Сегодня многие традиции, которые существовали в прежние века, чаще всего вызывают недоумение и кажутся неприемлемыми. Но еще 3-5 веков назад все эти вещи были нормой — как раз без них не представляли свою жизнь на Руси. Расскажем про несколько странных древних обычаев славян.
Женщины красили зубы в черный цвет
В прежние века обычай чернить зубы существовал у многих народов Юго-Восточной Азии и Индии, а также в Западной Европе. В России эта мода появилась примерно в 16 веке, ее тут же подхватили девушки и молодые женщины. Для этого они использовали обычную сажу. Русские и зарубежные писатели в своих произведениях тоже упоминали этот странный обычай.
«Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи». «Путешествие из Петербурга в Москву», А. Н. Радищев.
«Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие». «Нынешнее состояние России». Самуэль Коллинс.
Есть несколько версий происхождения этого обычая. По одной из них, с помощью сажи скрывали испорченные зубы. В суровом российском климате они разрушались быстрее из-за нехватки витаминов, поэтому женщины пытались отбелить их ртутными белилами. Но в результате зубная эмаль разрушалась еще быстрее, а зубы чернели. Чтобы скрыть разницу между здоровыми и больными зубами, чернили все.
По другой версии, черные зубы указывали на богатство. Из-за частого употребления сахара в большом количестве развивается кариес, который меняет цвет зубов. Долгое время сахар в России считался очень дорогим лакомством, поэтому его могли позволить себе лишь состоятельные семьи. Черные зубы указывали на высокий достаток, поэтому многие модницы пользовались сажей, чтобы создать о себе такое же впечатление.
Мода на черные зубы существовала в России вплоть до конца 19 века. В 1845 году писатель и литературный критик Виссарион Белинский опубликовал собрание сочинений «Петербург и Москва», в котором тоже описывает этот обычай столичных модниц:
«Белила, румяна и сурьма составляют неотъемлемую часть их самих, точно так же как стеклянные глаза, безжизненное лицо и черные зубы»
Кстати, в наше время традиция чернения зубов до сих пор весьма популярна у некоторых азиатских народов.
Уничтожали или закапывали свои волосы и ногти
С древних времен многие народы наделяли человеческие волосы магической силой. В славянской традиции волосы тоже имели сакральное значение. Даже расчесывание косы считалось весьма интимным обрядом. На Руси стричь волосы можно было лишь в определенные дни. Мужчины могли укоротить их по вторникам и четвергам, а женщины — в пятницу или среду. В те времена беременным вообще нельзя было стричь косы.
Но даже с вычесанными и остриженными волосами обходились очень осторожно: их собирали, а потом закапывали или бросали в реку. Этот обычай упоминается в монографии П.Бардиной «Быт русских сибиряков Томского края». Но в большинстве случаев волосы сжигались. Такая практика объяснялась очень просто: поскольку волосы сохраняют энергетику человека, с их помощью можно было навести порчу. А когда они уничтожены огнем, то у колдунов и материала нет для этого «губительного ритуала». Кроме того, остриженные или вычесанные волосы сжигали, чтобы задобрить домового.
Наши предки считали, что ногти это тоже «живой» материал, с помощью которого злые люди могли и навредить. Поэтому остриженные или сломанные ногти сжигали, закапывали или прятали в щели в доме. Последний способ имел магическую силу: якобы ногти защищал хозяев от злого глаза какого-нибудь гостя.
Младенцев «доделывали» в печи
С беременностью, рождением малыша и его первыми месяцами жизни связано множество древних обычаев, которые в наши дни покажутся весьма странными.
Любая беременная женщина мечтала родить здорового ребенка с чистым лицом. Для этого повитухи советовали как можно чаще подметать пол в избе. Считалось, если будущая мама ест много капусты и часто пьет молоко, малыш родится с белоснежной кожей. А красные ягоды подарят дочери или сыну красивый румянец.
Детская смертность была очень высокой: если делать вывод на основе данных метрических книг, она составляла 25% в отдельные годы. Первые дни и месяцы жизни младенцев считались самыми важными. Поэтому повитухи прибегали к некоторым ритуалам, чтобы укрепить здоровье малыша.
Например, существовал обряд «перепекания» (или «допекания») ребенка. Если он появлялся на свет раньше ожидаемого срока или выглядел слабым, его обязательно «доделывали». Малыша укладывали на большую хлебную лопаты и трижды отправляли в теплую печь. Она символизировала материнскую утробу.
В литературных произведения также встречаются отсылки к этому обряду. Так, русский писатель Владислав Ходасевич, автор биографии Гавриила Державина, упоминал «допекание».
«От рождения был он (Державин Гаврила Романович) весьма слаб, мал и сух. Лечение применялось суровое: по тогдашнему обычаю тех мест запекали ребенка в хлеб. Он не умер.»
Исследователи русского фольклора полагают, что ритуал «допекания» детей лежит в основе сказок о Баге Яге: она тоже нередко отправляла на лопате пойманных малышей в печь.