О поэме «Чёрный человек» Есенина слышали многие. Но образ чёрного человека встречался и в творчестве других русских творцов: Пушкина, Высоцкого. «Чёрные люди» в стихах этих авторов во многом похожи, но их объединяет еще одно зловещее совпадение: вскоре после написания стихотворения об этом персонаже поэты погибали. Рассказываем, что за чёрный человек приходил к творцам и разбираемся, что стоит за этим образом.
Черный человек у Пушкина
Пушкин — первый из русских классиков, в чьём творении появился образ загадочного чёрного человека. У Александра Сергеевича он фигурировал в поэме «Моцарт и Сальери». По сюжету, таинственный незнакомец, одетый в чёрное, заказал Моцарту написать реквием. Реквием, как известно — это траурное произведение на смерть кого-либо.
Встреча музыканта с незнакомцем была недолгой, но всё равно сильно встревожила Моцарта. Он никак не может отделаться от мыслей о нем, ему кажется, будто черный человек его преследует:
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит, — рассказывает он Сальери.
Рассказывает — и уже через несколько минут умирает, отравленный собственным приятелем, едва доиграв тот самый реквием. За которым, кстати, заказчик так и не явился. Получается, Моцарт написал его самому себе.
Таким образом, чёрный человек становится для Моцарта предвестником скорой гибели — фигурой пугающей и мистической.
Черный человек у Есенина
Спустя практически сто лет чёрный человек возник в творчестве Сергея Есенина — он стал главным героем одноименной поэмы. «Черный человек» — пожалуй, самое жуткое и тревожное из написанного поэтом: по сюжету, к герою поэмы ночью приходит чёрный человек и мучит его, напоминая об эпизодах его жизни.
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Несмотря на то что поэма относительно небольшая, Есенин работал над ней три года — то есть образ чёрного человека несколько лет преследовал его. При этом стихотворение, очевидно, автобиографично: в нем Есенин жалуется на проблемы с алкоголем, скуку, тоску, усталость от жизни.
Тревога, которую вызывает чёрный человек у есенинского героя, сопоставима с тревогой пушкинского Моцарта. Но всё же чёрный человек Пушкина отличается. Если у Александра Сергеевичка это было олицетворение внезапно вмешавшейся потусторонней силы, зловещее знамение, то у Есенина он, по сути, является двойником героя, его теневой стороной. Это ясно видно из концовки:
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
Черный человек стал предвестником смерти не героя, но самого автора. Через два года после написания «Чёрного человека» Есенин покончил с собой — так что поэма выглядит настоящим предсмертным посланием.
Черный человек у Высоцкого
Владимир Высоцкий обращается к образу чёрного человека за год до своей смерти. Он появляется в драматичном стихотворении, герой которого жалуется на бесконечные непрошенные советы, сплетни о нём и заявляет, что давно нашёл собственный жизненный ориентир и уже ничего не боится.
В отличие от пушкинского и есенинского черного человека, у Высоцкого он не столько служит самостоятельным образом, сколько создает метафору.
Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.
Поэт явно отсылает к стихам своих предшественников — Пушкина и Есенина — и говорит о том, что для него той самой демонической сущностью, отравляющей жизнь, является советская система. Для Высоцкого это так и было: он действительно подвергался гонениям и притеснениям.
Стихотворение вышло пророческим. И не только из-за появления в нём чёрного человека — там есть и такие строки, явно указывающие на то, что поэт чувствовал скорую гибель:
И лопнула во мне терпенья жила —
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Черный человек — это некий архетип. Он воплощение того негативного, что терзает человека, делает его жизнь невыносимой и является дурным знаком.