После исполнения роли Артура Банги в картине «Долгая дорога в дюнах» литовскому актеру Юозасу Киселюсу предлагали, как часто бывает, только похожих персонажей. Громкий успех фильма в начале 80-х перебил все предыдущие и последующие его работы, сделав Киселюса «актером одной роли». Но сама жизнь артиста напоминает сценарий драмы. И с ролью в этой драме он справился очень достойно.
Мечтал стать лесничим, но случайно поступил на актерский факультет
После школы Юозас Киселюс собирался поступать в лесотехническую академию, потому что мечтал стать лесничим. Он и впоследствии не мог объяснить, что заставило подать документы в Вильнюсскую консерваторию на факультет актерского мастерства. К сцене Киселюс привык еще на занятиях в самодеятельности и вступительные испытания прошел с первого раза. Уже на первых курсах юноша понял, что не прогадал.
Одной из первых студенческих работ стала роль Карла Риипса в пьесе эстонского писателя Раимонда Каугвера «Свой остров». О ней Киселюс отзывался так:
«Карл — молодой начальник шахты — уже был мне не просто другом, но и авторитетом, воспитателем. Я понял тогда, что такие ценные качества, как отзывчивость, доброта, имеют много граней, а граница между подлинно героическим и обыденным определяется, прежде всего, масштабом личности, даром человека увлечь идеей, обрести единомышленников, повести их за собой».
«Мои персонажи — те, кого принято называть положительными героями: просто честные, добрые люди»
В Вильнюсском драматическом театре, к труппе которого Киселюс присоединился после учебы, он был востребованным и разноплановым актером. Самая первая и самая любимая роль — Чарли в «Школе злословия» Шеридана. Но были в его репертуаре и пьесы Шекспира, Чехова, современных русских и литовских писателей. Он играл в «Короле Лире», «Виндзорских насмешницах», «Старшем сыны» и «Первом дне свободы».
В 1974 году Киселюс дебютировал на экране в фильме режиссера Гитиса Лукшаса «Бубенчик», воплотив образ юного обаятельного искателя воды Вилимаса. Затем, тоже у Лукшаса, снялся в картине «Венок из дубовых листьев», сыграв противника насилия, батрака Клеменсаса. И хотя эти роли были небольшими, главная была не за горами.
В 1978 году режиссер Калье Кийска пригласил Юозаса сыграть революционера, предводителя подпольщиков Антона Соммера в ленте «Цену смерти спроси у мертвых». Любопытны факт — актеру нужно было играть эстонского героя в эстонском фильме, но эстонским языком актер не владел. И все же он справился с задачей: его Соммер получился глубоким, сосредоточенным на духовной жизни и сильным человеком.
«Эти люди привлекают меня своей душевной чистотой, смелостью, убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи — те, кого принято называть положительными: просто честные, добрые люди, верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти качества — норма для человека», — так актер отзывался о своих героях.
Пожалуй, только однажды Киселюсу довелось сыграть корыстного и жадного журналиста Гарольда Марча в фильме «Лицо на мишени». Эту роль он вспоминал как «глоток чистого воздуха», потому что она позволила ему раскрыть новые грани таланта и сделать в кино что-то необычное для себя.
Поклонники присылали письма на адрес «Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге»
Широкому кругу зрителей Юозас Киселюс стал известен после выхода на экран многосерийной мелодрамы «Долгая дорога в дюнах» режиссера Алоиза Бренча, в которой он снимался в паре с латвийской актрисой Лилитой Озолиней. Это история любви Артура Банги, сына рыбака, и красавицы Марты, которая выдержала все горести и испытания военных лет.
Его экранный образ так полюбился зрителям, что актеру пачками стали приходить письма от поклонников. Многие из них так и были подписаны: «Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге». Удивительно, но письма доходили до адресата. Более того, актер считал своим долгом читать каждое из них и очень переживал, что не всем успевает ответить.
Профессиональная востребованность тоже резко повысилась. Предлагали много ролей, вот только почти все они были однотипными. Киселюс все понимал и не жаловался. За каждую новую работу брался ответственно и серьезно. Вскоре вышли фильмы «Грядущему веку», «Жалоба», «Убийство на Монастырских прудах» и другие.
С актером Раманаускасом сначала делили девушку, а потом день свадьбы
В юности Юозас Киселюс и его друг, актер Ромуальдас Раманаускас, были влюблены в одну девушку, Аглию Габренайте. Аглия предпочла Раманаускаса. Он любил шутить на эту тему:
«То, как судьба играла со мной и Юозасом, — человеческая комедия. Мы вместе поступали в институт, учились на одном курсе, были распределены в один театр. Влюбились в одну и ту же девушку, и она стала моей женой. У Аглии просто очень хороший вкус, поэтому она и выбрала меня».
Киселюс вскоре тоже женился. В браке на свет появились две дочери. Однако супруги развелись спустя непродолжительное время. Следующей избранницей актера стала девушка по имени Аглия, как и у первой любви. Назначили день свадьбы.
Но Раманаускас к тому времени тоже успел развестись и тоже собирался вступить во второй брак:
«Когда я пошел подавать документы в загс во второй раз, сотрудники чуть ли не хором спросили: «Вы что, сговорились с Киселюсом? Он тоже сегодня подал документы, у вас регистрация будет в один день!». Я ВЗМОЛИЛСЯ: «Пожалуйста, запишите меня хоть на час раньше. Хочу его обогнать!»».
Во втором браке у Киселюса родился сын. Но поклонницы все равно продолжали добиваться его сердца.
Станислав Садальский просил прощения на могиле Киселюса
Часто это внимание к персоне Юозаса вызывало необъяснимую зависть у коллег. Из-за этого на съемках фильма «Волки в зоне» произошла неприятная история. Станислав Садальский вспоминал, Юозас играл милиционера, а он — «очередного ублюдка». После съемок актеры вместе гуляли. Юозас был молчаливым и статным, и всегда пользовался популярностью у девушек. И вот однажды, когда приглянувшаяся мне девушка тоже стала заглядываться на Юозаса, Садальский, по его признанию, просто «закипел от ревности».
«У меня мороженое было в руках, и я им ударил прямо по лицу сопернику. Юозас ничего не ответил, только желваки у него заходили, и он мне медленно сказал: «Стас, пройдет время, и тебе будет очень стыдно за это». Прошло уже много лет. Я все время о нем думаю. И вот недавно пошел на Антакальнисское кладбище, Зажег две свечи на могиле Юозаса, попросил громко прощения. Легче не стало», — рассказывал актер.
Артур Банга оказался беспомощным перед новым временем
11 марта 1990 года Литва стала первой из пятнадцати республик, которая объявила о выходе из СССР и восстановлении государственного суверенитета. За этим последовала топливная блокада и вооруженные столкновения на улицах Вильнюса. Привычный мир стремительно рушился. Съемки кино почти прекратились.
Чтобы обеспечить жену с сыном и двух дочерей от первого брака, Киселюс хватался за любую возможность заработать. Однако об удовлетворении профессиональных амбиций речи уже не шло. Развал в стране, невостребованность, упадок кинематографа сказывались на эмоциональном и физическом состоянии артиста. Близкие утверждали, что последние месяцы жизни он боролся с сильнейшей депрессией.
Ушел из жизни как галантный мужчина
7 мая 1991 года Юозас Киселюс возвращался домой с кинопроб. В троллейбусе ему стало плохо: резкая боль в области сердца пронзила грудную клетку. Он вышел на остановке подышать воздухом. Боль постепенно прошла. И все-таки, вернувшись домой, он попросил жену вызвать скорую помощь.
Актера отвезли в одну из клиник Вильнюса, но кардиограммы не показывали ничего подозрительного. Из реанимации его перевели в обычную палату, продолжили обследовать. Киселюса навещали коллеги. Одним из них был руководитель труппы театра Вилюс Петраускас:
«Смотри, Юозас, я тебе запрещаю болеть, ты нам всем нужен», — говорил он актеру.
И Киселюс изо всех сил бодрился, хотя выглядел плохо и все время жаловался на озноб.
10 мая его отвезли на рентген и попросили подождать результатов в коридоре. Через некоторое время к нему подошла врач. Юозас Киселюс никогда не позволял себе сидеть при женщине, вставал даже перед официантками. Вот и в этот раз он поднялся с места, но тут же упал замертво.
Оказалось, что актер страдал редким пороком сердца, и в момент смерти у него лопнула сердечная аорта. Киселюсу был всего 41 год.