Полина Щербатова в молодости была простой крестьянкой, но именно ее портрет потом написал великий русский художник Василий Суриков. Расскажем, как крестьянка стала княгиней и супругой одного из потомков Рюриковичей.
Крестьянка покорила князя своей чистой красотой
27-летний князь Сергей Александрович Щербатов решил вернуться на родину из Франции летом 1901 года. Он держал путь в родительское имение Нара в Московской области. Отец, Александр Алексеевич Щербатов, и мать Мария Павловна встречали любимого сына с размахом и устроили большой праздник в имении.
Молодого князя с радостью встречали и крестьяне, среди которых было много хорошеньких девушек. Но взгляд Сергея Александровича остановился лишь на одной из них. Он поинтересовался у своей пожилой няни, кто та юная красавица. Оказалось, что это Пелагея Розанова. Она работала сестрой милосердия в местной лечебнице.
Сергея Щербатова покорила ее чистая красота, но он старался отогнать мысли о Пелагее. Он — продолжатель княжеского рода, потомок Рюрика в XVII колене, получил прекрасное образование в Московском университете и обучался живописи у именитых художников. А Пелагея — крестьянка, помогающая врачу.
Но на следующий день он по-прежнему думал о Пелагее. Молодой князь отправился в ту самую лечебницу, где она служила. Во время беседы с доктором он украдкой смотрел на Пелагею, а в его душе зарождались сильные чувства. Ему нравилось, как она двигается, как ухаживает за больными, как ее украшает простенькое платье.
Спустя несколько месяцев, в начале осени, Сергей Александрович подхватил простуду. Пелагея ухаживала за ним все те дни и не отходила ни на шаг. Они стали больше общаться, девушка поделилась своей мечтой — стать врачом и помогать больным людям. А в ноябре, когда князь полностью восстановился после болезни, ему пришлось выехать по делам в Петербург.
Была видением большой красоты и поэзии
В январе 1902 года скоропостижно скончался отец Сергея Щербатова, Александр Алексеевич. Все его огромное состояние перешло к сыну. В статусе богатого наследника он вернулся в родовое имение Нара и почти сразу сделал предложение той самой Пелагее Розановой. Она согласилась стать его женой, а после свадьбы получила новое имя — Полина — и статус княгини.
Сергей Александрович любил ее больше жизни и помогал освоиться в высшем обществе Москвы. И хотя внешне ее было уже не отличить от аристократки, в манерах и речи все равно проскальзывала та самая простота. Но супруги были бесконечно счастливы друг с другом, несмотря на разные сословия.
«Она была видением большой красоты и поэзии. С матовым, жемчужно-белым цветом лица, с нежно-розовым румянцем, с тончайшими чертами лица, с белокурыми волосами, отливающими червонным золотом, с редко красивыми поющими линиями ее высокой стройной фигуры, поражавшей своими античными пропорциями», — так писал Сергей Щербатов о любимой.
Полина Щербатова поддерживала мужа во всех его интересах и делах. Как и он, тоже занялась благотворительностью. Именно по ее инициативе в Москве открыли лазареты в годы Первой мировой войны. Своей добротой и милосердием княгиня быстро располагала к себе.
Княгиня Щербатова стала последней моделью художника Серова
Князь Щербатов с юности любил живопись и учился этому искусству. В начале 1900-х он открыл салон современного искусства в Петербурге. Вскоре мецената Сергея Александровича узнали еще и как знатока и коллекционера. Ему удалось собрать внушительную коллекцию портретов, а также произведения русской и западной живописи.
После женитьбы на Полине он передал ей руководство петербургским салоном. А в 1910 году князь попросил Василия Сурикова написать портрет его супруги. Он хотел, чтобы княгиня была похожа на ту «русскую бабу у саней» с картины Сурикова «Боярыня Морозова».
На полотне Сурикова образ Полины Щербатовой получился серьезным и строгим. На ней красивая шаль бирюзового цвета, привезенная другом князя из Индии. Из украшений надеты только золотые кольца.
Вскоре Сергей Щербатов заказал еще один портрет любимой жены, но уже у другого художника — у Валентина Серова. Однако Серов успел сделать только наброски — в декабре 1911 года он умер. В день, когда он должен был закончить ее портрет, его жизнь оборвалась. В Третьяковской галерее хранится тот самый эскиз углем.
Уехала с мужем из России и прожила с ним до последнего дня
Князь Щербатов занял место Валентина Серова в Совете Третьяковской галереи. Он прилагал все усилия, чтобы пополнить ее коллекцию образцами современной живописи.
В 1913 году для Сергея Александровича построили музей-особняк по проекту архитектора Александра Таманяна. Часть здания использовалась как выставочные залы, часть — как доходный дом.
В 1919 году супруги Щербатовы эмигрировали в Париж. Они успешно продали виллу Сергея Александровича в Каннах. Во Франции князь вновь занялся живописью и написал большую часть своих картин. В Париже у него состоялись две персональные выставки. Супруга Пелагея Ивановна по-прежнему во всем поддерживала его. А еще она создавала ароматные масла по старинным рецептам и занималась гаданием.
Сергей Александрович Щербатов скончался 23 мая 1962 года в Риме. Пелагея Щербатова ушла из жизни в 1966 году. Оба похоронены в Риме на кладбище Тестаччо.
Портрет княгини Полины Щербатовой кисти Сурикова с 1922 года находится в коллекции Радищевского музея в Саратове.