глаза, поскольку оно привычно для современного человека. Вот и съемочная группа не сразу обратила на это внимание. Переснимать сцены не было ни времени, ни возможности.
Песок на полу речного вокзала
Паратов на лихом коне влетает на речной вокзал, откуда отправляется теплоход с молодоженами. Деревянный настил покрыт толстым слоем песка. Но откуда ему там взяться?
Песок на палубу насыпала съемочная группа. Иначе лошадь, несущуюся галопом, могло бы просто занести на повороте на мокром деревянном настиле. По следам копыт, которые остались на песке, можно сделать вывод, что сцена была снята не с первого дубля.
Букет невесты, как ни в чем не бывало
Паратов спешит поздравить молодоженов и бросает невесте букет мелких роз. Ревнивый жених сразу же вырывает цветы из рук девушки. Вероятно, он должен выбросить розы в воду.
Но уже в следующей сцене невеста вновь прижимает к себе букет. Он не поврежден,
стебли не сломаны, бутоны не рассыпались, хотя розы трясли довольно интенсивно.
Единственное объяснение — из фильма вырезали сцену, когда жених возвращает цветы своей невесте. Сцена ревности происходит при теще и всех гостях свадьбы. Мужчина должен понимать, что если проявит свой жестокий характер, невесту с ним попросту не отпустят. Поэтому он отдает цветы, но зритель этого не наблюдает.
Матрос в бескозырке «Ласточка»
Корабль с молодоженами отправляется. Матрос сообщает об этом и звонит в колокол. На его голове фуражка с надписью «Ласточка». Обычно подпись обозначает название корабля, на котором служит моряк.
Через пару секунд на фуражке матроса надписи уже нет.
В следующей сцене Паратов, глядя на ушедшее судно, обсуждает другой — свой пароход под названием «Ласточка», который стоит в порту. Соответственно, молодожены уплыли на корабле с другим именем.
Вероятно, съемочная группа просто не обратила внимание на форму актера массовки. Но фуражка «Ласточка» запутала внимательных зрителей.
Деньги разных эпох
Купюры разного номинала периодически возникают в фильме. Когда их показывают крупным планом, становится понятно, что деньги взяты из разных временных периодов и разных эпох.
Например, купюра в 1000 рублей появилась только в начале 20 века, а действие происходит в 19.
Киноляп объясняется тем, что у реквизиторов не было достаточного количества купюр нужного номинала. Найти их не старались — деньги не собирались снимать крупным планом. Историческое несоответствие смогли заметить только зрители, увлекающиеся нумизматикой.
Перчатки — то тут, то там
В сцене на дне рождения Ларисы Карандышев собирается уйти из дома Огудаловых. Он стоит в прихожей и рассматривает подарок, который забыла именинница. Белые перчатки лежат над презентом.
Крупный план — и перчатки оказываются рядом с подарком.
Ракурс меняется, и перчатки вновь оказываются над подарком.
Возможно, странное расположение перчаток объясняется сменой ракурса. Но, вероятнее, крупный план подарка снимали отдельно, поэтому дополнили картинку перчатками.
Прическа Ларисы укладывается сама собой
Сцена дня рождения Ларисы. Девушка стоит на улицы, ее волосы развевает ветер, прическа не выглядит аккуратной.
Затем Лариса возвращается в дом, и ее сразу же отправляют помочь на кухне. У девушки явно нет времени заняться собой, но к гостям она выходит с аккуратной укладкой и немного измененной прической.
Сцену снимали не с одного дубля. Поэтому стилисты поработали над прической и макияжем Ларисы. Но не учли, что это вызовет недоумение зрителей.
Капли на пальто, хотя оно не было под дождем
Главная героиня ждет встречи с Паратовым. Она выглядывает в окно, через которое ярко светит солнце. Дождь закончился.
Паратов приезжает, и Лариса надевает светлое пальто, чтобы пойти с ним на свидание. Дома пальто сухое, но как только героиня делает шаг на крыльцо, на ее спине появляются разводы, будто она попала под ливень. Но это невозможно — Лариса была дома.
Когда же Паратов и Лариса приезжают к Волге, пальто девушки вновь сухое. Возможно, оно успело высохнуть по дороге, но почему на светлой ткани не осталось никаких следов?
Сцену снимали с нескольких дублей. И в этот день действительно шел дождь. Поэтому одежда актрисы намокла, а просушить ее не было времени.
Когда отплывает пароход?
После званого ужина в доме Карандышева, то есть вечером, Лариса и купцы садятся на судно. Виден закат над Волгой, палуба освещена.
Когда все четверо садятся в каюту, за окнами светло, как днем.
Съемки проводились на однотипных туристических теплоходах, которые ненадолго заходили в порт за группами экскурсантов. Нестыковка с кораблями объясняется ограничением во времени.
Внимательные зрители замечают в «Жестоком романсе» и другие киноляпы. Но не стоит забывать, что съемки проводились в условиях ограниченного финансирования. От советского кинематографа в середине 80-х годов требовалось быстро и без лишних затрат делать хорошие фильмы. Поэтому на декорации не тратились, а на мелочи закрывали глаза. Но несмотря на это, киноляпы придают «Жестокому романсу» определенную «изюминку» и вовсе не портят фильм.