Дебютная роль — Алтынай в картине «Первый учитель» — принесла Наталье Аринбасаровой мировую славу. В 1966 году на Венецианском кинофестивале она получила первый приз. С тех пор и до настоящего момента актриса активно снимается в кино.
За спиной Натальи не только более 70 картин, но и три брака с очень известными людьми. По словам актрисы, все ее мужья были талантливыми и неординарными личностями и многому ее научили.
Почему Аринбасаровой не удалось сделать карьеру балерины, как Андрей Кончаловский пытался вызволить ее от родителей и кем стали дети актрисы, которые называют мать «своим талисманом»?
«Я сказала маме: «Хочу вот так»
Наталья Аринбасарова родилась 24 сентября 1946 года в Москве. Ее отец, казах Утевле Аринбасаров, был военным и учился в Академии имени М. Фрунзе. Мама — Мария Жуковская, полька по национальности, работала на авиазаводе. Выйдя замуж, она стала домохозяйкой и занялась воспитанием детей — их в семье Аринбасаровых было пятеро — три мальчика и две девочки.
Наташа была совсем маленькой, когда ее отец закончил учебу и получил распределение в Туркмению. Военная часть находилась в самом центре пустыни — кругом выжженная земля и 50-градусная жара.
Единственным развлечением для гарнизонной детворы было кино, которое привозили по выходным. Прямо на улице натягивали белое полотно и все жители военного городка приходили со своими стульчиками и рассаживались где придется.
Однажды в каком-то фильме Наташа увидела балерин, исполнявших «Танец маленьких лебедей».
«Я еще не знала, что это называется балет, но сказала маме: „Хочу вот так“. И я стала заниматься: делала стойки, мостики — путала балет с гимнастикой, но очень гибкая была», — вспоминала Аринбасарова.
«Я застала золотой век Большого театра»
Вскоре после этого семья Аринбасаровых перебралась в Алма-Ату и Наташа смогла воплотить свою мечту — поступила в хореографическое училище. А уже через год в числе наиболее одаренных детей отправилась в Москву в балетную школу при Большом театре.
«С первого класса мы участвовали в спектаклях Большого театра: мышек разных играли, пажей, водоросли. Можно сказать, я застала золотой век Большого театра. Уланова еще танцевала, Лепешинская, Тимофеева, Плисецкая только начинала», — рассказывала актриса.
Но стать балериной и самой танцевать на сцене Большого театра Наталье было не суждено. В 15 лет во время очередного обследования врачи поставили ей диагноз — порок сердца.
Наташа понимала, что на балете можно ставить крест. Но для себя решила — окончу училище, два года потанцую, чтобы отработать диплом, а потом поступлю в театральный институт и стану драматической актрисой.
Но судьба распорядилась немного иначе.
«Кончаловский вытаращил глаза от ужаса»
Незадолго перед получением диплома Аринбасарову пригласил директор школы и сказал, что ее вызывают на «Мосфильм» для беседы с режиссером. Ничего не поняв толком, Наталья собралась и поехала.
О первой встрече с Андреем Кончаловским (а тем режиссером был именно он) Аринбасарова до сих пор вспоминает с улыбкой:
«На студию я приехала в жуткой интернатской одежде: пальто драповое бордового цвета с огромным воротником, не по размеру, почти до пяток, шапка-ушанка, башмаки суконные на крючках. И когда Кончаловский меня увидел, он вытаращил глаза от ужаса».
Кроме того, выяснилось, что директор школы перепутал и на студию приглашали совсем другую девочку.
Но когда Наташа сняла свои жуткие одежки и осталась в симпатичном платьице с красивой балетной прической (высоко поднятые волосы, собранные в пучок), Кончаловский заулыбался — «Это то, что нужно».
Интересно, что Андрей тоже с первого взгляда не понравился Наташе. Ей, привыкшей к аккуратным и стройным балетным юношам, режиссер показался толстым, неуклюжим и неряшливым. К тому же Кончаловский был почти на 10 лет старше девушки.
«Раньше никто со мной так много не разговаривал»
Картину «Первый учитель» по роману Чингиза Айтматова снимали в высокогорном киргизском ауле. По вечерам после работы Наталья и Кончаловский уходили в степь, садились на огромный валун и часами беседовали. Правда, говорил всегда Андрей, а девушка с упоением слушала его рассказы. И постепенно все больше и больше влюблялась в режиссера.
«Андрей много знал и, главное, умел рассказывать: про свою удивительную маму, про Библию, про историю Древней Руси. Слушала его открыв рот. Раньше никто со мной так много не разговаривал. А здесь, на съемках „Первого учителя“, я как будто в другой мир попала», — вспоминала актриса.
Поэтому когда Наташе исполнилось 18 лет и Кончаловский сказал: «Теперь мы можем пожениться», девушка восприняла это как нечто само собой разумеющееся.
В перерыве между съемками они поехали во Фрунзе, зашли в первый попавшийся ЗАГС и расписались.
«Из партии исключайте. А дочку не отдам!»
При этом маме и папе Наташа даже не сообщила, что вышла замуж. Зато позвонила своей учительнице в Москву и поделилась радостной новостью. А та, недолго думая, набрала номер Наташиных родителей.
И уже на следующий день Аринбасарова получила телеграмму:
«Срочно приезжай. Я заболела. Мама».
Наташа тут же собралась и поехала в Алма-Ату. Но оказалось, что никакой болезни нет. Просто родители таким образом решили выманить непокорную дочку домой. Наташу заперли в квартире, а Кончаловского, который примчался следом, даже близко не подпускали к дому.
В попытках вернуть жену Андрей дошел до второго секретаря ЦК Казахстана. И Утевле Аринбасарова срочно вызвали в «белый дом» для беседы. Но режиссер не растерялся — он сразу положил на стол партбилет и сказал:
«Из партии исключайте. А дочку не отдам!»
И все-таки Наташе удалось обмануть бдительных родителей и сбежать из-под стражи. После этого мама и отец почти год с ней не разговаривали и только после появления внука оттаяли и простили «блудную дочь».
«Я была на седьмом небе от счастья»
Фильм «Первый учитель» стал вдвойне счастливым для Натальи. Ведь он принес ей не только первую любовь, но и высокую награду. В 1966 году на XXVI Международном кинофестивале в Венеции Аринбасарова получила Золотой кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
«Мне, молодой, непрофессиональной актрисе присудили такой почетный приз. Я была на седьмом небе от счастья. В ночь закрытия фестиваля мы с Андреем не спали ни минуты, гуляли, любовались фантастическим фейерверком», — вспоминала Аринбасарова.
После такого успеха Аринбасарова с легкостью поступила во ВГИК на курс к знаменитым Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. В том же году у нее родился сын Егор — нынче известный режиссер и продюсер Егор Кончаловский.
«Я не могу жить в стране, где все запрещено!»
Первые годы с Кончаловским были очень счастливыми, но потом в отношениях супругов начался разлад. Главной причиной было убеждение Андрея, что на родине его «затирают» и огромное желание любой ценой уехать за границу.
«Андрей без конца слушал «вражеские голоса» по радио. Кричал: «Я не могу жить в этой стране, где все запрещено!»», — вспоминала Аринбасарова.
А Наталья, напротив, была очень востребованной — много снималась, о ней часто писали в киножурналах, постоянно приглашали на фестивали.
Аринбасарова знала, что для быстрого выезда за рубеж Кончаловскому нужна жена-иностранка. Поэтому, устав от постоянного нытья мужа, сама предложила ему развестись.
Андрей поначалу не соглашался, но Наталья сумела убедить его, что так для всех будет лучше. И в 1969 году они мирно расстались. Кончаловский действительно практически сразу женился на француженке.
«Я не понимала: что ему от меня нужно?»
Сразу после развода с Кончаловским за Натальей начали ухаживать сразу несколько мужчин. Но актриса, устав от прежних отношений, не собиралась тут же начинать новые. Однако уже через два года снова вышла замуж.
Художник Николай Двигубский был не только близким другом Кончаловского, но и коллегой по работе — вместе они работали над картинами «Дядя Ваня» и «Дворянское гнездо». В отличие от других поклонников, Николай не ухаживал, а просто звонил и говорил: «Наташа, можно я к вам приеду? Мне нужно одну книгу посмотреть».
«Приезжал, долго сидел, смотрел книги по искусству или рисовал ножку моего антикварного стола. Я не понимала: что ему от меня нужно? Коля вообще был не такой, как все, — очень красивый, высокий, элегантный», — рассказывала Наталья.
«Наташа, вы смогли бы со мной уехать?»
Двигубский родился во Франции в семье эмигрантов и только в середине 50-х переехал в СССР. Поскольку образование, полученное во Французской академии художеств, у нас в стране не котировалось, Николай закончил ВГИК по специальности художник-постановщик.
По словам Аринбасаровой, Двигубский взял ее измором — часто приезжал, подолгу сидел. А однажды спросил: «Наташа, вы смогли бы со мной уехать?».
«Я даже не поинтересовалась, куда. В то время мне несколько раз предлагали выйти замуж за иностранцев и уехать за границу, что для меня было неприемлемо. Почему-то решила, что и Двигубский зовет меня за рубеж. И как отрезала: «Нет! Никогда!», — рассказывала актриса.
«Коля с его французским воспитанием пришел в ужас»
После этого Двигубский пропал. А вскоре Аринбасарова узнала, что он женился на Ирине Купченко. Но их брак не продержался и года, и Николай вновь начал проводить вечера в квартире Аринбасаровой. А однажды взял, да и приехал с вещами.
И хотя снова официально выходить замуж Наталья не собиралась, ей пришлось это сделать, причем в спешном порядке, за два дня до рождения дочки Кати.
«Узнав, что его ребенок будет считаться незаконнорожденным, Коля с его французским воспитанием пришел в ужас: „Срочно женимся!“. А меня испугало количество справок, необходимых для усыновления. И я согласилась», — вспоминала Наталья.
Егора Двигубский принял сына Натальи как родного и даже уделял ему больше внимания, чем собственной дочери — водил по выставкам, брал в киноэкспедиции. Наталья снова была счастлива. Единственное, что ее огорчало — нежелание мужа должным образом обеспечивать семью.
«Интересно, а как же дети? Как я?»
Дело в том, что от работы в одной картине до другой проходит не один месяц, а порой и пару лет. И как бы много ни зарабатывал Николай, на все это время денег не хватало.
Правда, был хороший выход — заняться живописью. Тем более что картины Двигубского по самым высоким расценкам хотели купить многие музеи. Но Николай считал ниже своего достоинства писать что-либо на продажу.
Тем не менее, прожили супруги почти 10 лет, пока их союз не разрушил Андрей Кончаловский.
В 1980 году Кончаловский задумал снять во Франции фильм с Аленом Делоном в главной роли. Набирая команду, он стал уговаривать Двигубского поработать вместе с ним в Париже.
«Я спросила: «Интересно, а как же дети? Как я?» «Коля устроится, и ты к нему приедешь. А не захочешь — он пришлет развод» — распорядился Андрей», — рассказывала Аринбасарова.
Двигубский действительно уехал, а через три месяца вернулся из-за того, что проект не состоялся. А Наталья за это время поняла, что не хочет жить дальше с этим человеком и подала на развод.
Через время Двигубский вернулся во Францию, на этот раз окончательно. Он женился на француженке по имени Женевьева, с которой поселился в одном из замков в Нормандии. В 2008 году художник покончил с собой.
«Я очень горжусь своими детьми»
Екатерина Двигубская пошла по стопам своих родителей и брата. В 1995 году она с отличием окончила ВГИК (курс А. Джигарханяна и А. Филозова). А еще через три года — Высшие курсы сценаристов и режиссеров, тоже с отличием.
С начала 2000-х Екатерина снимает фильмы. Среди ее работ такие шедевры, как «Бедная Настя», «Дорогая Маша Березина», «Мелодия любви», «До смерти красива», «Опасные танцы», «Сильная слабая женщина» и другие.
Кстати, и Егор, и Екатерина часто приглашают маму в свои фильмы и даже считают ее свои талисманом.
«Я очень горжусь своими детьми Катей и Егором. Несмотря на то, что я надолго уезжала в экспедиции, оба выросли достойными людьми, стали режиссерами, оба очень востребованы», — говорит актриса.
«Чувствовала себя как за каменной стеной»
В 1982 году Наталья вышла замуж в третий раз за режиссера Эльдора Уразбаева, с которым познакомилась на съемках фильма «Транссибирский экспресс» (снятого, кстати, по сценарию Андрея Кончаловского).
«С Эльдором мы официально отношения не оформляли. Он был заботлив, очень любил моих детей, порой был к ним даже более внимателен, чем к своим сыну и дочери, семью обеспечивал… я чувствовала себя с ним как за каменной стеной», — вспоминала Аринбасарова.
Уразбаев снял жену в нескольких своих фильмах — «Визит к Минотавру», «Секунда на подвиг». А потом, по словам Аринбасаровой, наступили страшные 90-е — кино не снималось, началась безработица, каждый выкручивался, как мог.
Многие кинематографисты смогли приспособиться к новой жизни, а некоторые, в числе которых оказался Эльдор Уразбаев, потерялись в непривычной для них реальности.
Как признается Наталья, со временем она поняла, что без Эльдора чувствует себя лучше и спокойнее, чем с ним. И супруги приняли решение разойтись.
«Что за женщина твоя мама?»
24 сентября 2021 года Наталье Аринбасаровой исполнится 75 лет. Но, несмотря на годы, актриса по-прежнему ведет активный образ жизни и часто радует своих поклонников новыми ролями.
В 2019 году на экраны вышла 16-серийная мелодрама «Сильная слабая женщина», в которой Аринбасарова сыграла консьержку. Сейчас в производстве находится сериал «Хозяйка горы», где у Натальи снова небольшая роль.
Всего же фильмография актрисы насчитывает более 70 работ, среди которых «Вкус хлеба», «Джамиля», «Песня о Маншук», «Провинциальный роман», «Одна любовь души моей», «Небо моего детства», «До смерти красива», «Врачиха» и многие другие.
По словам Натальи Аринбасаровой, ей грех жаловаться на творческую судьбу — актрису не просто часто снимали, а даже специально писали под нее роли («Транссибирский экспресс», «Слабое сердце», «Песня о Маншук»).
Что касается личной жизни, то Наталья считает, что тут ей тоже повезло — все три мужа были талантливыми и неординарными людьми, которые многому ее научили.
«Однажды у Егора спросили: «Что за женщина твоя мама? С двумя детьми три раза замуж выходила и три раза за выдающихся, когда молодые и без детей вообще замуж выйти не могут?»», — смеется Наталья.
Сегодня Наталья Аринбасарова счастлива, что рядом с ней много родных людей — сын, дочка, их вторые половинки и трое внуков. А еще актриса уверена, что в ее жизни будет еще много интересных и удивительных событий.