Из гениев всех времен и народов этот — самый популярный. Любой школьник знает о Леонардо да Винчи — великом художнике, ученом и изобретателе. Его картины не имеют цены, его полустертые карандашные наброски продаются на аукционах за десятки миллионов долларов. И именно вокруг его имени возникло множество мифов. Вот 10 заблуждений о Леонардо да Винчи, верить в которые — напрасно.
Восхищенные поклонники не понимают, как один человек мог вместить столько талантов и оставить после себя такое богатое наследие. Отсюда появляется множество догадок, слухов, мифов.
Итальянский профессор Алессандро Веццози, директор Идеального музея Леонардо в его родном городке Винчи, более 30 лет занимается исследованиями творчества гения Возрождения.
Он призывает очень осторожно относиться к сенсационным заявлениям об обнаружении новых, ранее неизвестных или считавшихся утраченными произведений Леонардо да Винчи, рассматривать всю информацию через призму скепсиса.
«Все исследования творчества Леонардо связаны со знаками вопроса, которых намного больше, чем ответов. Не только СМИ спекулируют информацией о Леонардо, но и рынок антиквариата, на котором стоимость работ да Винчи и его учеников разнится в сотни, а то и тысячи раз. И все это не имеет никакого отношения к культурному аспекту изучения Леонардо», — говорит Алессандро Веццози.
Миф 1: что на самом деле значит знаменитое «да Винчи»
Полное имя великого художника и инженера — Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. В Италии 15-го века, как и во многих других государствах, отсутствует понятие фамилии. Многие культуры просто называли человека и указывали его принадлежность к роду. Буквально полное имя ученого расшифровывается как: Леонардо, сын Пьеро из Винчи.
Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (дословный перевод):
«В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Винчи — итальянский город в Тоскане в окрестностях Флоренции. А во времена самого Леонардо был просто крестьянской коммуной.
Есть еще одно мнение о возникновении фамилии, оно изложено в книге «Леонардо да Винчи и его Вселенная» под авторством Алессандро Веццози. Фамилия Винчи происходит от ит. vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения.
Переплетенные прутья, как напоминание о фамилии отца и родной земле, стали эмблемой Леонардо: этот узор присутствует в его рукописях и на некоторых картинах, например «Даме с горностаем» и «Джоконде».
Миф 2: Леонардо да Винчи первым изобрел вертолет
В наше время у Леонардо есть масса поклонников, которые стараются «реанимировать» его изобретения, доказывают, что все оставшиеся после него чертежи совершенны и вполне подлежат реализации. Правда, на вопрос, почему же гениальные схемы так ни разу и не заработали при жизни автора, ответа нет.
Это изобретение описывают как вертолет. Но на самом деле в 1483 году художник создал воздушную версию так называемого «Архимедова винта».
На самом деле этот аппарат не смог бы подняться в воздух. Четыре человека не могли производить столько энергии. Но хотя вертолет не относится к числу изобретений Леонардо да Винчи, воплощенных в жизнь, он стал источником вдохновения для создателей роторных аппаратов. А наброски этого воздушного винта остаются одной из самых узнаваемых работ художника.
Британский историк авиации Чарльз Гиббс-Смит считал, что принцип использования вращающегося винта для полета художник не придумал, а подсмотрел: так работали детские вертушки, известные по меньшей мере с XIV столетия.
Миф 3: идея создания велосипеда принадлежит да Винчи
Леонардо да Винчи приписывают много изобретений, многие из которых так и остались в проекте, однако они маркируют собой технологический уровень эпохи Возрождения. При жизни великого инженера многие его изобретения оставались неизвестными широкой публике.
Так случилось и с идеей создания велосипеда. В 1974 году историк литературы Аугусто Маринони, читая лекцию на родине Леонардо, в Винчи, продемонстрировал изумленной публике рисунок велосипеда, обнаруженный в сборнике рукописей гения, известном как Codex Atlanticus. «Изобретение» растиражировали в книгах по искусству и даже воссоздали по рисунку модель.
Однако эксперты считают, что набросок сделан не рукой Леонардо. Историк искусства Карло Педретти свидетельствовал, что видел эту страницу в 1961 году, и там были две окружности, нарисованные рядом, которые, очевидно, некто впоследствии превратил в изображение велосипеда.
Миф 4: на Туринской плащанице изображен Леонардо да Винчи
Уже столетия этот невзрачный отрез ткани не дает покоя верующим и атеистам, ученым и священнослужителям, журналистам и криминалистам. Время от времени вспыхивают споры о том, что же такое на самом деле туринская плащаница — христианская святыня или подделка?
Теорию о том, что плащаница — это первое в истории «селфи», принадлежащее да Винчи, выдвинули в 2009 году британские исследователи. Они посчитали, что он вполне мог создать свое изображение на ткани, используя камеру-обскуру.
Их доводы по большей части построены на том, что лицо на плащанице очень похоже на автопортрет Леонардо. Кроме того, результат радиоуглеродного анализа ткани показал, что она была соткана в Средневековье.
Однако эта теория разбивается вдребезги о хронологию жизни мастера. Дело в том, что он родился в 1452 году, а плащаница была впервые выставлена на всеобщее обозрение во Франции в 1355 году. То есть, плащаница совершенно точно существовала как минимум за 97 лет до рождения да Винчи.
Известно, что да Винчи знал принципы работы камеры и даже использовал технологию для создания набросков с натуры. Вполне вероятно, что он был первым из многих художников эпохи Ренессанса, кто стал использовать этот прием.
Однако этот факт никак не доказывает того, что изображение на туринской плащанице — это фотография, сделанная Леонардо да Винчи.
Миф 5: ученый использовал шифр в своем дневнике
Сегодня от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Существует мнение, что все данные в них зашифрованы.
Но на самом деле записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении. Ученый был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками; говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
Миф 6: основоположник вегетарианства родом из Винчи
Все чаще имя Леонардо да Винчи упоминается во время дебатов о пользе вегетарианства. В подтверждение приводят строчку Андреа Корсали из письма к Джулиано ди Лоренцо Медичи. Он сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса. Но из семидесяти авторов биографий да Винчи только трое цитировали это письмо.
Есть еще одно доказательство вегетарианства — популярная фраза, которую приписывают да Винчи:
«Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей. Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».
Однако она ошибочна и никогда не принадлежала итальянскому художнику и инженеру. Цитата взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».
Известно более 70 исследователей биографии Леонардо да Винчи и только в двух упоминается возможные предпочтения в еде ученого. Но ни один источник никогда не цитировал его слова «Я не ем мяса».
Что касается диеты да Винчи, можно сделать лишь несколько выводов из его записных книжек. В Codex Atlanticus есть ряд предложений и абзацев, в которых Леонардо осуждает злоупотребление мяса, питье молока или даже сбор меда с сот. Но, как считают исследователи, это связано с идейностью и философией ученого, его этическими нормами.
Миф 7: Мона Лиза на самом деле написана с образа самого автора
Есть много версий: будто портрет Джоконды Леонардо писал с себя, с ученика, запечатлел образ матери, сохранившийся в памяти… Все споры около личности модели затихли в 2005 году, когда были обнаружены заметки художника Агостино Веспуччи, помощника Никколо Макиавелли, с которым дружил Леонардо.
Тот написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Мона (т. е. «госпожа») — не имя, а уважительное обращение к женщине). Лиза — жена торговца шелком Франческо Джокондо, жившая в начале XVI века во Флоренции.
Вазари — автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», писал, что Леонардо, работая над ее портретом, приглашал музыкантов и шутов развлекать даму, чтобы ее улыбка оставалась естественной, несмотря на усталость от сидения в одной позе.
Возможно, и эту женщину он хотел изобразить улыбающейся, поскольку giocondo в переводе с итальянского означает «веселый».
Миф 8: на фреске «Тайная вечеря» изображена Мария Магдалена
Это любимая теория многих искателей мистики и тайных заговоров. Давно признанная лучшим произведением мастера, она превратилась в объект массового паломничества после выхода книги Дэна Брауна «Код да Винчи».
Во фреске сочинитель бестселлера углядел некий тайный смысл, намеренно вложенный в нее художником. Браун утверждает, что по правую руку от Иисуса да Винчи изобразил не апостола Иоанна, как считалось до сих пор, а Марию Магдалину, причем не просто как ученицу Христа, а как его жену.
Однако за измышлениями Брауна стоит лишь богатая фантазия. Так, иконографический тип апостола Иоанна всегда отличала известная женственность, и существует масса картин, где он изображен таким, как у Леонардо.
К тому же, пока Леонардо писал, его работу каждодневно контролировал приор монастыря, и он, разумеется, обратил бы внимание на любую вольность в толковании Нового Завета.
Миф 9: живописец не читал книги, а полагался только на свое мышление
В личной коллекции Леонардо да Винчи было 116 книг, при этом он часто посещал библиотеки и одалживал книги у друзей и знакомых. Но почему-то некоторые все равно утверждают, что художник не любил читать, а самые смелые утверждают, что даже не умел.
Скорее всего, этот миф о да Винчи произошел от того, что он называл себя «человеком без букв» — omo sanza lettere. Но это означало лишь то, что он некоторое время предпочитал не пользоваться латынью, а писал и говорил только на итальянском. В конце концов латынь Леонардо все-таки освоил, и не без помощи якобы нелюбимых им книг.
Среди ученых, чьи труды изучал Леонардо, выделяют Платона, Аристотеля, Архимеда, Альберта Великого, Данте Алигьери.
Миф 10: Леонардо да Винчи — известный прорицатель и ясновидец
Инженер 15-го века не мог быть настолько гениальным, каким его считают. Откуда он мог придумать все те механизмы? Он видел будущее, отсюда следует и его талант. Да, существуют такие домыслы среди приверженцев мистики.
Корни этих заблуждений также берут свое начало из дневников ученого. Среди заметок встречались записи с так называемыми предсказаниями, которые на самом деле являются загадками. Но сформулированы они так, будто описывают сцены из будущего.
Например, в своих дневниках он писал о том, что люди будут общаться друг с другом находясь в разных государствах. Многие увидели в этом создание телефонов, хотя имелось в виду общение посредством писем.