С момента выхода на экран фильма Александра Митты «Граница. Таежный роман» прошло уже больше 20 лет. Из-за чего режиссер ждал начала съемок три года, почему Митте приходилось экономить буквально на всем, а актерам — ходить на рыбалку и собирать ягоды, чтобы приготовить себе ужин, и как хаски заменила настоящего волка? Эти и другие неожиданные факты со съемок сериала.
«Мне всегда было тесно в рамках одного фильма»
С приходом 90-х на экранах телевизоров стали один за другим появляться бразильские и мексиканские «мыльные оперы». Поначалу незнакомый формат фильмов вызвал недоумение зрителей, но совсем скоро они вошли во вкус и полюбили сериалы.
Естественно, что многие российские режиссеры тут же захотели попробовать себя в новом жанре. Не стал исключением и Александр Митта, создатель таких картин, как «Экипаж», «Сказка странствий» и «Москва, любовь моя».
«Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. И всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины в итоге оказывалась в корзине», — говорил режиссер.
В 1997 году Митта совместно со сценаристом Зоей Кудрей написал сценарий и отнес его на один из телеканалов. Руководству канала идея многосерийного фильма о пограничниках понравилась и ее приняли в производство.
Правда, для того, чтобы получился настоящий сериал, сценаристов попросили увеличить число героев и добавить еще несколько сюжетных линий.
Через некоторое время Митта принес новый, усовершенствованный сценарий. И тут оказалось, что для расширенного проекта на канале не хватает финансирования. Но режиссера уверили, что деньги вот-вот появятся и попросили «немного подождать»
«Вот-вот» растянулось на целых три года и только в 2000 году Александр Митта смог приступить к съемкам своего первого сериала под названием «Граница. Таежный роман».
По вечерам киношники устраивали пиршество
Тем не менее, бюджет будущей картины был довольно скромным. Поэтому режиссеру и всей съемочной группе пришлось прибегать к различным уловкам, чтобы картина получилась незатратной и, вместе с тем, правдоподобной.
Так, военную часть, которая по сюжету находится на границе с Китаем, снимали в Калужской области на авиабазе Шайковка. А дальневосточную тайгу заменили леса недалеко от Брянска.
Шайковка к моменту съемок уже несколько лет пустовала. Поэтому артистам и членам съемочной группы разрешили занимать любые квартиры. Правда, при отъезде хозяева забрали почти всю мебель и лишь кое-где остались столы, стулья и диваны. Зато затраты на декорации были минимальными — Шайковка выглядела точь в точь, как советские воинские части начала 70-х.
Кстати, полуспартанская гарнизонная жизнь всем очень понравилась. И даже когда возникали перебои с доставкой продуктов, никто не думал возмущаться. Артисты Ольга Будина и Марат Башаров «сколотили» две бригады, одна из которых отправлялась на охоту и рыбалку, а вторая — за ягодами и грибами.
«Добыча» сдавалась на кухню и по вечерам уставшие от работы киношники устраивали настоящее пиршество.
На съемочную площадку привезли разную живность
Для того чтобы таежная обстановка была более достоверной, на съемочную площадку из зоопарков привезли разную живность: двух воронов, ястреба, уток, зайцев, змею, целый выводок лягушек, пиявок и даже муравьев вместе с муравейником.
Кроме того, по сценарию требовались волчата и взрослый волк. Волчат вскоре доставили из Тамбовской области, а волка вместе с дрессировщиком собирались выписать из Театра имени В. Дурова.
Но руководство театра запросило за «аренду» волка просто непомерную сумму. И тогда было решено на роль волка найти подходящую собаку.
Метель злобно рычала на волчат
На выручку кинематографистам пришел режиссер по работе с животными и руководитель студии Мосфильм-КИНОлогия Виктор Зуйков. На съемочную площадку он приехал вместе со своими питомцами собаками хаски — пятилетней Асей и ее дочкой Метелью.
Интересно, что Метель сразу же подружилась с волчатами — играла с ними, учила всяким собачьим повадкам. Единственное, что собаке не нравилось — когда волчата приставали к ней во время еды. В такие моменты дружелюбная и покладистая Метель начинала скалить клыки и издавала предостерегающий грозный рык.
Именно эта особенность поведения собаки и помогла кинематографистам сделать из нее озлобленную рычащую волчицу.
«Когда мы в фильме слышим и видим рык волчицы, то за кадром в это время происходит следующее: Метель стоит в елках, пристегнутая за скрытый под ее шерстью ошейник, рядом с ней зарыты в снег куриные кости. А из-под камеры мы подносим волчат, так чтобы их не было видно в кадре, то одного, то другого! Метель злобно рычит на них и не подпускает к костям», — делился секретами съемки Виктор Зуйков.
Собак «загримировали» при помощи растворимого кофе
В начале съемок перед кинематографистами встала проблема — как сделать, чтобы хаски были максимально похожи на волков. И помогли в ее решении сами собаки.
Однажды Ася и Метель, бегая по лесу, заскочили в болотце и вылезли оттуда грязные, облезлые — точь в точь, как настоящие таежные волки. Правда, морды при этом у обеих оставались чистыми. Но Виктор Зуйков нашел выход — «загримировал» собак при помощи растворимого кофе, смешанного с золой.
«Асю намазали кетчупом, смешанным с гримерной кровью»
Сложности также возникли в эпизоде нападения волчицы на капитана Голощекина (эту роль сыграл Алексей Гуськов). По словам Виктора Зуйкова, в этой сцене вместо артиста снимался он сам.
А поскольку Метель категорически отказалась кусать любимого хозяина, придумали трюк: под гимнастерку Зуйкову засунули пакет с куриными костями, которые Метель просто обожала.
«Метель с разгону прыгала мне на грудь, я прижимал ее к себе, дальше мы катились с трехметрового обрыва. За себя я не боялся — чего не сделаешь ради искусства?! Основной задачей во время этого кувырканья было не повредить Метель», — вспоминал Зуйков.
И хотя в основном в картине снималась Метель, в некоторых местах ее «дублировала» более опытная и более серьезная мама Ася. В частности, это произошло в финальном эпизоде, когда мертвая волчица лежит на окровавленном Голощекине.
Асю намазали кетчупом, смешанным с гримерной кровью, поскольку краска, используемая для людей, неправильно ложится на шерсть животного и дает совсем другие оттенки.
«А чтобы придать собаке естественную неподвижность, пришлось сделать Асе легкий наркоз под руководством опытного ветеринара», — делился секретами Виктор Зуйков.
Гуськов даже в ящике чуть не захлебнулся водой
Не обошлось без уловок и в эпизоде, где герои Марата Башарова и Алексея Гуськова попадают в болото. Несмотря на то, что местность, где снималась картина, была болотистой, рисковать здоровьем (а, возможно, и жизнью) актеров и засовывать их в настоящую трясину никто не собирался.
Поэтому на сухой поляне вырыли большую яму, опустили в нее металлический ящик и доверху заполнили его водой. А для достоверности задекорировали сверху мхом, ряской, ветками и прелыми листьями.
И все три дня, в течение которых снималась сцена, артисты вынуждены были по нескольку часов сидеть по шею в воде.
Кстати, Алексей Гуськов настолько вошел в роль, что даже в ящике чуть не захлебнулся. И помощникам режиссера пришлось в спешном порядке вытаскивать артиста из ямы.