Букварь Всеслава Горецкого — уникальная книга, по которой училось не одно поколение детей. И это при том, что построен он отнюдь не классическим образом, а авторские находки могут вызвать массу вопросов у учеников и их родителей. Рассказываем, какими букварями пользовались в России до Горецкого и в чём особенность того самого букваря.
Как развивались буквари в России
Первые попытки создания русского букваря были ещё во второй половине 16 века. Тогда были изданы две славянские азбуки: от Ивана Фёдорова и от Лаврентия Зизания. Но в народ они так и не ушли: тираж был слишком мал.
Первый широко известный массам букварь был издан Василием Бурцовым в начале 17 века. Автор взял за основу церковные книги: заучивать слова и буквы предлагалось по библейским текстам. Букварём охотно пользовались те, кто хотел овладеть грамотой. Не пугал их даже форзац, на котором Бурцов изобразил, как недостаточно прилежного ученика изо всех сил хлещут розгами.
Следующий букварь, созданный в конце 17 века иеромонахом Карионом, был предназначен для узких кругов: по нему обучали дворянских детей, в первую очередь — сына Петра Первого. Этот букварь — не книга в привычном понимании, а сборник табличек. На каждой из них — буква, картинка и нравоучительное послание.
В конце 19 века Лев Толстой создал азбуку в четырёх томах, чтобы бороться с безграмотностью среди простолюдинов. Буквы там сопровождались понятными каждому картинками (например, арбуз — для «А», бочка — для «Б») и простыми короткими текстами. Букварь Толстого имел ошеломляющий успех: к началу следующего столетия его переиздавали около 30 раз.
С образованием Советского Союза перед педагогами встали новые задачи: нужно было не только искоренить безграмотность, но и привить людям необходимую идеологию. Так в 1920-х — 30-х годах появляются три новых букваря, автор одного из которых — поэт Владимир Маяковский. Для заучивания букв и слогов предлагались тексты, обличающие буржуев и прочих врагов народа и призывающие бороться с ними.
В 1937 году был издан гораздо более мирный букварь за авторством Николая Головина. Снабжённые яркими картинками тексты в нём были уже не такие агрессивные: они рассказывали детям о правилах приличного поведения.
А в конце 20 века, в 1971 году, издаётся букварь Всеслава Горецкого — абсолютный бестселлер, который продолжал выпускаться даже после распада СССР.
Почему букварь Горецкого стал таким популярным
Книгу Горецкого до сих пор считают самым добрым и интересным букварём — хотя, конечно, с момента его публикации было выпущено немало более современных азбук. В отличие от его предшественников, в букваре Горецкого 1971 года нет ярко выраженной пропаганды советской идеологии: вместо текстов о Ленине и Сталине юные читатели видят короткие зарисовки из детской жизни, понятные каждому ребёнку.
Освоить азбуку ребятам помогают популярные персонажи: Буратино, Мурзилка, Незнайка — они появляются от страницы к странице. Кроме текстов и картинок, читателям предлагаются задания: ребусы, загадки, несложные вопросы по прочитанному.
Интересная особенность букваря
При всех достоинствах книги Горецкого, в ней есть особенность, которая может сбить с толку современного ученика. Букварь начинается с буквы «А» — но следующей идёт не «Б», а «О». Завершается же азбука твёрдым и мягким знаками. Разгадка проста: Горецкий решил расположить буквы не по алфавиту, а по частотности употребления их в языке, то есть по «важности». И вышло так, что практически все гласные оказались в начале книги.
Ещё одно кардинальное отличие букваря Горецкого от привычных нам азбук в том, что иллюстрации к буквам даются отнюдь не очевидные. Например, букву «С» предлагается запомнить по словам «осина», «аист», «куст» — тем, где буква идёт в середине слова, а не в начале. Это должно было научить ребёнка мыслить творчески и нестандартно.
Некоторые пользователи замечают: если в Советском Союзе дети без труда понимали, о какой букве идёт речь на каждой из страниц букваря, то у современных школьников с этим проблемы: если на странице закрыть заголовок-букву, ребёнок по картинкам и предложенным словам может не догадаться, какую букву они иллюстрируют.
«Мой сын, он в четвёртом классе, ни одной буквы не разгадал. Он не понял, из чего исходить, в чем связь», — делится комментатор Металлург.
Многие из тех, кому приходилось учиться по букварю Горецкого, вспоминают его методику с теплотой.
«По мне, так это лучшая методика обучения чтению и грамоте. Своих детей учила читать именно по этому учебнику: всё структурировано, всё чётко и грамотно. И, как логопед, детям с речевыми проблемами рекомендую заниматься именно по этим советским книгам», — пишет, например, пользовательница Оксана.
С ней не соглашается комментатор СугробOFF:
«Я учился по другому букварю в 80-м. Там такой ерунды не было. Буква — она и есть буква. Вот слово начинается с такой-то буквы. Всё! Чего угадывать из слога, из серёдки, конца?»
Букварь Горецкого переиздавался целых 30 лет: даже после развала СССР первоклассники учились по нему. Но и сейчас, несмотря на разнообразие азбук, многие родители предпочитают обучать детей чтению именно по букварю Горецкого.