Судьба богатых вдов, живших в Англии в Средние века, была не такой уж счастливой, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, после потери мужа они получали гораздо больше прав. Но с другой, эти женщины по-прежнему не могли распоряжаться своей свободой. Расскажем, почему в ту эпоху вдов-аристократок принуждали к новым бракам.
Почти треть всех владений страны принадлежала вдовам-аристократкам
В средневековой Англии богатые и знатные вдовы имели огромное влияние. Унаследовав после смерти своих супругов имущество, они контролировали большие территории. Например, в 1436 году высшую аристократию государства составляли 3 герцогства и 11 графств. Из них 2 герцогства и 10 графств, а это 27% владений всего королевства, были сосредоточены в руках вдов. Среди этих женщин — Маргарет Холланд, герцогиня Кларенс и графиня Сомерсет; Катерина Невилл, герцогиня Норфолк; Мод Клиффорд, графиня Кембриджская; Джоан Стаффорд, графиня Кентская.
В подавляющем большинстве случаев эти дамы происходили из аристократических и обеспеченных семей. Выходя замуж за ровню, они заключали брачные договоры. В своде законов XII века «Гланвилл» был пункт о том, что уже в день свадьбы муж должен быть обеспечить своей супруге «вдовью долю» на случай его смерти. Эта доля составляла треть всего его состояния на дату бракосочетания.
Как правило, жена получала землю, право на которую сохранялось даже в случае ее нового замужества после смерти супруга. Вдова оставалась без своей доли, если ее мужа казнили за государственную измену. В такой ситуации все имущество семьи, не считая ее приданого, подлежало конфискации в пользу государства.
Овдовев, многие знатные и богатые дамы не спешили выйти замуж снова. В новом статусе перед ними открывались новые возможности. Например, они могли единолично принимать важнейшие решения, которые раньше считались исключительно делом мужа.
Богатых английских вдов принуждали к новому замужеству
Но английские короли думали иначе. Для них обеспеченные и влиятельные вдовы были чем-то вроде бесценного имущества, у которого обязательно должен быть хозяин. Как только аристократка оставалась без мужа, ее сразу вносили в специальный регистр богатых вдов и по указанию короля искали ей подходящего нового мужа. Как только такого находили, вдову приглашали ко двору — она должна была принять распоряжение короля. Дама могла отказаться, если считала кандидата недостойным. В таком случае ей подыскивали другого потенциального мужа. Но рано или поздно ей все равно приходилось идти под венец снова.
Конечно, английские короли не ставили задачу обездолить богатых наследниц. Эти дамы со всем своим имуществом были лучшей наградой для тех мужчин, которые как-либо отличись в глазах монарха. К тому же властям было важно, чтобы благородный род размножался — чем больше детей в благородных семьях, тем больше у правителей преданных единомышленников.
Некоторым вдовам удавалось избежать такого почти принудительного замужества — они моментально давали обет безбрачия, либо же выкупали свою свободу, отдавая огромные суммы — порой чуть ли не все свое состояние. Например, когда после смерти мужа жившая в XIV веке Жакетта Люксембургская, герцогиня Бэдфор, решила выйти замуж за мужчину, которого выбрала сама, а не того, которого ей навязали. Ее супругом стал рыцарь, служивший ее умершему мужу. Но за это герцогиня много лет платила штраф, который был назначен по решению Генриха VI.
Кстати, известно, что еще Генрих Первый занял сторону вдов и хотел искоренить практику обязательных повторных браков, но у него ничего не получилось.
В правовом документе «Великая хартия вольностей» (Magna Carta) от 1255 года было запрещено принуждать вдов к браку, но при одном условии.
«Никакая вдова не должна быть принуждаема к браку, пока желает жить без мужа, так, однако, чтобы представила ручательство, что не выйдет замуж без нашего согласия, если она от нас держит, или без согласия своего сеньора, от которого она держит, если она от кого-либо другого (а не от нас) держит»
После смерти мужа женщина сразу же получала свою вдовью долю и могла оставаться в доме умершего супруга всего 40 дней. Затем она была обязана переехать в новое жилье, которое ей предоставляли с учетом того уровня жизни, к которому она привыкла.
Но правило обязательного повторного замужества не распространялось на вдов старше 60 лет. В этом возрасте женщина уже не могла родить, поэтому ее новый брак не приносил государства какой-либо конкретной выгоды. Вдовы 60+ имели право носить траур хоть до конца своей жизни. Если же такая дама вдруг встречала новую любовь или ей просто хотелось замуж, то этому никто не препятствовал. Правда, сначала тщательно проверяли, не давала ли вдова обет безбрачия.