ЕГЭ, электронные дневники, дистанционное обучение — с каждым годом учителям становится все труднее. И современные школьники играют в этой ситуации не последнюю роль. Дело в том, что те разногласия, которые сейчас существуют между учениками и преподавателями, невозможно было представить еще 10 лет назад. Рассказываем о 5 особенностях в поведении детей нового поколения, которые раздражают учителей.
Пытаются подловить на незнании
Поколение Z (родившиеся в период с 1996 по 2015 годы) отлично владеет Интернетом и без труда находит нужную информацию. Но некоторые ученики используют Всемирную паутину, чтобы самоутвердиться за счет учителей или поставить их авторитет под сомнение. И эти попытки подловить на незнании мало кого оставят равнодушным.
Такую особенность в поведении школьников отмечает и замминистра просвещения Ирина Потехина:
«Мы впервые в жизни имеем дело с поколением детей, которые разбираются в технологиях лучше, чем взрослые. Сейчас, какой бы тезис педагог ни произнес, ребенок зайдет в интернет, проверит его и уличит, если выяснится, что педагог „отстал“».
Чтобы избежать подобных ситуаций, было принято решение о «переподготовке учителей и подготовке нового поколения педагогов, обновление педагогического образования». Благодаря этому учителя смогут общаться с современными школьниками на равных и повысить свой авторитет. Также в некоторых школах педагоги попросту запрещают школьникам пользоваться гаджетами во время занятий, что лишает детей возможности «умничать» с помощью Интернета.
Наглеют и угрожают судом
Разбираться в судебной системе, знать свои права — безусловно, похвально и полезно. Однако дети нового поколения иногда не видят границ и пытаются угрожать судом собственным учителям.
Своим мнением поделился один из преподавателей математики. В интервью он рассказал о том, что судебные угрозы со стороны детей — не редкость:
«Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдает отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей».
Схожее мнение можно было увидеть и на форуме, посвященном «обнаглевшим детям в школе». Правда, в этом комментарии акцент делается на то, что современные школьники могут лишь угрожать, игнорируя собственные обязанности:
«Дети знают свои права, т. е. на них нельзя кричать, громко объяснять и т. д. Но они не знают своих обязанностей они почему-то нигде не прописанны или их нет. Найти что-то что бы у них были обязательства, перед педагогами и внушать это детям».
В таких ситуациях преподавателям не стоит идти на поводу у учеников и либо игнорировать подобные высказывания, либо напоминать детям об их обязанностях, которые напрямую влияют на их будущее.
При малейшей неудаче теряют интерес к предмету
Оказывается, дети поколения Z — натуры довольно ранимые. Да, они хорошо усваивают информацию, тянутся к знаниям, но только к тем, которые вызывают у них неподдельный интерес. Но болезненное отношение зумеров (детей нового поколения) к критике и резкая ответная реакция нервируют не только их родителей, но и учителей.
Такой вывод был сделан на основе теории поколений, разработанной учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Дети поколения Z «при малейшей неудаче теряют интерес, разочаровываются». Или же им быстро становится скучно. Такое поведение «раздражает родителей и учителей. Способный ребенок увлекается новым хобби, но через пару месяцев прекращает занятия — просто потому, что устал от однообразия».
Поэтому к современным детям нужен иной подход. Например, критику лучше сменить на советы, спокойное рассуждение и объяснение. А монотонные задачи заменить на более интересные с помощью современных технологий, видео и аудио.
Зависят от смартфонов и компьютеров
Для зумеров смартфон — это не просто гаджет, а неотъемлемая часть жизни. Без него они уже не мыслят своего существования. Поэтому на прогулках, встречах с друзьями, на уроках они то и дело проверяют соцсети, что-то гуглят, переписываются. А придя домой, — сразу же садятся за компьютер, планшет или ноутбук. И зачастую такая зависимость сказывается на учебе, что довольно сильно волнует некоторых учителей.
Своим опытом поделилась одна из учительниц Подольска:
«Есть ученики, которые были замечены в злоупотреблении играми еще во время оффлайн-обучения. Некоторые так и сидели бы на уроках с телефонами, если бы не договоренность с родителями складывать гаджеты перед занятиями в коробочку. Но, оказавшись на самоизоляции, эти дети, скорее всего, стали играть все время, даже по ночам. Иногда мне кажется, что они это делают и во время онлайн-уроков, скрывая смартфоны из поля видимости камеры».
Более того, некоторые ученики настолько увлекаются гаджетами, что готовы не спать всю ночь и вздремнуть на уроках.
«Несколько раз я слышала храп и видела, как дети засыпают во время утренних уроков. Они не смешили других, а явно были переутомлены ночной активностью», — жалуется женщина.
Учителя не всевластны и точно не смогут контролировать то, сколько времени современные школьники проводят за компьютером. Конечно, можно попытаться объяснить ученику, как правильно распределять время и какие преимущества благодаря этому появятся. Однако лучше достучаться до родителей, которые смогут напрямую разобраться с зависимостью ребенка от гаджетов.
Снимают учителей на видео и участвуют в челленджах
Однако повышенный интерес поколения Z к социальным сетям порой переходит все границы. В погоне за челленджами, просмотрами и лайками современные школьники готовы снимать видео прямо на уроках, а заодно проверять учителей на прочность.
«Были случаи, когда ребята пытались снимать на уроках видео для челленджей и блогов, давали ссылки на онлайн-занятия своим друзьям-шутникам для того, чтобы выложить потом все это в Сеть. Но тем самым они себе же делают хуже: сорвали урок — должны отработать тему в другое время самостоятельно, без объяснений учителя», — рассказывает учительница из Подольска.
Но не у всех преподавателей такие ситуации проходят гладко. Одна из учительниц рассказала, как вышла на замену к 10 и 11 классам. И если у десятиклассников была лишь пара «больно борзых» девочек, то одиннадцатиклассники объединились ради успешного видеоролика.
«В очередной из их выбрыков я заметила телефон под партой у мальчика, направленный камерой на меня. Опять же виду не подала. Стала незаметно присматриваться, а таких сидело несколько человек. То есть они меня провоцировали, чтобы снять мою реакцию на камеру», — делится женщина.
История закончилась тем, что учительница приняла самую верную позицию — не реагировать на провокацию и игнорировать вопросы не по теме.
«В какой-то момент я заметила, что телефоны они убрали и стали скучно решать задания с производной. Такая вот история о том, как появляются эти записи у детей на телефонах», — подытожила преподавательница.
Безусловно, у современных школьников есть свои преимущества и недостатки. И к новому поколению нужен особый подход, ведь те методики, которые работали раньше, в большинстве случаев уже устарели. Поэтому учителям стоит получше разобраться в современных технологиях и тенденциях, хотя бы ради авторитета. А родителям — не забывать рассказывать своим детям о нормах морали и правилах поведения в обществе.