В эпоху Средневековья и Возрождения отношения между родителями и детьми кардинально отличались от тех, которые сегодня считаются. Особенно это касалось знатных семей: с рождения и до юношества ребенка отцы и матери мало общались с ним, его воспитывали другие люди. Поэтому нередко складывается впечатление, что до определенного возраста родители не любили своих сыновей и дочерей. Расскажем, почему в то время аристократы не занимались детьми.
Странная любовь и забота о маленьком ребенке
Родители-аристократы делали все, чтобы их дети получили лучшее образование. А еще они планировали их браки, карьеру, выбирали им фаворитов. Младенца, родившегося в благородной семье, с первого дня жизни окружало множество людей. Кормилицы давали им свое молоко столько, сколько потребуется. Качалки, как уже понятно из названия специальности, укачивали малышей в их колыбелях. Общим воспитанием, как правило, занималась назначенная знатная дама. А где же были родители?
У отцов и матерей благородных семейств были свои заботы. Мужчины занимались финансовыми и государственными вопросами, а женщинам было важно максимально присутствовать в светском обществе и посещать все балы и приемы. Они почти не участвовали в воспитании детей с их младенческого возраста. Но нельзя сказать, что все представители аристократии не любили своих потомков или не заботились об их будущем.
Как только дети начинали говорить, их знакомили с кодексами хороших манер и морали. В больших залах они вместе со взрослыми слушали рассказы о королях с их идеалами храбрости, верности, решимости пожертвовать жизнью ради чего-то высшего. Дети учились правильным манерам за столом, а также танцевали, пели и музицировали. Игры были частью повседневной жизни как детей, так и взрослых. Игра в шахматы использовалась в воспитательных целях.
Некоторых детей из благородных (но не королевских семей) воспитывали родственники или же их отправляли к дворянам более высокого ранга или, если было возможно, к царскому двору, что давало им возможность научиться более изысканным манерам и получить образование у более эрудированных педагогов.
Аристократы считали своих детей залогом высокого статуса и богатства
Когда детям исполнялось 6-7 лет, их воспитание менялось. У мальчиков появлялись наставники-мужчины, которые учили их чтению, письму и латыни. Мальчики также участвовали в охоте, во время которой обучались верховой езде и обращению с оружием.
В возрасте от 12 до 14 лет они начинали необходимую физическую подготовку, чтобы стать рыцарями: учились носить доспехи, обращаться с мечами и копьями и участвовать в рыцарских турнирах.
За их религиозным образованием следил капеллан замка, в котором жили мальчики. Конечно, родители помнили о своих детях и любили их, но наладить тесное общение было очень сложно, поскольку с рождения и до подросткового возраста о нем фактически заботились другие люди.
Девочки из благородных семей тоже знакомились с основами письма и чтения, но обучение было менее формальным и интенсивным. Их с малых лет готовили к тому, что они станут леди. Хозяйки учили молодых девушек вести домашнее хозяйство, шить, ткать и прясть. Рукоделие аристократок, в том числе изысканные вышивки и гобелены, ценились во всей Европе.
Главной целью родителей дочерей было удачно выдать их замуж: не просто за достойного мужчину, но за богатого и знатного. Не менее достойных невест искали аристократы и своим сыновьям. Среди знати дети увековечивали фамилию и увеличивали семейные владения с помощью выгодных браков в том числе.
Многие из этих союзов были запланированы, когда будущие жених и невеста были еще в колыбели. Дети были так важны для семей из-за денег и статуса, что не является чем-то необычным для средневековых обычаев.
В Средневековье детство заканчивалось слишком рано
Но есть еще одна причина, почему родители-аристократы так мало проводили время с детьми, пока они были маленькими. В Средние века детство часто недооценивалось, потому что оно было очень коротким. Уже в 7-8 лет начинался переход во взрослую жизнь, который мог быть наполнен тяжелыми событиями для потомка аристократов.
Например, когда Ричарду III было всего 8 лет, его взяли в заложники и заточили в замке, где он стал свидетелем жестокой смерти своего отца и брата. Королевские дети во время Войн Роз были своего рода валютой, ценной для всех, кто ими владел и мог торговать ими.
Елизавету I еще в младенчестве родители отправили подальше в деревню — чтобы уберечь ее от чумы — и поселили в доме с собственной свитой слуг. Ее гувернантка позже жаловалась, что у нее не хватает денег, чтобы обеспечить Елизавете новое белье. Девочка была пешкой в очень напряженной религиозной войне, но выросла умным человеком и получилась превосходное образование.
Будущая королева Виктория в 7 лет стала предметом жестоких политических распрей. Она была второй в очереди на престол, ей никогда не давали оставаться одной — в целях безопасности. Дома ее обучали математике, музыке и истории королевской семьи. Вместо человеческих друзей ей дали играть с множеством кукол. В результате, Виктория чувствовала себя запуганной и нелюбимой.
В эпоху Средневековья в королевских и аристократических семьях девочек обычно выдавали замуж довольно рано, они нередко рожали первых детей в подростковом возрасте.
Еще одной особенностью аристократического образования было грандиозное турне, во время которого юноша и его наставник в течение нескольких лет путешествовали по Европе, обучаясь в академиях и университетах. Общаясь с иностранцами своего ранга, молодые люди учились изысканным манерам, красноречию и языкам. Вернувшись, они смогли служить государству в качестве офицеров, послов, канцлеров, советников, губернаторов и судей.
По сути, у отцов и матерей благородных семейств оставался лишь небольшой промежуток, чтобы наладить тесное общение с ребенком: между окончанием его образования и свадьбой. Но зачастую это им не удавалось, поскольку важное для доверия время было давным-давно упущено. Хотя родственные узы между поколениями все равно оставались очень крепкими.