Важно знать историю — не только громкие имена и ключевые даты, но и мелкие детали. Зачастую они помогают лучше понять, как жили люди в ту или иную эпоху. Вот несколько исторических фактов, о которых многие не знают. Кому-то они покажутся странным, а другим — забавными. Но эти вещи действительно происходили в истории человечества.
В древности мед использовали для мумификации
Меллификация, или использование меда для сохранения тела, — это метод, который часто окутан мифами. Древнегреческий историк Геродот утверждал, что ассирийцы использовали мед для бальзамирования. Ходили слухи, что тело Александра Македонского хранили в золотом гробу, наполненном медом.
Независимо от того, правдивы эти истории или нет, существует веская основа для связи меда и консервации. Мало того, что мед обладает антисептическими свойствами, высокое содержание сахара также помогает высушить микробы.
Есть также свидетельства того, что мед мог использоваться в погребальных обрядах. В Грузии археологи обнаружили в могиле бронзового века подношения, консервированные медом. Ягоды, орехи и корзинки были намеренно покрыты медом.
Известно, что когда открыли гробницу Тутанхамона, в ней лежала 2000-летняя банка с медом. А поскольку мед никогда не портится, он все равно был вполне съедобен.
В Англии утопленников спасали табачной клизмой
В начале 1770-х годов табак был импортирован в Англию из Вирджинии, чтобы его можно было нюхать, жевать и курить с помощью глиняной трубки. Американские коренные народы использовали табак в качестве лекарства и первыми применили клизмы с табачным дымом. Слухи об этом лечении дошли до Англии, и фельдшеры начали использовать эту процедуру для лечения лондонцев, которые чуть не утонули в водах Темзы.
Пациенту ставили клизму клизму с резиновыми насадками и один из врачей через трубку, соединенную с клизмой, пускал табачный дым в организм утопленника. Практикующие врачи ошибочно полагали, что это приводит к двум вещам; во-первых, согревает утонувшего, во-вторых, стимулирует дыхание. В случае неэффективности клизмы с табачным дымом применяли искусственное дыхание.
Вскоре использование клизм с табачным дымом, наряду с кровопусканием, вошло в моду среди европейских врачей. Этот трюк считался спасательным инструментом в их терапевтическом арсенале. У медиков теперь было новое лечение головных болей, дыхательной недостаточности, простуды, грыж и спазмов в животе (при одновременном применении с пероральным куриным бульоном). Вскоре клизмы с табачным дымом стали применять для лечения брюшного тифа и даже вспышек холеры, в «стадии коллапса» и смерти.
В 1811 году английский ученый Бен Броди обнаружил, что никотин токсичен для сердца, и вскоре прописывать клизмы с табачным дымом стало рискованно, поэтому от них отказались.
Попугай президента выругался матом на его похоронах
Эндрю Джексон — не единственный президент США, который держал домашнюю птицу в Белом доме. У Тедди Рузвельта был одноногий петух, а у Джеймса Бьюкенена было два белоголовых орлана. Но Джексон стал единственным главой государства, у кого был ругающийся попугай.
Птицу звали Пол, и изначально ее взяли для первой леди США Рэйчел Джексон. После ее смерти он остался в Белом доме, а вскоре начал ругаться матом. У кого именно он научился сквернословию, доподлинно неизвестно. Но учитывая то, что президента Джексона считали очень жестким и темпераментным, можно с уверенностью предположить, что птица переняла эту привычку прямо от своего хозяина.
8 июня 1845 года президент скончался. Попрощаться с ним пришли тысячи людей. На церемонии присутствовал и попугай Пол, который начал визжать и ругаться, как сапожник.
В третьем томе книги «Эндрю Джексон и ранняя история Теннесси» есть цитата священника Уильяма Менефи Нормента, который был на похоронах Джексона.
«Перед проповедью злой попугай разволновался и начал ругаться так громко и долго, что беспокоил людей, и его пришлось унести. Люди были в ужасе от отсутствия у птицы почтительности.»
В польской армии служил бурый медведь
Во время Второй мировой войны в польской армии служил бурый медведь. В Польшу он попал благодаря одному офицеру, который спас его в Сирии, когда служил там. В артиллерийском корпусе медвежонку дали имя Войтек, которое в переводе означает «Счастливый воин».
Довольно быстро жизнь Войтека в армии начала отражаться на его воспитании, поскольку большая часть еды, которую ему подавали, была похожа на то, что ели солдаты. Еще одним доказательством того, что армия была не самой лучшей средой для Войтека, можно считать то, что у него быстро появился вкус к пиву, сигаретам (он их ел) и утреннему кофе — трем основным продуктам питания, которыми питались солдаты.
Наконец, в начале 1944 года подразделение Войтека — 22-я рота артиллерийского снабжения — вместе с остальной частью 2-го польского корпуса было переброшено в Италию. Была только одна проблема: британские правила запрещали перевозку на борту животных. Вместо того, чтобы оставить своего любимого Войтека, поляки обошли это правило, призвав его в часть в звании рядового, числящегося солдатом. Войтек, по сути, был теперь рядовым и действующим военным персоналом.
Прибыв в Италию, Войтек считался настоящим членом Корпуса. Ему был предоставлен его собственный серийный номер. Однако он был не просто талисманом полка и спал в палатке. Он помогал своим однополчанам в исполнении обязанностей. К тому моменту он весил где-то около 90 килограммов. Медведь таскал целые ящики с артиллерийскими снарядами, умудряясь поднимать и удерживать 25-фунтовые артиллерийские снаряды массой 45 кг.
По окончании службы Войтека отправили в Шотландию в 1945 году. Его последним домом стал Эдинбургский зоопарк. Медведь купался во внимании посетителей и не раз появлялся в телеэфире как необычный герой.