Леонид Ярмольник начинал карьеру в 80-е и был звездой. Но теперь он все реже снимается в кино и почти не появляется в передачах на телевидении. Рассказываем, почему так.
Стал знаменит после смешной миниатюры
Леонид Ярмольник окончил театральное училище им. Щукина в 1976 году и следующие 8 лет работал актером в театре на Таганке. Еще во время учебы он играл в кино — эпизодические роли в фильмах «Горожане» и «Весенний призыв». Популярность пришла неожиданно: в 1979 году в юмористической программе «Вокруг смеха» он показал миниатюру «Цыпленок табака», и после этого его лицо не пропадало с телеэкранов долгие годы.
В 90-е российский шоу-бизнес только зарождался, и Ярмольник был в нем как рыба в воде. В это время он вел на радио «Шоу Леонида Ярмольника», был ведущим развлекательной программы «L-клуб», потом ушел вести на телевидении «Золотую лихорадку» и «Форт Боярд» и долгое время был членом жюри КВН.
Актерской удачей Ярмольник называет участие в фильме «Трудно быть богом», снятому по знаменитому роману братьев Стругацких.
«Что касается фильма «Трудно быть богом» — я один из самых счастливых артистов своего поколения, потому что мне удалось проработать столько лет с Германом. Это подарок судьбы. Это новое представление о профессии, о кино, о смысле. Как говорится, писателей много, но есть Толстой, Достоевский, Гоголь. А в кино есть Герман. У него свой взгляд на мир».
Работа над картиной продолжалась около 14 лет. Ради этих съемок Ярмольник долгое время отказывался от большинства других ролей и делал исключение только ради самых интересных предложений, вроде фильмов «Московские каникулы» и «Перекресток», где Ярмольник сыграл главные роли и был продюсером.
В 2012 году актер снимался в одном из самых ожидаемых проектов «Шерлок Холмс», а в 2021 участвовал в съемках новой экранизации «Мастера и Маргариты».
Верит в народное признание и не отступает от принципов
О принципиальности Леонида Ярмольника ходят легенды. Он не ведет статистику сыгранных ролей и не помнит названия всех фильмов, в которых играл, но убежден, что самое важное для артиста — народное признание.
«Считаю, что артиста должны знать по имени и в лицо, если мы говорим о кино. Чтобы долго не объяснять — Владимир Высоцкий был просто артистом. Не заслуженным и не народным. Уж не говорю о том, что звания сегодня — не показатель мастерства. Я все равно не могу сравнить современных народных артистов с Юрием Яковлевым, с Евстигнеевым, Табаковым, Ульяновым, Гриценко. Это глыбы. Они и были народными. А какими еще? Я же отказывался от этих званий просто потому, что не отношусь к ним с уважением. Они слишком обезличены сейчас».
Ярмольник не боится высказать мнение и пойти наперекор системе. Он дважды отказывался от громких наград: в 1994 от звания заслуженного артиста России, а через десять лет — от звания народного артиста России. Он хочет остаться верным принципам и самому себе.
«Чтобы сохранить свою независимость, важно оставаться самим собой. Не могу же я изменить себе из-за того, что погода такая на улице, и сменить образ мысли».
Не хочет появляться на телевидении и не видит развития кинематографа
Леонид Ярмольник давно исчез с телеэкранов и сделал это намеренно. Артист считает, что в современном обществе многое изменилось, и ему это совсем не близко. Он резко критикует современное телевидение.
«Я вообще сейчас стал меньше появляться на телевидении, в том числе — на ток-шоу. Просто не могу в них участвовать. Изменился язык, изменилась мораль, теперь она не соответствует моим убеждениям. Ценз того, что можно, а что нельзя, упал ниже плинтуса. Сейчас показывают, кто с кем живет, кто у кого что украл… Для меня это не интересно, поэтому я иду на телевидение только в том случае, если понимаю, что принесу реальную пользу. В целом же телевидение стало отхожим местом, в которое приходят, чтобы рылом посветить. Я так не хочу».
Особенно актера удивляют многочисленные ток-шоу, которые заполняют большую часть эфира.
«Сегодня телевидение на 90%, может я даже ошибаюсь в меньшую сторону, напичкано тем, что завоевывает у малотребовательной аудитории высокий рейтинг. Это в основном, я имею в виду, бесконечное количество ток-шоу… И на всех каналах одни и те же люди ходят — с одного канала на другой. Ну, это бред, это ужас, это какой-то цирк абсолютный».
Кинематограф не меньше расстраивает Ярмольника. Он считает, что из тысячи снятых картин, только две-три достойные, которые можно отнести к настоящему искусству.
«Нет, таких, чтобы я крикнул «О, наконец-то!», не было. Сериалы — отдельная история, я их вообще смотреть не могу. Бывают редкие исключения — один-два сериала в год. Например, недавно шел «Троцкий». Остальные сериалы запускают просто, чтобы заполнить эфир».
Ярмольник умен, принципиален и талантлив. Может, и к лучшему, что он постепенно уходит с экранов — кто знает, как бы восприняли его зрители в образе современных шутов и юмористов.
*Экстремистская организация, запрещенная в России.