Выйдя на экраны в октябре 1988 года, фильм режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера» произвел эффект разорвавшейся бомбы. А актриса Наталья Негода, сыгравшая главную героиню, стала звездой и самой желанной женщиной отечественного кино.
А между тем, Негода вполне могла и не попасть в «Маленькую Веру». Потому что до нее на эту роль претендовали две другие актрисы.
«Сценарий соответствовал духу перестройки»
Сценарий «Маленькой Веры» был написан выпускницей ВГИКа Марией Хмелик в 1983 году. Несмотря на то что Мария была дочерью Александра Хмелика — одного из создателей знаменитого киножурнала «Ералаш» и главного редактора киностудии имени М. Горького, ее сценарий признали непригодным для кино и отправили «на полку».
После института Мария два года проработала на Мосфильме. За это время она написала еще один сценарий под названием «Семейный праздник на фоне моря». Но и его постигла та же участь, что и «Маленькую Веру».
Поняв, что в кино ей не пробиться, Мария уволилась с киностудии и устроилась секретарем в один из московских народных судов.
А через несколько лет Хмелик узнала, что сценарий «Маленькой Веры» опубликовали в каком-то киноальманахе.
«Я жила уже совсем другой жизнью, судебной, киношная жизнь осталась где-то на периферии моего сознания. На студии Горького начали искать молодежные сценарии. Мой текст оказался в руках у Лиозновой, которая возглавляла творческое объединение. Сценарий соответствовал духу перестройки: злободневный, актуальный, и ему дали ход» — вспоминала Мария Хмелик.
Правда, Марию попросили немного доработать сценарий и добавить в него еще несколько сюжетных линий. И тут очень пригодился ее судебный опыт. Так в сценарии появился друг Толик, связанный с уголовными делами.
Режиссером фильма стал муж Марии 27-летний Василий Пичул. Для него это тоже была первая большая работа — до этого Пичул снимал только короткометражки.
В 1986 году фильм наконец-то запустили в производство. И ассистенты режиссера занялись поиском исполнителей главных ролей.
К слову, Мария Хмелик тоже снялась в картине — она сыграла подругу Виктора, старшего брата Веры.
Сниматься в кино Поплавская начала еще до школы
С актрисой, которая будет играть Веру Маринину, Пичул и Хмелик определились заранее. Ею должна была стать студентка 2 курса Щукинского училища Яна Поплавская.
Несмотря на юный возраст, Поплавская была уже хорошо известна зрителям. Сниматься в кино она начала еще до школы. Когда Яне было 5 лет, она сыграла небольшую роль в картине Сергея Колосова «Помни имя свое».
В 1977 году по телевидению с триумфом прошел фильм Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», в котором 10-летняя Поплавская исполнила главную роль.
После выхода картины Яна стала настоящей звездой, а песенку ее героини «Если долго-долго-долго» уже на следующий день распевала вся страна.
После этого Поплавская стала регулярно появляться в кино — «Суета-сует», «Фантазии Веснухина», «Переходный возраст», «Васса». Кроме того, Яна неоднократно принимала участие в популярных детских телепередачах — «АБВГД-ейка» и «Будильник».
Не может героиня сказки сниматься в таком фильме
Когда Василий Пичул предложил Поплавской главную роль в «Маленькой Вере», она сразу же согласилась. Пробы актрисы тоже оказались весьма удачными, и она с нетерпением ждала начала съемок.
Поплавская была настолько уверена в том, что будет играть Веру, что даже начала помогать с подбором актеров. Так, именно она привела на съемочную площадку своего однокурсника Андрея Фомина.
По иронии судьбы, Фомин попал в картину и сыграл роль Андрюши, а вот Поплавской так и не пришлось сняться в «Маленькой Вере».
Дело в том, что последнюю точку в утверждении актеров ставил худсовет. А он категорически отмел кандидатуру Поплавской, заявив, что не может героиня популярной детской сказки сниматься в таком фильме.
Отказ, конечно же, огорчил Яну Поплавскую. Но ненадолго. Почти сразу же она получила предложение от режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича и сыграла Эжени Данглар в его фильме «Узник замка ИФ». Кстати, из-за прогулов, связанных со съемками в этой картине, Поплавскую отчислили из Щуки. Но она все-таки смогла восстановиться и получить диплом.
Время от времени Поплавская снимается в сериалах
В 1993 году, снявшись в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», Поплавская надолго исчезла из кино. В течение многих лет она работала на телевидении — вела передачи «Видеомикс» и «Времечко».
Сегодня Яна Поплавская преподает на факультете журналистики МГУ и в Институте Телевидения и Радиовещания «Останкино». Она академик Академии Российского телевидения.
Время от времени актриса появляется в сериалах, в основном в небольших ролях — «Ледников», «Приличные люди», «Он и она», «Новая жизнь».
«Снимайся, Ирка, у Трегубовича!»
Второй кандидатурой на главную роль в «Маленькой Вере» стала студентка Школы-студии МХАТ Ирина Апексимова. В отличие от Поплавской, Апексимова до этого момента никогда не снималась в кино.
Начать карьеру сразу с главной роли было большой удачей, и Ирина с радостью согласилась на предложение Пичула. Худсовет тоже был не против того, чтобы Веру играла эффектная, но вместе с тем никому не известная актриса.
Но, по воле случая, в то же время Апексимова получила еще одно приглашение — в психологическую драму «Башня» режиссера Виктора Трегубовича, причем тоже на главную роль.
Сниматься в двух фильмах одновременно было невозможно и перед Ириной остро встала проблема выбора. За советом она обратилась к своему институтскому наставнику Олегу Табакову.
Мэтр внимательно прочитал оба сценария и сказал: «Снимайся, Ирка, у Трегубовича!». По словам Апексимовой, Табаков рассуждал так: Пичул — никому не известный режиссер, а Трегубович, снявший «Даурию», «Магистраль», «Уходя-уходи» — это имя.
«Скажу честно, я переживала»
Кто же мог тогда подумать, что «Башня» окажется очередным проходным фильмом, а «Маленькая Вера» произведет эффект разорвавшейся бомбы.
Позже Апексимова не раз пожалела, что сделала не тот выбор.
«Скажу вам честно, я переживала. Не могу даже сказать, что я сразу пошла смотреть фильм. Смотрела я его, по-моему, через два года впервые. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы я снялась в этой роли» — говорила актриса в одном из интервью.
К счастью, карьера Апексимовой и без «Маленькой Веры» сложилась вполне удачно. Уже через год после «Башни» она снова получила главную роль в фильме «Диссидент».
В 1992 году по телевизору начался показ одной из первых российских мыльных опер — «Мелочи жизни». Апексимовой в этом проекте досталась роль Кати, сестры одного из главных героев.
Параллельно с работой в этом сериале Ирина снялась еще в десятке картин — «Святой», «Ширли-мырли», «Одинокий игрок» и других.
Следующими заметными работами актрисы стали телесериалы «Самозванцы» и «День рождения Буржуя». В последнем Апексимова снималась вместе со своим тогдашним мужем Валерием Николаевым.
«В кино я, в принципе, ничего не сыграла»
С тех пор Апексимова активно снимается в кино. На сегодняшний день ее фильмография насчитывает более 60 картин. Среди последних работ актрисы сериалы «Разведчицы», Лютый», «Боцман Чайка», комедия «Играй со мной», драма «Номинация» и другие.
Тем не менее, сама актриса не слишком довольна своей карьерой.
«К сожалению, я так и не получила такой роли, которая позволяла бы всерьез погрузиться в работу. И режиссер серьезный мне тоже не встретился. То, что периодически предлагают, — какое-то необязательное: могу сыграть я, но может и другая артистка… В кино я в принципе ничего не сыграла» — говорила Апексимова.