Летом 1875 года весь Санкт-Петербург был потрясен известием об известном финансисте и кавалере ордена Почетного легиона Станиславе Кроненберге. 29-летний мужчина оказался домашним тираном: он регулярно избивал свою 8-летнюю дочь «в воспитательных целях». Жестокость, с которой он наказывал ребенка, шокировала даже повидавших многое полицейских.
Узнал о своей внебрачной дочери случайно
Сейчас сложно сказать, когда в поведении финансиста возникли предпосылки к такой жестокости. Он родился в 1846 году в Варшаве в благополучной и зажиточной семье — его отец Леопольд Кроненберг был банкиром и железнодорожным магнатом. У Леопольда и его супруги Розалии был еще один сын — Леопольд-Юлиан. Дети получили хорошее воспитание и образование.
Окончив учебу в гимназии, Станислав поехал в Париж, где в течение нескольких лет изучал банковское дело. В 1867 году он вернулся в Варшаву, где ненадолго увлекся некой вдовой, которая была старше на несколько лет. Женщина сама разорвала отношения с ним.
В 1871 году Кроненберг по поручению отца-банкира поехал в Санкт-Петербург. Там ему предстояло управлять Учетным и ссудным банком, который принадлежал его семье.
Через год Станислав приехал в Варшаву и встретился там с той самой вдовой. К тому времени она уже вышла замуж. Женщина сообщила, что родила от него дочь и оставила ее в Женеве. Она не хотела, чтобы ее застыдили за внебрачного ребенка, поэтому роды проходили в Швейцарии. Женщина не могла забрать младенца с собой и отдала его на воспитание крестьянам.
Станислава новость застала врасплох, он быстро собрался и поехал в Швейцарию. Пятилетняя Мария больше была похожа на «чертенка». О каких-либо хороших манерах и опрятном виде и речи не могло быть.
Он не мог себе позволить оставить дочь в таких условиях и забрал ее. Там же, в Швейцарии, Станислав нашел семью, которая взяла Марию на воспитание. Он договорился с пастором де Комба и его супругой о регулярной и щедрой оплате и со спокойной совестью уехал.
Через несколько месяцев Кроненберг решил навестить дочь, но не предупредил пастора о своем визите. То, что он увидел, потрясло его.
«Девочка была настолько одичалой, что не признала отца. Кроненберг выразил свое недовольство, расплатился с пастором и забрал ребенка с собой в Петербург», — так описывал визит финансиста его адвокат Владимир Спасович.
Взяла без спроса чернослив и чуть не погибла от рук отца
Казалось бы, испытания в жизни малышки должны были закончиться — она теперь жила с родным отцом, который прежде за нее так переживал. Станислав Кроненберг жил в красивом особняке. Он не был женат, но состоял в отношениях с женщиной по фамилии Жезинг. Вместе с ними жила и маленькая Мария.
Почти сразу после переезда к отцу она почувствовала на себе его жестокость. Сначала это были придирки Станислава, затем он стал наказывать ее розгами, а потом и вовсе бил руками. Представители знати, которые жили рядом с Кроненбергом, видели страдания девочки, но молчали.
В тот страшный день, 25 июля 1875 года, Машенька захотела полакомиться сушеным черносливом. Тайком от отца она взяла несколько штук из сундука. Но Станислав заметил этот проступок, его охватила ярость.
Он выбежал в сад и отломал несколько веток рябины. Потом схватил дочь и начал ее пороть прутьями. От невыносимой боли девочка визжала так, что ее услышали две дворничихи. Она бросили метлы и побежали ко двору, откуда раздавались детские крики. Женщины увидели, как взрослый мужчина в ярости хлещет маленькую девочку по спине. От ударов ее одежда пропиталась кровью. Кроненберг избивал девочку розгами целых 15 минут, а потом бил кулаками по лицу.
Свидетельницы этого кошмара попытались остановить озверевшего отца, но он не обращал на них внимания. Девочку надо было спасать! Дворничихи бросились в полицию — Кроненберга тут же арестовали, а девочку спасли из-под его рук.
Присяжные оправдали жестокого отца
В считанные дни жуткое известие распространилось по всему Санкт-Петербургу. За делом Кроненберга следили не только журналисты, но и известные писатели — Федор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин.
В суде Кроненберга защищал известнейший в те годы адвокат Владимир Спасович. Он всеми возможными способами пытался обелить финансиста. Кстати, в обществе у Кроненберга нашлись и сторонники, которые считали, что за воровство ребенка нужно хорошенько проучить розгами.
В своей защите Спасович выстроил такую логическую цепочку, согласно которой от воровства чернослива рукой подать до ограбления банка. Присяжные вынесли вердикт: Станислав Кроненберг не виноват. Это вызвало бурю негодования в обществе, что было заслуженно. Людей возмущало то, что суд поставил проблемы воспитания выше таких страданий ребенка. Федор Достоевский, следивший за этим делом, назвал Спасовича настолько безнравственным, что ему все равно, кто будет его подзащитным.
Стала женой аристократа, но не забыла жестокость отца
В 1878 году Кроненберг был вынужден уехать в Польшу, поскольку скончался его отец. Станислав вступил в наследство: ему достались несколько банков, железнодорожные компании и газеты. В апреле 1894 года он умер в возрасте 47 лет.
После трагедии 1875 года воспитанием Маши занялась ее троюродная тетя по отцу — Эмилия. Она сделала все, чтобы девочка поскорее восстановилась после тех ужасных событий. Эмилия относилась к ней очень нежно и был внимательна во всем. И Мария действительно преобразилась.
Девушка удачно вышла замуж за представителя французской аристократии — графа Жана де Корберона. Она прожила с ним в Париже всю жизнь. Однако даже в той роскоши Мария вряд ли забыла те страшные годы, которые прожила сначала без матери, а потом с отцом-тираном.